Заметил обиду – гони ее в шею

В последний день Масленицы, накануне Великого поста, во всех храмах после вечерней службы будет совершаться Чин прощения. Духовенство просит прощения у прихожан, те – у священства, и каждый – друг у друга. В Прощеное воскресенье принято испрашивать прощение и примиряться друг с другом не только в храме, но и дома с ближними, на работе с сослуживцами. Как научиться принимать упреки и несправедливость и стяжать незлобие? Что делать, если в душе сидит старая обида и никак не можешь простить кого-то? Мы попросили насельников Сретенской обители дать духовные советы и поделиться своими историями о борьбе с обидами.

Игумен Киприан (Партс):

– Господь сказал, что то, что касается нас, касается зеницы ока Его. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что люди почтены Богом свободой произволения, но при этом вполне остаются орудиями Его Промысла, часто слепыми. Надо молиться о тех, через кого приходит скорбь. «Молитесь о тех, через кого приходит напасть» (см.: Лк. 6: 28), – говорит нам Господь в Евангелии. Задача состоит в том, чтобы перенести скорбь с благодарностью, а не в том, чтобы избежать ее. 

Люди – орудия Его Промысла, поэтому надо молиться о тех, через кого приходит скорбь

Преподобный Исаак Сирин говорит, что сердце чистое – это сердце, милующее всю тварь. Получается, что если в сердце у себя вижу любую страсть, то это уже злоба, нечистота сердца. Что можно ответить на вопрос: «Как стяжать незлобие?» Не идти на поводу у себя, на поводу у своего страстного сердца. Вопрос о стяжании незлобия обнимает не какой-то отдельный вид деятельности христианина, а всю нашу жизнь. Об этой борьбе за чистоту ума и сердца целые книги святые отцы написали. Какая страсть борет человека в данный момент – о ней и читать у них, что они об этой страсти пишут, как бороться. 

У писателя Бориса Шергина в дневнике есть такие строки: «Утеряли люди Бога, утеряли и радость. И поискать, спохватиться некогда. Утеряли Бога, утеряли и разум… Небо "мира Божьего" (и небо внутреннее наше) как досками заколочено, желтою дымною завесою заволочено. Но глядите: какие лучи сквозь этих туч пробиваются! Христос – вечное солнце… Стоптали тебя в грязь, унизили, ты скажи себе – это я со Христом спогребаюсь. В болезнях ты изнемог, люди из тебя без правды слезы выжимают, пой с Дамаскиным: "Сраспинахся Тебе, Христе, совосстаю днесь, воскресну Tебе". Многи скорби праведным полезны, a уж грешному скорбь, что золото, которым радость навеки купить можно».

Был еще трудником в монастыре. Случилось мне кого-то провожать в Печоры. Иду по платформе на вокзале, а навстречу мне архимандрит Александр (Васильев) с послушником. Отец Александр был одет в пальто, без рясы. Я к нему под благословение, руки сложил… а он мимо прошел и не благословил, вообще внимания не обратил. У меня «заноза» в сердце засела… как же так?.. Я понимаю: он старец, но почему не благословил?.. Делать нечего, пошел своей дорогой… Почитание отца Александра как духовного человека у меня не убавилось, но память об этом происшествии осталась. Прошли годы. Был уже иеромонахом и служил Литургию в свой день ангела. После службы узнаю, что сегодня умер отец Александр в Печорах, к тому времени он уже в схиму был пострижен. Сразу пошел служить по нему литию. Начал служить, и та «заноза» вылетела из сердца. Она меня не беспокоила, не болела… но до этого момента, оказывается, так и сидела. Но это было еще не все.

Как-то зашел в келью к одному брату и увидел у него фотографию покойного отца Александра. Говорю:

– Хорошая фотография.

– Я тебе ее не отдам.

Понятно, думаю, да я и не прошу, а фотографию эту захотелось иметь. Через какое-то время, во время полунощницы, ко мне подходит этот брат и просит дать ему бутылку лампадного масла. Нес тогда послушание ризничего, и у меня было масло в бутылках, прихожане жертвовали. Братия же получала масло из бочки. Я и отправил его за этим маслом, мол, братия там получает. Брат посрамленный отошел. После полунощницы мне стало жалко, что я с ним так обошелся. Думаю: «Что, жалко мне бутылки масла брату?» Схватил бутылку и пошел к нему. Подхожу к его келье, стучу, зову… тишина… Ладно. Поставил бутылку у двери и пошел к себе. Подхожу к своей келье, а на ручке моей двери стоит та самая фотография отца Александра! Беру ее, поворачиваю… на другой стороне написано: «Отец Киприан, прости меня». Нет, не этот брат мне написал, а оттуда отец Александр. Причем смысл его слов был таков: «Ну что ты злишься? Что ты злишься?» Такой урок получил. 

Что делать, если не можем простить человека? Молиться, просить, чтобы Господь дал исполнить заповедь Евангелия о прощении ближних, молиться и за этого человека: «Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего и его святыми молитвами помилуй мя, грешнаго» – и по силе делать этому человеку добро. 

Когда Царь-мученик Николай II был в заключении, то, как известно, он и там вел дневник. Там есть такая запись: «Всех простил, Рузского не могу простить…» Рузский был человек, в руках которого была вся военная и административная власть Северо-Западного военного округа, человек, который на кресте и Святом Евангелии присягал быть лично верным государю, и этот человек вместе с заговорщиками, чуть ли не револьвером в руках принуждал своего государя к отречению от престола. Что могли сделать без Рузского два депутата Государственной думы? Ничего. Государь мог простить личное предательство подданного, но в результате вынужденного отречения Россия практически лишилась вертикали власти… Все знают, что было потом. И вот этого человека он никак не мог простить… Через какое-то время в дневнике появилась запись: «Господь дал, и Рузского простил». Как же Царю-страстотерпцу это удалось? Молился Христу, чтобы исполнить Его святую заповедь: «Просите, и дастся вам, ищите, и обрящете…» (Мф. 7: 7).

Иеромонах Спиридон (Дорош):

– Прощение подразумевает прощение уже совершённого, может, даже залежалого. А незлобие – оно живет в настоящем моменте, то есть обида скорее пройдет через него, незлобивого, или мимо. Хотя может и зацепиться, но это уже о прощении.

Незлобие – это отсутствие активного зла с твоей стороны и отсутствие мести, желания мести. Нежелание зла – часть прощения. Если представить незлобие и прощение некими множествами, кругами например, у них будет пересечение, как раз вот это – территория неответа злом на зло.

Незлобие – это отсутствие активного зла с твоей стороны и отсутствие желания мести

Самого же разрушают обиды, зачем их держать? Я быстро забываю, не ношусь с этим. Тем более все мы немощные. Непрощение больше зла себе же приносит. Обидчик может и не догадываться, что обидел тебя, и жить преспокойно. А ты сам мучаешься. Но это психологическое, человеческое, понятное, не особо к духовной стороне относящееся.

С духовной точки зрения простить тоже тебе же дешевле. Даже и не дешевле, а достаток целый. Самый легкий путь в Царство. Сказано же: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6: 14).

Так что, наоборот, радоваться надо: обидели, простил, получил копеечку духовную, кирпичик в небесный домик. Многим, конечно, тяжело простить, бывает, люди наносят большие скорби. Но с малыми хотя бы работать всегда можно. Нужно только в голове держать: «Подвигов нет, грехи одни, сам обижаю многих и не замечаю, не спасусь точно. Прощу, забуду, может и меня помилуют».

Как научиться любовно принимать обиды и несправедливость, как стяжать незлобие?

Я не умею. Для меня это высший пилотаж. Но это нужно делать, если хочешь быть с Богом. Благодать уходит от малейшей злобы, ропота.

Для начала можно хотя бы не вариться в злобе, в обиде. Заметил – гони в шею, это вражее. Здесь как раз и нужно пускать в дело гнев, когда лукавый подступает и навязывает тебе свое мировоззрение: «Вот он какой! Как же так можно?! Сколько это будет продолжаться?!» – и прочие бесовские предложения. Здесь как на войне – вражии провокации, чтоб выманить тебя из крепости, из-под Божией защиты. Прислушаешься, согласишься – охраняющая благодать отойдет. Если вовремя спохватишься, недалеко зайдешь, вернешься в крепость, малыми потерями обойдешься. А если отойдешь далеко за вражьими помыслами, будет туга, вернуться под Божию ограду уже труд.

Незлобие – это и чистый взгляд. Снисхождение нужно к окружающим. Они такие же немощные, как и мы, как весь род человеческий. Трудно терпеть, трудно думать о других… Жалеть надо всех.

Наносит тебе человек обиду – грешит, сам страдает, попадает в руки к бесу, который всех старается рассорить, разделить. 

Не помню, где слышал образ такой: представь, стоишь, разговариваешь со знакомым, подходит кто-то и толкает его на тебя сильно. Ты же не знакомого будешь ругать, а толкнувшего. Так и мы не на ближних должны ополчаться, а на духов злобы.

Не на ближних должно ополчаться, а на духов злобы

Хорошие слова есть в молитве после 6-й кафизмы Псалтири: «Помяни, Господи, всех, блага или сопротивная нам хотящих: вси бо человецы есмы и всуе всяк человек. Тем же молимся Тебе, Господи, подаждь нам Твоего благоутробия велию милость».

Иеромонах Игнатий (Шестаков):

– Когда мы вспоминаем обиды, несправедливость, которые кто-то допустил по отношению к нам, здесь важно помнить две вещи. Первое – очень полезно всегда держать в памяти все те случаи, когда мы сами были неправы. Как правило, нет такого человека, у которого никогда не было в жизни таких случаев, когда он сам поступил несправедливо или осудил и обидел кого-то вольно или невольно. Если мы не будем забывать все эти случаи из нашей жизни, когда мы поступали несправедливо по отношению к кому-то, то и тогда, когда несправедливость допущена в отношении нас, мы не должны слишком сильно переживать. Ведь мы и сами так нередко поступали. Мы хотели бы, чтобы нас за это простили. Так же и мы должны постараться простить человека, который, возможно, несправедливо нас обидел.

А второе – всегда надо помнить и о том, сколько грехов и разных оскорблений терпит от нас и за нашу жизнь Господь. И мы хотели бы, чтобы Он нам это все простил, и Он действительно нам многое прощает и терпит нас. Так же и мы должны относиться к несправедливости, пусть даже самой вопиющей, происходящей по отношению к нам в этом мире.

Думаю, это два основных момента, которые помогают человеку легче и спокойнее относиться к несправедливости и к обидам. Вот эти два момента важны: когда человек постоянно помнит о том, какие обиды и несправедливости он допускал в своей жизни по отношению к ближним и вообще к людям, с которыми сталкивался, и то милосердие, которое Господь имеет к нам, несмотря на все наши грехи.

Если мы будем видеть свои грехи и ошибки, то будем спокойнее относиться к несправедливости по отношению к нам

И если мы будем в первую очередь видеть свои грехи и свои ошибки, то будем спокойнее относиться к несправедливости по отношению к нам. Потому что мы будем понимать, что многое, в конце концов, и заслуженно. Бывает так, что человека где-то оскорбляют в этом мире, но он прекрасно понимает, что это оскорбление вызвано, возможно, его тайными грехами, которые еще пока не обнаружились, но когда-нибудь станут явными. Если нас кто-то оскорбил, например, где-то на улице, мне кажется, полезно вспомнить о каких-то тайных своих прегрешениях, страстях и плохих поступках и подумать над тем, как их исправить.

Подготовила Александра Калиновская

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить