Жить в соответствии с православным мировоззрением

Настоящая статья представляет собой выдержки из беседы иеромонаха Серафима (Роуза), произнесенной в 1982 году. Она появилась в журнале Orthodox America («Православная Америка») в номере за август-сентябрь 1982-го; в этом же году, 2 сентября, отец Серафим отошел ко Господу. В публикуемом тексте отец Серафим высказывается на свои любимые темы: о современном мире, о том, как быть православным христианином сегодня, и конце времен.

1.jpg
Иеромонах Серафим (Роуз)

Православие – это жизнь. Если мы не живем по-православному, то православными просто не являемся, не важно, какой веры формально придерживаемся.

Но в современном мире жизнь стала очень искусственной, очень неопределенной, запутанной. И это не может на нас не отражаться. Как мы, православные христиане, в эти страшные времена можем жить неземной жизнью? Как нам сформировать православный взгляд на жизнь в целом, чтобы это помогло нам выжить и сохранить веру?

Не будет преувеличением сказать, что, по сравнению с тем, что понимали под нормальной жизнью даже пятьдесят лет назад, наша сегодняшняя жизнь стала ненормальной. Основополагающие ценности и нормы поведения были перевернуты с ног на голову. Испорченные и избалованные поколения не знают никаких законов, кроме достижения личного счастья «сейчас». Родители потакают капризам детей, и эти же дети, вырастая, просто заменяют детские игрушки и игры взрослыми забавами. Жизнь превращается в постоянный поиск «веселья», которое настолько лишено какого-либо серьезного смысла, что человек из XIX века, попав в наше время, посмотрев современные телепередачи, посетив наши парки развлечений, увидев рекламу, фильмы, услышав нашу музыку – познакомившись с почти любым аспектом популярной культуры, подумал бы, что забрел в страну дураков, которые потеряли всякую связь с обычной реальностью.

Родители потакают капризам детей, и эти же дети, вырастая, просто заменяют детские игрушки и игры взрослыми забавами

Эта «пластиковая» культура, начало которой дало зацикленное на самореализации поколение, не терпит развития нормальной человеческой жизни и тем более не вдохновляет человека на настоящий поиск истины. Когда представители этого эгоистичного поколения обращаются к религии – что за последние несколько десятилетий случалось очень часто – то обычно у них религия тоже «пластиковая», эгоистичная, полная всевозможных фантазий, как в телепередаче. Лишь за несколько коротких лет в нашей стране [США] появилось поразительное множество воздействующих на сознание и помрачающих ум культов, обожествленных гуру, провидцев и прочих людей, которые сами сделали себя «святыми». И не только они борются за полное подчинение себе душ. Такие же тоталитарные требования к душам сегодня предъявляет светский мир, который представляет собой нескончаемое искушение. И мы сталкиваемся с ним все время: будь это звучащая фоном музыка, которую слышно повсюду на рынках и предприятиях, какие-либо обозначения в общественных местах, рекламные щиты, даже дома семьей тайно управляет телевизор, навязывая современные ценности, мнения и вкусы.

2.jpg

Формы выражения различны, но посыл один – живи настоящим, люби себя, расслабься. За этим посылом можно уловить еще один, более пагубный подтекст, о котором сегодня открыто говорят лишь в странах, где атеизм закреплен на официальном уровне, в этом смысле такие страны на один шаг опережают свободный мир: забудьте о Боге и какой-либо другой жизни, думайте только об этой. Из-за такой философии в Советском Союзе была создана система концентрационных лагерей, известная как ГУЛАГ. По мере того как все больше и больше людей становятся заложниками американского «сказочного» мировосприятия, они отталкивают истинного Бога, и мы сознательно становимся еще на один шаг ближе к нашему собственному ГУЛАГу.

Но, быть может, кто-то спросит: как все это касается нас, изо всех сил старающихся вести истинно православную жизнь? Касается очень сильно, если у нас достаточно смирения, чтобы заметить, что вся окружающая нас действительность, какой бы ненормальной она ни была, определенным образом воздействует на нас. Тогда возникает вопрос: что мы можем с этим сделать?

Существует два неправильных подхода к окружающей нас жизни, которых сегодня часто придерживаются многие православные христиане. Наиболее распространенный – просто соглашаться с духом времени. Не имея перед глазами примера твердой православной веры в родителях, многие православные молодые люди даже не знают о том, что необходимо бороться против всеобщего искушения этого «нарциссичного» мира. Они легко сливаются с антихристианским миром вокруг. Для души это смерть. Мы, христиане, не должны быть такими, как мир, и должны научить этому детей. В противном случае нет смысла называть себя христианами, причем христианами православными.

Другой неверный подход – противоположная крайность, то, что можно было бы назвать ложной духовностью, или «сверхдуховностью»: его часто придерживаются люди, имеющие ревность не по рассуждению (Рим. 10: 2). Так как переводы православных книг становятся доступнее, можно заметить, что все больше людей говорят об «исихазме», Иисусовой молитве, возвышенных духовных состояниях и так далее. Почувствовать вдохновение и понять наше высокое призвание – чудесно, но, пока мы совершенно реально и с большим смирением не осознаем, насколько мы все далеки от духовных высот, будем только все больше углубляться в очередную игру, которая является еще одним выражением нашей эгоистичной и «пластиковой» вселенной.

Невозможно переоценить, насколько важно уклоняться от этих двух крайностей: духа мира и сверхдуховности

Невозможно переоценить, насколько важно уклоняться от этих двух крайностей: духа мира и сверхдуховности. Это не значит, что нам не нужно реально понимать, чего от нас справедливо требует мир, или что нужно перестать уважать великих отцов-исихастов и руководствоваться их наставлениями молиться Иисусовой молитвой, принимая во внимание обстоятельства нашей жизни и наши возможности. Суть в том, чтобы глубоко осознать, в какие времена мы живем, как мало мы на самом деле знаем нашу православную веру и насколько нам нужно смирить себя, чтобы, являясь православными христианами, сегодня просто выжить.

Что мы можем сделать?

Что мы можем и что нам следует сделать, чтобы уклониться от вышеупомянутых крайностей и жить поистине плодотворной жизнью в эти опасные времена? Поскольку периоды детства и юности играют столь важную роль в формировании души, ответ на поставленный вопрос должен быть прежде всего обращен к родителям. Они должны понимать, что мир редко помогает воспитать ребенка в истинно православном духе и почти всегда этому препятствует. Даже то, что ребенок узнает в школе, редко бывает свободно от многих неверных взглядов и философий. Поэтому на родителях лежит огромная ответственность: знать, какому воздействию подвергаются дети (будь это телепередачи, уроки полового воспитания в школе, фильмы, популярная музыка), и учить детей чисто православному пониманию вещей. Ребенок, которого научили ценить хорошую классическую музыку, литературу, историю, искусство и даже науку, по крайней мере, частично защищен от «пластиковой» культуры и ее искушений.

3.jpg

Не только дети, но и мы все вынуждены вести борьбу не на жизнь, а на смерть против антихристианского мира, которого действительно слишком много. Человеку, обратившемуся в православие прямо из этой «каменной» культуры, предстоит проделать трудный путь, прежде чем стать поистине серьезным православным христианином. С другой стороны, у человека, хорошо знакомого с наилучшими продуктами светской культуры, которой на Западе почти всегда присущи определенные религиозные и христианские полутона, намного больше шансов вести нормальную, плодотворную, православную жизнь.

Человек является православным все время: в течение дня, в любой ситуации жизни, или он не является православным вовсе
Мы не должны искусственно изолировать себя от реалий сегодняшнего мира, напротив, нам нужно учиться использовать наилучшее, что предлагает нам мир, потому что все хорошее в мире – если мы достаточно мудры, чтобы это увидеть – указывает на Бога, и нам нужно этим пользоваться. Слишком многие совершают ошибку, сводя православие к храмовым богослужениям, сводам молитв и периодическому чтению духовной литературы. Истинное православие, однако, требует вовлеченности всех сторон нашей жизни. Человек является православным все время: в течение дня, в любой ситуации жизни, или он не является православным вовсе. По этой причине нам нужно воспитывать в себе православное мировоззрение и жить в соответствии с ним.

Как нам взрастить в себе православное мировоззрение и поддерживать его в повседневной жизни?

Мы можем воспитать и поддерживать в себе православный взгляд на мир, во-первых, постоянно касаясь того, что представляет основу христианства, всего, что Церковь дарует нам для нашего просвещения и спасения: церковные богослужения и Святые Тайны, Священное Писание, жития святых и писания святых отцов. И чтобы все это действительно пошло нам на пользу, нам нужно иметь правильное ко всему отношение. Нам не следует прибегать ко всему вышеперечисленному просто ради того, чтобы получить интеллектуальное знание или исполнить, как нам кажется, религиозную обязанность. Все названное должно касаться напрямую нашей жизни и менять ее. Благодаря нашей православной образованности и воспитанию мы должны чувствовать, что является истинно христианским, это должно войти в наше сердце и быть способным коснуться сердец других людей.

Отношение должно быть нормальным, трезвым, не слишком возвышенным и не слишком оторванным от реальности. Также мы не должны быть самодовольными: нам не подобает «довольствоваться» тем, что мы православные, но следует обращаться с христианской любовью и пониманием к другим людям, которые искренне ищут Бога, иначе мы мертвые, погребающие своих мертвецов, соль, сделавшаяся несоленой. Нам нужно уклоняться от того, чтобы относиться по-мирски. В православную жизнь проникла некоторая черствость: слишком часто вместо любви и прощения мы наталкиваемся на недоверие, критику и осуждение, такие слова, как «фанатик», «еретик», «шпион», напоминают сплетни. Мы, христиане, не будучи чересчур наивными, должны быть любящими и открытыми. И если бы у нас было немного смирения, чтобы взглянуть на себя, то мы бы не были так скоры на осуждение. Наконец, наше христианское отношение должно характеризоваться тем, что мир, за неимением лучшего слова, называет невинностью. Нам не следует увлекаться мирской или внешней стороной Церкви, но нужно сосредоточиться на том «одном, что только нужно»: Христе и спасении нашей души.

4.jpg

Всякому православному христианину, который осознает, что вокруг него происходит, очевидно, что мир подходит к концу. Войны и слухи о войнах, частые стихийные бедствия, умножение числа ложных Христов, усиление централизации информации в рамках приготовления к тому, что появится единственный мироправитель. У нас не так много времени, как мы думаем, апокалипсис уже начался. Пока еще есть время, давайте оторвемся от мира иллюзий и обратим внимание на призыв Христа.

В православную жизнь проникла некоторая черствость: слишком часто вместо любви и прощения мы наталкиваемся на недоверие, критику и осуждение

Быть только внешне членом Православной Церкви – недостаточно. Как сказал отец Георгий Калчу, православный священник, бывший в заключении «за железным занавесом»: «Давайте созидать церкви нашей верой, церкви, которые невозможно разрушить никакими человеческими усилиями. Церковь, основание которой Христос». Это возможно, если нам достанет мужества не быть такими, как мир, если мы будем воспитывать в себе и питать православное мировоззрение, которое характеризуется не эгоистичным, а живым, нормальным отношением, любовью и прощением, благодаря которым мы сможем сохранить нашу невинность и неотмирность. Тогда, несмотря на нашу греховность и несовершенство, Отец поможет нам пережить будущие потрясения, а также станет источником вдохновения и спасения для тех, кто еще будет искать Христа даже посреди крушения человечества, которое сегодня уже началось.

Перевела с английского Мария Степанова
Журнал Orthodox America

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить