Время для Бога. Часть 2

Вы знаете, что при совершении Таинства брака мы поем: «Святии мученицы, добре страдальчествовавшии и венчавшиися, молитеся ко Господу помиловатися душам нашим», то есть поется антифон мученикам. Разумеется, это не означает, что те, кто вступает в брак, будут проходить через мучения, но что брак также является способом спасения для человека. Человек спасается трудолюбием в браке, а не сластолюбием. И именно труд, боль, старание принять другого человека в себя, умертвить свое «я», дать другому то, что ему необходимо, спасает в браке. Это немалый труд, для этого необходимо приложить много усилий.

Сегодня количество неуспешных браков постоянно и неуклонно растет. Это в значительной степени возникает из-за того, что люди не понимают, что в браке не может быть сластолюбия, а только трудолюбие. Одна половинка просит что-то от другой. Муж просит от своей жены то, что ему хочется, а супруга, в свою очередь, просит от своей половинки то, что ей хочется. Так между ними возникают ссоры. Но супруг не садится со своей супругой, чтобы обсудить, подумать и осознать: а что я должен дать своей жене? Осознать причину этих ссор и задать себе вопрос: – Что я должен дать этому человеку? Я, муж, что я должен дать своей жене?

Или:

– Я, жена, что я должна дать своему мужу?

Он приходит ко мне и говорит:

– Я порядочный человек, целый день – с утра до вечера – работаю, усталый возвращаюсь домой, а моя жена нашла себе любовника!

А она говорит:

– Я весь день сижу дома, а он не улыбнется мне, не поговорит со мной… Он не обращает на меня внимания. Я устала от него, он надоел мне, я не люблю его и не хочу жить с ним!


И происходит то, что происходит. Происходит нечто трагичное, происходит то, о чем даже не хочется говорить. Все это случается именно из-за нас, потому что у нас исчезло чувство здоровой любви, любви, которая есть самопожертвование и кеносис по отношению к другому человеку, то есть исчезло отвержение нашего самоугождения и принятие другого человека, и в браке все это уже по-другому начинает действовать. Когда мужчина не может дать того, чего хочет его жена, тогда он становится ненужным для нее, расстраиваются их отношения и затем происходят трагедии, о которых, я думаю, лучше вам не знать. Страшно видеть, когда мать, отодвигая собственных детей, ставит на первое место свои удовольствия, наслаждения и спокойствие. Знаете ли вы, как это страшно!


И ты говоришь матери:

– Послушайте, не разводитесь, потому что у ваших детей будут проблемы. Им нужны родители – оба! Примите своего мужа таким, какой он есть, даже если он не говорит вам приятных слов, даже если он не обращает на вас внимания. Проявите терпение. Вытерпите свою половинку!

– Нет, не могу этого сделать!

– Сделайте это ради ваших детей!

– Но я не могу! Я не люблю его!

– А надо ли любить его, чадо мое? Проявите к нему немного терпения!

В прежнее время у людей хватало терпения, и они терпели своих половинок. Они терпели многое

Чаще проводи время с ним, будь он тигр или лев; проводи с ним каждый день, будь он и змея, и ты полюбишь его. Есть люди, которые ежедневно кормили молоком змею и затем они стали с этой змеей лучшими друзьями. Так ли страшен другой человек? Ведь он человек. Когда видишь родителя, чья природа учит его жертвовать ради своих детей, но он отвергает эти отношения со своим ребенком, отвергает жертву, тогда мы отлично понимаем, на какую почву ступаем. А в прежнее время у людей хватало терпения, и они терпели своих половинок. Они терпели многое, в основном женщины, которые, хотя в их природе и нет мужественности, но они имеют терпение и выдержку. Представителя сильной половины человечества называют мужчиной, потому что он обладает мужеством, но у него нет выдержки. А у женщины нет мужества, и, например, если кто-то войдет в ее дом, она вызовет полицию, потому что у нее не хватит смелости прогнать незваного гостя, но у нее есть большая выдержка. Проверьте это, особенно девочек, и вы сами все поймете. Такова природа женщины, Господь такой ее создал, так как она – мать. Если бы мать не имела терпения, она удушила бы своих детей! Сколько ночей ребенок плачет? Он будет плакать, плакать, плакать, и однажды ночью она сделает так, чтобы его плач закончился раз и навсегда. Однако у нее хватает сил вырастить своих детей – не одного, двоих, троих, а в прошлом рожали и по десять, и даже по двенадцать детей. И мать выдерживала, когда ее ребенок всю ночь плачет, ревет, кричит, и она не знает, чего хочет ее чадо, но она терпеливо все это переносит.


Наша природа учит нас. Я помню слова одного святого человека, который говорил:

– Природа свидетельствует о Боге.

Но грех искажает природу. В извращенной природе трудолюбие заменяется сластолюбием, самоотверженность – себялюбием, простота – лукавством, любовь – наслаждением, вот так это происходит: все действует противоположным образом. А необходимо отвергать именно то, что противоречит твоей природе. Грех – это то, что находится за пределами природы, то, что искажает природу, и в этом трудность, которую нам надо очень хорошо осознать. Я уже говорил об этом. Христовы блаженства заканчиваются обещанием, что мы будем гонимы, что будут на нас клеветать, будут нас преследовать, будут про нас лгать, но все это будет происходить во имя Христа, и мы всему этому должны только радоваться. А мирское мышление противоположно: люди говорят нам приятные слова:

– Какой ты хороший! Какой ты способный! Какой ты успешный человек! Какой у тебя хороший характер!

И мы радуемся этому. Нас похвалили, и мы этому рады. Такова наша природа. А когда нам говорят плохие слова, мы печалимся, огорчаемся, бурно реагируем, негодуем, возмущаемся.

Однако мы должны набраться сил, чтобы войти в это пространство и увидеть, каковы наши границы.

Как-то в 3:30 утра в наш монастырь пришли несколько молодых людей и постучали в ворота. Мы были в храме. Один из иноков пошел открывать: перед ним стояли несколько юношей, от них пахло вином.

– Откуда вы приехали, дети мои?

– Из далекого города на Кипре!

Я спросил одного из них:

– Где вы были?

Юноша ответил вопросом на мой вопрос:

– Где я был, батюшка?

– Да, где ты был?

 – В аду!

Я сказал ему:

– От тебя пахнет вином!

Затем я сказал ему, что это большая привилегия: когда человек доходит до пределов своих границ, тогда приходит либо гибель, либо Господь. А когда человек сам по себе, он становится либо богом, либо демоном, зверем. А когда человек скорбит, он становится либо святым, либо противится этому и духовно разрушает себя. Для нашей эпохи характерно так называемое предельное пространство, в котором мы живем и в котором живет много молодых людей. Разумеется, это предельное пространство опасно – не входите в него, оно как минное поле. Но если вы войдете в него – а я думаю, что в какой-то момент все люди входят в это пространство, – мы там долго не выдержим. Однако в этом пространстве, в этом предельном состоянии у человека есть возможность – и это огромная привилегия: ты можешь призвать Бога, схватить Его за руки. Когда ты в отчаянии и тебя некому поддержать, когда ты безутешен, когда нет никакой надежды, когда все в черном цвете, когда совсем угасла всякая надежда, тогда приходит единственная и настоящая Надежда. Поэтому мы называем Пресвятую Богородицу Надеждой безнадежных.

Это нечто великое, это великий момент, когда человек в этом состоянии, когда ты сам по себе, когда ты действительно один, когда рядом с тобой никого нет и когда все тебя бросили. А знаете ли вы, что это городское одиночество хуже горного одиночества? В горах ты не сам по себе, там ты можешь разговаривать с деревом, можешь разговаривать и с камнями. А в городе с кем поговорить, о чем поговорить? Со светофором? И о чем ты будешь с ним говорить? Ты вообще ни с кем не можешь общаться, все мертвое. Посмотри, как люди разговаривают по телефону, садятся на диван и разговаривают по телефону, но это воображаемое общение, то есть это общение через кабель, безличное общение. Здесь игнорируется лицо человека. Человек разговаривает по телефону, смеется, целует и гладит его, хорошо, что он не ест его; выражает ему свой восторг, свое напряжение, а если нервничает, то может даже ударить его.

Как-то я пришел в один дом и увидел разбитый телефон.

– Можно позвонить с вашего телефона?

– Разумеется!

Я подошел к столу, на котором лежал этот телефон. Его трубка тоже была разбита.

Я спросил хозяина дома:

– Что случилось? Кто сломал ваш телефон?

– Ничего страшного, батюшка! Это сделала наша дочь! На днях она разговаривала по телефону со своим парнем, и иногда у нее зашкаливают эмоции, вот она и кинула телефон на пол.

В этих предельных ситуациях одиночества, в минуты отчаяния у тебя остается только одна возможность – поговорить с Богом

В этих предельных ситуациях изоляции, в минуты отчаяния, депрессии, которые сегодня обычное явление, когда ты чувствуешь себя подавленным, в эти моменты у тебя остается только одна возможность, очень большая, очень-очень большая возможность – возможность поговорить с Богом. Это моменты, когда Господь может поговорить с тобой. Как вы думаете, почему святые стремились к этим предельным ситуациям, например монахи-пустынники уходили жить одни и добровольно лишали себя всякого человеческого утешения, не принимали никакого человеческого утешения, даже не смотрели на людей?

В Патерике читаем: «Отче, куда тебя отвезти?» – «Туда, где вообще нет людей».

Или, говоря иными словами, туда, где мои глаза не увидят людей. Почему? Не то чтобы люди могут чем-то навредить, а потому что человеческая природа такова. Когда человек получает утешение от того, что окружает его, он отвлекается на это, то есть моя работа, мои знания, мой автомобиль, моя жена, мои дети, мое здоровье – все это хорошо…

Вспомните святого Силуана Афонского, который увидел Христа перед собой, когда он достиг предельного состояния, когда он уже погрузился в ад, и сказал Богу:

– Господи, Ты беспощаден!

Или, говоря иными словами:

– Я ничем не могу склонить Тебя. Ты являешься такой преградой передо мной, Ты не приходишь мне на помощь. Ты беспощаден. Я «высох», а Ты не видишь меня.

Это ужасное состояние, когда ты чувствуешь, что больше не можешь двигаться вперед. Знаете ли вы, что это значит? Вы когда-нибудь доходили до такого состояния? Не дай Бог! Но, с другой стороны, мы должны дойти до этого состояния, мы окажемся в этом состоянии, нет другого варианта, и вы должны прожить это состояние. Но это действительно ад, мука, пустота мрака, осязаемый мрак, ты ощущаешь его руками, такой густой этот мрак, и действительно, там нет никакого утешения. Но если человек сможет найти в себе силы и воззвать к Богу, то Господь сразу же ответит ему:

– Я здесь.

Это возможность для спасения человека, это блаженство для людей, гонимых ради Христа, это тайна всего того, что сегодня происходит вокруг нас, огорчает и заставляет нас отказаться от всего, что окружает нас.

А когда наладим отношения с Богом, тогда мы заново откроем для себя все то, что раньше «разбили»

Поэтому Христос не позволяет нам быть сребролюбцами. Почему мы не должны быть сребролюбцами? Чтобы не получить утешение в деньгах. Виноваты не деньги, а сребролюбие. Виноват не человек, не наш брат, а страсть. Страсть – это то, что отрывает ум человека от Бога и привязывает его к другому. То есть он превращает деньги, славу, знания, здоровье, детей, жену в идолов – все они становятся истуканами, заменяющими присутствие Живого Бога. И тогда приходит Господь, взмахивает рукой и разбивает идолов. Однако когда идолы разбиваются, мы, идолопоклонники, плачем, рыдаем, страдаем, не можем это пережить, потому что с нами произошло нечто ужасное. И тогда наступает время для Бога. Это должно было произойти, мы не должны и не можем жить и общаться с идолами, мы это преодолеем, когда наладим отношения с Богом, и тогда мы заново откроем для себя все то, что раньше «разбили». Тогда мы установим правильные отношения со своей женой, со своим мужем, со своими детьми, со своими деньгами, знаниями, со своим положением, со всем тем, что у нас есть. Все «разбивается» и снова оживляется, воссоздается Жизнеподателем Христом на очень прочной основе. Тогда приходит свобода. Разум и сердце связаны с Богом, а все остальное существует в правильной иерархии.

В любом случае мы должны научиться допускать это хорошее хирургическое вмешательство доброго Врача – Бога. Не бойтесь! Пусть Господь поработает в ваших сердцах, не бойтесь! Что бы с нами ни случилось, какую бы муку мы ни пережили, мы можем взывать к Богу о помощи. Это то, как ты звонишь по телефону на номер «Скорой помощи». Звонишь в «Скорую», и она приезжает. Какой номер телефона «Скорой помощи» на Кипре? 100? Нет, 199.

Я рассказывал историю об одном афонском монахе? В пустыни, в скиту Святой Анны живет геронда Модест. Он простодушный монах, но полный духовной ревности. И вот однажды, проходя мимо храма Святой Софии в Салониках, он увидел там похоронные венки. В Греции подносят умершим очень дорогие венки, и если покойный был богатым, то для него покупают очень много таких венков, церковь украшают цветами, лентами, и ты думаешь, что храм украсили для совершения Таинства брака. Тебе и в голову не приходит, что есть похоронные бюро, где продают такие вещи, а сейчас они есть и на Кипре.

Сегодня все покупается и совершается в похоронном бюро, и затем мы смотрим на покойника через окошечко катафалка, а то и вообще не видим его. Сегодня у вас нет прямой коммуникации с близким умершим. Раньше покойника облачали дома, приготовляли его в последний путь, мы целовали его, проявляли уважение к нему, а сегодня он лежит в гробу, и мы смотрим на него через окошечко катафалка.

Старец Модест увидел цветы и воскликнул:

– Здесь будут венчаться молодожены?

– Нет, здесь будут отпевать покойника!

– А это что такое?

– Это венки для усопшего.

– А сколько они стоят?

– Пять тысяч драхм один венок.

– Пять тысяч драхм один венок? Но это же тщеславие, расточительство, это неправильно!

– Но что мы можем сделать, геронда? Мы же не можем изменить наши обычаи…

Он вошел в церковь.

– Где вдова?

Опечаленная вдова стаяла напротив старца. Он спросил ее:

– Что же это такое? Что вы делаете? Все это обременяет человеческую душу! Что это за эгоизм и тщеславие!

Он продолжал говорить, и она, бедняжка, с болью в душе произнесла:

– Оставьте меня! Уходите!

– Почему это я должен уйти? Я пришел сюда, чтобы сказать вам: покайтесь и подумайте о своем муже!

После этих слов старца Модеста вдова закричала:

– Я больше не вынесу это! Наберите по телефону 100!

Старец не знал, что это за номер телефона, и сказал:

– Можете позвонить и на 1000!

Вот такая история произошла с этим афонским старцем. Когда он вернулся на Афон, то рассказывал ее нам… А еще он разбил изваяние в Афинах. Он поехал в Министерство образования. Кто-то сказал ему, что перед Министерством образования стоит обнаженная статуя Афродиты. Он возмущенно спросил:

– Перед Министерством образования?!

И старец ночью поехал на поезде в Афины, увидел статую и ужаснулся.

Он вернулся на Афон и проговорил:

– Это безобразие…

На следующий день старец Модест взял лом, сел на поезд. Рано утром он снова приехал в Афины и разбил этим ломом статую Афродиты. Однако эта статуя была археологическим памятником, и его арестовали, хотели судить. Судья спросил его:

– Вам нужен адвокат?

– Нет!

– Вы знаете, что вам грозит тюремное заключение?

– Господин судья, я живу в пустыни, на скалах. В тюрьме хотя бы будут давать хлеб и тарелку похлебки!

– Полтора года тюремного заключения! – постановил судья.

– Это безобразие! – крикнула одна женщина в зале суда, пытаясь защитить старца Модеста.

– Безобразие? Тогда и вы шесть месяцев будете сидеть тюрьме! – произнес судья.

В конце концов старца оправдали, признали его невменяемым, но он остался на шесть месяцев в Афинах, чтобы навещать в тюрьме женщину, которая попыталась его защитить. Он говорил ей:

– И кто просил тебя защищать меня?!

Эти афонские рассказы свидетельствуют о простоте человека, который исключительно прекрасен. Когда человек действует просто, его силы внутренне объединяются, из его ума исчезает вся лукавщина и сплетни этого мира и он становится как маленький ребенок. Когда человек приобретает такую простоту, тогда ему очень покойно, и он живет и действует покойно.

Так что если вы действительно хотите войти в пространство духовной жизни, в пространство, где Господь дает свободу Святого Духа, и действительно хотите стать детьми Божиими, тогда не бойтесь скорбей, не бойтесь их, это нечто великое!

– Только, – как говорит Христос, – ради Меня, ради правды.

А не потому, что нас одолевает скорбь о своей погибели, что все мы в грехе и не можем избавиться от его пут, а потому, что мы хотим вырваться из плена греха, бороться с ним, а когда эта борьба порождает скорби, тогда мы реально можем увидеть в себе то, о чем говорит Христос:

– Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах!

Перевел с болгарского Виталий Чеботар
Сайт храма святого царя Бориса в Варне (Болгария): Часть 1, Часть 2


Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить