Заметка о Неделе о мытаре и фарисее

Сегодня вечером начинается подготовительный период к Великому посту. Впервые в этом году во время вечернего богослужения откроется книга Триодь Постная. В переводе с греческого слово «триодь» (Τριῴδιον) переводится как «трипеснец». 

Свое название книга получила оттого, что большинство канонов в будние дни этого периода имеют не как обычно восемь (девять) песней, а всего три. Исторически существовала одна Триодь, которая содержала песнопения Великого поста — святой Четыредесятницы и подготовительных к ней недель, Страстной седмицы, Пасхи, периода Пятидесятницы и недели после нее. Однако в настоящее время есть Триодь Постная, охватывающая период с первой подготовительной недели перед Великим постом до Великой Субботы, и Триодь Цветная, начинающаяся пасхальной службой и заканчивающаяся Неделей всех святых.

Первое воскресение, по-церковному — Неделя, с которого начинается пение Триоди Постной и подготовка к Великому посту, называется Неделей о мытаре и фарисее, потому что во время Божественной литургии читается отрывок из Евангелия от Луки (18 глава, 10–14 стихи), притча, которую рассказал Иисус Христос о двух людях — фарисее и мытаре, пришедших в храм помолиться. 

Песнопения Триоди в этот день связаны именно с этой притчей: в них она толкуется, раскрывается в дополнительных ярких красках, как и в других богослужебных песнопениях праздника. 

Первая стихира, которой начинается пение Постной Триоди:

Не помолимся фарисейски, братие: ибо возносяй себе смирится. Смирим себе пред Богом, мытарски пощением зовуще: очисти ны, Боже, грешныя.

В переводе на русский язык: 

Не будем молиться по-фарисейски, братия: ибо возносящий самого себя унижен будет. Смирим самих себя пред Богом, как мытарь в дни поста взывая: «Будь милостив, Боже, к нам грешным!»

Во многих стихирах этого дня проводится параллель между деяниями фарисея и мытаря и дается назидание, кому и в чем мы должны подражать, подчеркивается, какая молитва угодна Богу, а какая — нет. Поэтому, приближаясь к Великому посту — времени очищения своей души — нам еще раз напоминается о том, как нужно молиться в это время.

При приближении к Великому посту — времени очищения своей души — нам еще раз напоминается о том, как нужно молиться в это время

Мытаря и фарисея различие разумевши душе моя, / онаго убо возненавиждь гордынный глас, / оваго же ревнуй благоумиленной молитве, и возопий: / Боже очисти мя грешнаго, и помилуй мя.

В переводе на русский: 

Различие мытаря и фарисея уразумев, душа моя, возненавидь первого надменный глас, но поревнуй молитве второго с добрым сокрушением и воззови: «Боже, сжалься надо мною, грешным, и помилуй меня!»

Один из самых заметных моментов этой службы — пение припевов и стихир к 50-му псалму после воскресного Евангелия на утрени и стихиры «Воскресение Христово видевше». Начиная с этого дня они будут петься на каждой воскресной всенощной до пятой недели Великого поста. В этот момент в храме по традиции гасится свет, люди становятся на колени. Припевы и стихира поются красивыми, умилительными распевами. Выдающиеся церковные композиторы — П.Г. Чесноков, А.Л. Ведель, Д.С. Бортнянский — писали музыку к этим песнопениям.

Слава, глас 8: Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен: но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию.

И ныне, Богородичен: На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми, и в лености все житие мое иждих: но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.

Таже, глас 6: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих, очисти беззаконие мое».

Стихира: Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго: но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости».

В переводе на русский: 

Слава, глас 8: Покаяния врата отверзи мне, Податель жизни, ибо с рассвета стремится дух мой ко храму святому Твоему, нося весь оскверненный телесный храм. Но Ты, как сострадательный, очисти его благосердною Твоею милостью.

И ныне, Богородичен: На пути спасения направь меня, Богородица ибо постыдными грехами я душу запятнал и легкомысленно растратил всю жизнь мою. Но Твоими молитвами избавь меня от всякой нечистоты.

Также, глас 6: Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих изгладь беззаконие мое.

И стихира: О множестве соделанных мною согрешений тяжких размышляя, я, несчастный, трепещу пред страшным днем суда. Но, надеясь на милость благосердия Твоего, как Давид взываю Тебе: «Помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости!»

Эти песнопения выражают суть наступающего периода покаяния и исправления перед праздником Светлого Христова Воскресения.

Канон, который читается в этот день из Триоди, также посвящен сравнению мытаря и фарисея. Возносится смирение мытаря и осуждается тщеславие фарисея. Много говорится о смирении Иисуса Христа:

Притчами вводяй вся Христос, к жития исправлению, мытаря возвышает от смирения, показав фарисея возвышением смиряема.

В переводе на русский: 

Притчами приводя всех к исправлению жизни, Христос мытаря возвышает за смирение, показав и фарисея, возношением смиряемого.

В одном же из тропарей канона нас призывают к тому, чтобы мы и у фарисея, и у мытаря поучились их положительным сторонам, а отвергли негативное:

Нас призывают к тому, чтобы мы и у фарисея, и у мытаря поучились их положительным сторонам, а отвергли негативное

Фарисеевы добродетели потщимся подражати, и поревновати мытареву смирению, во обою ненавидяще безместное мнение, и пагубу падений.

В переводе на русский: 

Фарисеевым добродетелям постараемся подражать, и ревновать смирению мытаря, ненавидя в них обоих недоброе: безрассудство и пагубу грехопадений.

Следующая седмица является сплошной — в среду и пятницу можно вкушать непостную пищу. Существует несколько версий истории ее появления. В Типиконе — книге, содержащей богослужебный устав — говорится о том, что еретики строго постятся на этой неделе (этот пост называется «арцивуриев»), а мы не постимся наперекор им, в целях борьбы с ересью. 

Фактически, недельный пост, предваряющий Великий пост, появился на Востоке в VII веке. Нехалкидониты (те, кто не приняли постановления Четвертого Вселенского Собора в Халкидоне) приурочили его к седмице за десять или девять недель до Пасхи. В Армении этот пост называется «арачаворк», что означает «предшествующий». Считается, что его установил святитель Григорий Великий. Однако существует и другое объяснение этого поста: армяне соблюдают пост, посвященный памяти собаки по кличке Арцивур, которая принадлежала учителю армянской ереси. Скорее всего данное объяснение появилось в результате полемики между греками и армянами. В конечном итоге этот пост стал символом противоречий между Православной Церковью и армянами. 

В настоящее время мы уже не думаем о событиях, ставших причиной отмены поста на этой седмице, — мы стараемся не подражать фарисею в том, что он постился дважды в неделю. На этой неделе можно заговеться перед наступающим постом, посетить наших родных и близких.

Следующая подготовительная Неделя — Неделя о блудном сыне. Богослужение также имеет свои особенности.

Используемая литература:

  1. Великий пост // Православная Энциклопедия. Т. 7., С. 454–463. (https://www.pravenc.ru/text/150109.html)

  2. Мансветов И.Д. О постах Православной Восточной Церкви. М., 1886.

  3. Карабинов И. Постная триодь. Исторический обзор ее плана, состава, редакций и славянских переводов. Глава 3. Редакции и славянские переводы Постной триоди. — М.: Ихтиос, 2004.

  4. Почему в неделю о мытаре и фарисее не соблюдаются постные дни? [электронный ресурс] URL://https://olegchagin.livejournal.com/3385039.html/ (дата посещения: 18.02.2021) 

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить