«Выходить из окружения» – в вечное лето славы Господней

Жизнь сложная сейчас, тяжелая. И отсюда давят, и тут притесняют, неполадки и внутренние недуги окружили нас. Что же делать? – «Выходить из окружения». Времена всегда такие, какие есть. И раньше было непросто. Посмотрим на житие старцев Оптинских. Было им легко? Едва ли. Они искали Горнего мира, и Бог их укреплял и утешал. Много говорят о последних временах, будто они уже настали. Но так говорили во все века: и во время жизни архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и протоиерея Николая Гурьянова, и в век старцев Оптинских. Даже святитель Иоанн Златоуст некогда сказал: «Я не погрешу, если скажу, что конец света будет около четырехсотого года». Смотрим календарь: год две тысячи двадцать третий от Рождества Христова.

1 (4).jpg

Сегодня, 24 октября, Церковь чтит память святых преподобных старцев Оптинских. Из четырнадцати преподобных старцев Оптинских в схиму пострижены двенадцать. Схима – это высшая ступень отречения от мира и пребывания с Богом. Еще двое старцев Оптинских прославлены в лике исповедника и преподобномученика.

В словах и назиданиях Оптинских пастырей звучат слова о смирении как необходимой для спасения добродетели, о любви к ближним, о рассуждении и терпении. Сложные времена старцы встречали любовью и улыбкой. Как достичь этого лета Господня, где Солнце – Христос, где радость, мир и свет неизреченные?

Как дорасти и дотянуться до лета Господня, когда ворота Небесного Иерусалима «отверзутся и никогда не затворятся»? Будем учиться у старцев Оптинских, они уже при жизни достигли этого Царства, которое начинается в душе. И потому их советы нам очень нужны, особенно в наше время, которое, конечно, не лучше и не хуже других. Оно только для нас. Лето нашей жизни и возможности нашего спасения.

Наставления преподобных старцев Оптинских

Преподобный Лев Оптинский (Наголкин) (+24.10.1841):

2 (5).jpg

Сколько можно, удаляйся от молвы, уклоняйся от суетных людей, употреби волю свою и ревность на взыскание угодного пред Господом и на приобретение вечных вещей. Все временное изменится, но вечное пребудет вечно. Не позволяй рассеиваться добрым мыслям, все там суетно, где не назидается душа во спасение и не просвещается страхом Божиим.

Преподобный Макарий Оптинский (Иванов) (+20.09.1860):

Мы ищем и желаем сладостного духовного наслаждения; не спорю, оно приятно, – но ниже креста, крестом и оно нам даровано, и без креста прочно быть не может. Оно приходит и оставляет нас по мере того, как идем путем креста и смирения.

*

Прилично Вам напомянуть, не устрашая Вас, но предостерегая: не всегда можете иметь таковой Фавор, какой имели при вступлении; надобно быть и на Голгофе; радости духовные без креста непрочны, да и всякому доброму делу или предыдет, или последует искушение; а без того оное прочно быть не может.

Преподобный Моисей Оптинский (Путилов) (+29.06.1862):

Советую, чтобы ты ни от какого положенного на тебя дела не отрицался и ни на что сам не навязывался, и когда сие сохранишь совершенно, то и в тягчайших трудностях благополучие увидишь и меня помянешь добрым словом. Когда же ты чего прилежно сам искать будешь или отрекаться, то, поверь, во всю свою жизнь горько сожалеть будешь.

Преподобный Антоний Оптинский (Путилов) (+20.08.1865):

Что ж касается до Вашей печали о том, что родитель якобы без напутствия окончил жизнь, то сего нам неизвестно; может быть, кончина ему случилась мученическая, которая навершает все обряды; ибо известно, что и преподобного Афанасия Афонского строение церковное задавило, но душа его во благих водворилась у Господа. Много и ныне умирают от грома, молнии, от огня, от воды, от угара, от падений нечаянных и прочее, и всех таковых кончина мученическая, в коей своею кровию очищаются грехи, и Святая Церковь наша особенное о них имеет ходатайство ко Господу.

*

Иногда и много говорится, а слушать нечего, а в другое время и одно услышишь слово, и оно остается на всю жизнь в памяти.

Преподобный Иларион Оптинский (Пономарев) (+01.10.1873):

Спрашиваешь, если спросят твоего мнения о чьем-нибудь характере, то как тебе отвечать: правду ли или придумать еще какой ответ. Ежели правду, то не будет ли это осуждением? – Должно стараться о всех людях иметь хорошее мнение. Один Бог – Сердцеведец, мы же о людях безошибочно судить не можем.

Преподобный Амвросий (Гренков) (+23.10.1891):

Молитва с понуждением выше произвольной молитвы. Не хочется, но понуждай себя: нудится бо Царствие Небесное (Мф. 11: 12). Перед Причастием читать святого Ефрема Сирина о покаянии.

3 (2).jpg
Преподобный Амвросий Оптинский

Когда батюшку спросили: «Отчего после приобщения иногда чувствуешь утешение, а иногда холодность?», он ответил: «У того холодность бывает, кто ищет утешения от приобщения, а кто считает себя недостойным, у того остается благодать».

Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) (+07.02.1894):

Чистота и бесстрастие даются не по летам (седина есть мудрость человекам), а по смирению. Святой Иоанн Лествичник учит: дарования (значит, и чистота) даются не трудам (тем больше не годам), а смирению. Смиримся, и Господь покроет, и будем святы. А пока не смиримся и не умилостивим Бога – хоть лоб об пол поклонами разбей, страсти не умалятся.

*

Главное – желаю тебе вступить в то лето, где зим не бывает, солнце никогда не заходит, и Солнце того лета – Иисус, вечно сияющий славою Отца Своего – Бога, где не будет ни скорбей, ни болезней, ни тьмы, ни даже тени, но все будет свет, радость, мир, всяк ум превосходящий и веселие несказанное. И ворота Небесного Иерусалима в то лето отверзутся и никогда не затворятся.

Преподобный Исаакий Оптинский (Антимонов) (+04.09.1894):

Живите по совести и просите помощи у Царицы Небесной, и все будет хорошо.

Преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин) (+22.05.1911):

Будущее же наше в руках Божиих. И без искушений прожить век нельзя. Не то, так другое, не другое, так третье. Потому и Господь предостерегает: «Будьте готовы». Впрочем, если всегда будете молитвенно прибегать ко Господу с упованием на Его милость, то всегда будете обретать благовременную от Него помощь.

Преподобный Варсонофий Оптинский (Плиханков) (+14.04.1913):

4.jpeg

Деточки, берегите святую веру, это неоцененное сокровище, с ним войдете в Царство: ведь не для малого мы трудимся, а для завоевания Царства, да еще какого – Небесного.

Преподобный Анатолий Оптинский (Потапов) (+12.08.1922):

Говорят, храм скучен. Скучен – потому что не понимают службы! Надо учиться! Скучен, потому что не радеют о нем. Вот он и кажется не своим, а чужим. Хотя бы цветов принесли или зелени для украшения, приняли бы участие в хлопотах по украшению храма – не был бы он скучен! Не скучна же своя изба...

*

Говорят, икон не нужно. Но ведь иконы – портреты Бога, Его Пречистой Матери, святых угодников. Свой портрет, небось, стараются получить, когда можно, а портрета Божиего – не нужно! Хороша любовь!

*

Не бойтесь скорбей, а бойтесь наглостей еретиков, стремящихся разлучить человека со Христом, почему и повелел Христос считать их за язычников и мытарей.

*

Итак, сын мой, укрепляйся благодатью Иисуса Христа. С радостью спеши к подвигам исповедничества и переноси страдания, как воин добрый Иисуса Христа, рекшего: «Будь верен до смерти и дам тебе венец жизни» (Откр. 2: 10). Ему со Отцом и Святым Духом слава и держава во веки веков. Аминь.

Преподобный Нектарий Оптинский (Тихонов) (+12.05.1928):

Духовный путь, как канат, натянутый высоко над землей. Пройдешь по нему – все в восторге, а упадешь – стыд-то какой.

*

Когда будут скорби, и вы будете не в силах перенести их, тогда от всего сердца обратитесь к Господу, Матери Божией, святителю Николаю, святому, имя которого носите, и скорбь облегчится.

*

Положение Иова – закон для каждого человека. Пока богат, знатен, в благополучии, Бог не откликается. Когда человек на гноище, всеми отверженный, тогда является Бог и Сам беседует с человеком, а человек только слушает и взывает: «Господи, помилуй!»

*

Сила молитвы не в многословии, а в искренности молитвенного вздоха.

Преподобный Никон Оптинский (Беляев), исповедник (+08.07.1931):

Помни: все ангелы, а я грешник.

*

Постижение воли Божией доступно чистым по жизни своей. Они получают дар духовного рассуждения, а он выше всех добродетелей.

5 (1).jpg
Преподобный Никон Оптинский 

Молиться о том, чтобы кто-либо явился во сне, не следует. Любопытства не должно быть. А вообще о снах принято так думать: если святые являются нам во сне, то это знак того, что они помогают нам своими молитвами. Обычно это бывает перед какими-либо важными событиями нашей жизни. Если же являются близкие нам люди, то это знак того, что за них надо молиться. Умершие потому называться покойниками, что они в покое находятся. Обращаться за помощью к покойным старцам и вообще к непрославленным святым надо так: «Со святыми упокой, Господи, душу (имя рек) и его святыми молитвами помилуй нас».

Преподобномученик Исаакий Оптинский (Бобраков) (+08.01.1938):

Вот оставьте этот стол на неделю в комнате с закрытыми окнами и запертой дверью. Потом придите и проведите пальцами по нему. И останется на столе чистая полоса, а на пальце – пыль, которую и не замечаешь даже в воздухе. Так и грехи: большие или малые, но они накапливаются непрерывно. И от них следует очищаться покаянием и исповедью.

Подготовила Виктория Дорофеева

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить