Восставая в покаянии

Во время Великого поста полезно читать тех святых отцов, которые побуждают сердце к истинному и искреннему покаянию, что и является самой сутью нашей духовной работы на пути к Святой Пасхе. Я бы хотел предложить сейчас два отрывка о покаянии: один из преподобного Иоанна Карпафского, жившего в VII веке, а другой из святого Амвросия Медиоланского, который учил в христианской Африке в IV веке. Эти святые отцы описывают природу настоящего покаяния и дают практическое руководство к тому, как мы можем работать, чтобы достигнуть его в нашей собственной жизни.

1.jpg
Епископ Ириней (Стинберг)

Сначала приведу слова из собрания текстов святого Иоанна Карпафского, которые предназначались монахам:

«Братья мои, делайте все, что в ваших силах, чтобы не упасть, ибо сильный атлет не должен падать, но, если упадете, тотчас же вставайте и продолжайте подвиг.

Даже если ты тысячу раз упадешь из-за того, что благодать Божия отошла от тебя, каждый раз снова вставай и продолжай так до дня своей смерти. Поелику написано: «Ибо семь раз упадет праведник, и встанет» (Притч. 24: 16) (под «семь раз» нужно понимать «неоднократно в течение своей жизни»). До тех пор, пока ты со слезами и молитвой держишься за оружие монашеского облачения, ты будешь причислен к тем, кто стоит прямо, хотя бы снова и снова падал.

Даже если ты тысячу раз упадешь, каждый раз снова вставай и продолжай так до дня своей смерти

Пока ты остаешься монахом, ты будешь подобен храброму солдату, который держит удары своего врага. И Бог вознесет тебя, потому что, даже когда тебя бьют, ты отказываешься сдаться или бежать. Но если ты откажешься от монашеской борьбы, убежав, как трус и дезертир, тогда враг нанесет тебе удар в спину и ты потеряешь свободу общения с Богом».

Это чрезвычайно полезный отрывок не только для тех, кому эти слова изначально предназначались, но и для всех нас сегодня.

О преподобном Иоанне известно очень мало, кроме того, что он происходил с маленького острова Карпафия недалеко от Крита. Предполагается, что даты его жизни примерно совпадают с датами жизни гораздо более известного святого VII века – преподобного Максима Исповедника. Возможно, святой Иоанн был епископом в своем регионе. Мы знаем, что он, безусловно, был монахом, знакомым с общежительным или общинным образом монашеской жизни. Именно этот контекст и придает форму его словам, которые мы только что прочитали.

2.jpg
Преподобный Иоанн Карпафский.
Гравюра

Он пишет монашествующим, возможно, живущим в том месте, которое сейчас называется Эфиопией, ободряя в этом отрывке немощного монаха, чтобы тот настойчиво продолжал свой образ жизни. Однако его слова применимы ко всем христианам. Живое покаяние должно быть у каждого христианина, и особенно во время Великого поста. Мы все можем приобрести особую привычку к жизни, посвященной деятельному покаянию, и через него – нашему преображению.

Искушением современного мира является оправдание греха, как если бы он был естественным или нормальным. Но святой Иоанн напоминает нам, что грех всегда неестественен, что это вещь, которую делать не следует. «Хороший спортсмен, – говорит преподобный, – не должен падать». Наша слабость никогда не должна быть оправданием нашего греха. Таким образом, мы должны делать все возможное, чтобы не упасть.

И все же мы слабы и падем, и именно здесь совет святого становится чрезвычайно практичным. «Когда ты упадешь, – говорит он, – вставай опять». Надлежащий ответ на грех – это покаяние. Когда мы падаем и грешим, мы не должны оставаться в этом плачевном состоянии, нужно подняться из нашего уничижения и положить новое начало. Преподобный отмечает, что мы должны немедленно вновь подняться и продолжить борьбу.

Время для покаяния – это всегда сейчас. Его место – это всегда здесь. И если мы склонны разочаровываться в повторяемости нашего греха и в том факте, что мы продолжаем падать, то преподобный помещает это в контекст всей жизни, посвященной постоянному покаянию. «Даже если ты упадешь тысячу раз, – говорит он, – каждый раз поднимайся снова и продолжай делать это до дня своей смерти». Возможно, это трудные для восприятия слова.

Время для покаяния – это всегда сейчас. Его место – это всегда здесь

В окружающем мире принято, что слишком много труда над задачами, с которыми мы не справляемся, является признаком недальновидности. Если бы нам было суждено что-то сделать, мы, возможно, не с первого раза, но сделали бы это. Продолжать биться головой об стену – признак неправильного понимания общественных ценностей.

В борьбе с грехом мы встречаемся с постоянными падениями и согрешениями, и в ответ на это святой Иоанн советует постоянное, нескончаемое покаяние с этого момента и до дня нашей смерти, восстание в ответ на каждое падение, как бы часто оно ни происходило. Он говорит специфически монашескими терминами, но его слова относятся ко всем нам. Если схима монаха есть особое призвание и особый род подвигов, то призвание к покаянию – универсальное всеобщее призвание для всех христиан. Бог дает нам разные инструменты для достижения целей: для кого-то это монастырь, для кого-то семья. Но жизнь непрестанного покаяния – единственная истинная жизнь для каждого христианина.

Превью + фото 3 .jpg

По общему пониманию отцов, новоначального монаха одолевают многие искушения, среди которых сильнейшим является искушение использовать собственную греховность как предлог для отхода от своего высокого призвания. Но святой Иоанн советует крепко держаться монашеских риз, несмотря ни на что. «Если ты откажешься от монашеской жизни, – говорил он, – убегая, как трус или дезертир, враг ударит тебя в спину и ты потеряешь свободу общения с Богом». Здесь преподобный говорит об особом древнем искушении монашеской жизни: уйти из монастыря в досаде или разочаровании.

Тем не менее его предостережение, думаю, применимо ко всем, кто не носит монашескую мантию. Каждый из нас, какой бы ни была наша судьба и какое бы ни было наше призвание, сталкивается с искушением прекратить борьбу. «Разве возможно для меня вести борьбу с грехом, – спрашиваем мы иногда, – когда я так явно терплю неудачу на каждом шагу?» Перед нами возникает искушение использовать наши недостатки и падения как предлог, чтобы стать более терпимыми к себе и менее преданными настоящей аскетической борьбе. «Но, – пишет преподобный Иоанн, – если ты оставишь эту жизнь, убежав, враг ударит тебя в спину».

Каждый из нас сталкивается с искушением прекратить борьбу

Это практическое руководство для каждого христианина. Лукавый ждет именно таких решающих моментов в нашей жизни, когда факт падений побуждает нас возможностью больше не вставать и остаться лежащими в унынии. И здесь я бы хотел привести второй отрывок – цитату из трактата о покаянии святого Амвросия Медиоланского. Говоря в духе, не отличающемся от святого Иоанна, он пишет следующее:

«Ничто не приносит такой великой печали, когда некто, живя в плену греха, вспоминает только то, откуда он пал, потому что он уклонился к плотскому и земному, вместо того чтобы направить свой ум на прекрасные пути Богопознания. Адам скрылся, когда узнал, что там был Бог, и захотел скрыться, когда Бог обратился к нему тем голосом, который ранил его душу. Почему ты скрываешь себя? Почему ты избегаешь Того, Кого когда-то так жаждал увидеть? Совесть, которая ощущает вину, настолько тягостна, что наказывает себя без суда и желает прикрыться, но тем не менее обнажена перед Богом».

4.jpg
Святитель Амвросий Медиоланский.
Фреска

В этом отрывке святитель Амвросий предлагает ценный практический совет. В те моменты, когда мы используем свой грех как предлог, чтобы избежать дальнейших усилий к покаянию и изменению, мы в конечном итоге навлекаем на себя еще большую кручину. Мы сосредоточиваемся на грехе, на факте падения, вместо того, чтобы воспрять и повернуться в направлении к Богу. Здесь мы повторяем действие Адама, который, согрешив перед Богом в Эдеме, вместо того, чтобы обратиться к Нему с покаянием, побежал и спрятался среди деревьев. Создатель искал его, искал его покаяния, но Адам сосредоточился только на своем прегрешении, забыв о милости Божией.

Какова же наша собственная реакция, когда мы осознаем свой грех? Бежим ли мы и прячемся от Бога, Который во всякое время ждет нашего возвращения? Пытаемся ли мы избегнуть аскетических усилий по изменению и росту? «Поступая так, – напоминает святитель Амвросий, – мы ставим самих себя под еще более суровый суд». Наша собственная совесть становится судьей и отвечает отчаянием на совершенный грех.

Когда мы падаем, чей суд мы желаем над собой: от ближнего, от себя или от Бога? Святые отцы говорят нам, что существует только один суд, дающий жизнь, – Господень. Только этот суд призывает нас к покаянию и ведет к освященной жизни. Так давайте же, когда мы падаем, подниматься опять. Каждое падение – это ошибка, но это также и возможность для того, чтобы восстать. Не дадим лукавому ударить нас в спину, пока мы лежим в своем грехе, не раскаявшись. Напротив, давайте услышим глас Божий, зовущий нас, как он звал Адама: «Адам, где ты, дитя мое?» И, слыша этот Божественный голос, давайте встанем ему навстречу с кающимся сердцем, на всякое время полагая новое начало в той жизни, к которой мы призваны.

Молитвами святых отцов наших, святого Иоанна Карпафского и святителя Амвросия Медиоланского, и всех святых, помилуй нас, Боже, и спаси нас. Аминь.

Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Ancient Faith

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить