Учиться любви, возрождаясь в Боге

Слово в Неделю 17-ю по Пятидесятнице

Учиться любви, возрождаясь в Боге. Проповедь игумена Павла (Полукова) на Божественной литургии
17 октября 2021 г. (Продолжительность 0:14:10 мин, размер 6.8 Мб)

Сегодняшнее Евангелие, братья и сестры, – это часть Нагорной проповеди, которая говорит нам об очень высоких отношениях человека с окружающим миром, с обществом, а если сказать проще, с другим человеком. 

Мы живем в окружении других людей, мы взаимодействуем с ними, но, читая слова Евангелия, и особенно сегодняшнего, в нас часто возникает противоречие, потому что слова эти кажутся нам слишком высокими, неприменимыми к жизни, противоречащими окружающей действительности. 

Послушаем эти слова еще раз: «И как хотите, чтобы поступали с вам люди, так и вы поступайте с ними. Если любите любящих вас, какая вам за то благодарность, ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, кто вам делает добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники делают то же самое. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего, и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 26: 31–36). Эти слова Господа не притча, а руководство к действию. Что же такое любовь, которой можно любить своих врагов? Мы знаем из Священного Писания, что Сам Бог есть любовь. Мы знаем из Священного Писания, что путь к Богу – это путь любви. Мы знаем это из тех слов, которые говорит Господь: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 39), и «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15: 13). Говорит Господь и о том, что путь этой любви – путь самоотречения, путь отказа от самого себя. Но как это воплотить в жизнь? 

Мы знаем из Священного Писания, что путь к Богу – это путь любви

Человек в своем современном состоянии имеет природу, испорченную грехом. И конечно, любовь современное общество понимает по-своему. Господь как раз на это указывает. Он употребляет понятия «грешники» и «язычники» в разных отрывках сегодняшнего евангельского чтения, как бы противопоставляя в одном случае народ Божий, к которому Он обращается, язычникам, то есть тем, кто не знает истинного Бога. И в другом случае Он противопоставляет их грешникам, то есть тем, кто не соблюдает заповеди Божии, зная их.

Конечно, в недавней истории нашего государства мало было вещей, способствующих любви к врагам. В начале XX века, когда менялось государственное устройство, старались относиться к ушедшему, к ушедшей России именно с пренебрежением: к дворянству, к священству, к офицерству. В период репрессий появилось даже такое понятие, как «враг народа», и человеку было страшно жить. Как проявлять любовь или даже просто человеческое отношение, если сегодня ночью арестовали твоего соседа? Поздороваешься ли ты завтра с его женой? Потреплешь ли ты по челке его ребенка, как делал всегда? Очень трудно понять, что такое любовь. Мы имеем разные определения этого понятия.

Плотская любовь – это самый распространенный вид любви, обычная любовь мужчины к женщине, женщины к мужчине, по сути – животная тяга. И хотя много прекрасного возникает из этой любви, многие подвиги, многие произведения искусства, но все-таки в основе этой любви не Христова любовь. Это обычная любовь, даже, можно сказать, она на уровне химии, на уровне гормонов. 

Есть понимание любви как отношений между людьми, связанными каким-то родством, дружбой, может быть, коллективом. Здесь, как и в другом виде любви, мы можем видеть самоотвержение, но часто оно не полное, особенно если говорить об отношениях между родителями и детьми. Вы знаете, что наибольшее самоотвержение проявляют родители, а детям часто бывает все равно. В коллективе люди, между которыми вроде бы хорошие отношения, которые вроде бы не ссорятся, часто за спиной могут распускать какие-то сплетни, осуждать. И это понятие любви тоже сводится лишь к чему-то внешне презентабельному. 

Что есть основа подлинной любви? Сегодня Господь говорит нам в Евангелии: «Как хотите, чтобы с вам поступали люди, так и вы поступайте с ними». И мы с вами понимаем, что это на самом деле так просто, так ясно и так удивительно. Хотел бы я, чтобы человек не обижался на меня, хотел бы я, чтобы он меня простил? Тогда нужно поступать так же. 

Но Господь в следующих словах этого евангельского отрывка идет еще дальше: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите, давайте взаймы и не ожидайте ничего назад». И это уже сложно понять, это сложно принять. Как можно это сделать? Господь на Своем примере показывает нам, что любовь – это самоотречение: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» (Ин. 3: 16). Отдал куда? На распятие, на смерть, то есть это подлинное самоотречение. 

Господь на Своем примере показывает нам, что любовь – это самоотречение

Как же мы можем это понять? Как мы можем полюбить ближнего, как самого себя? И Господь нам здесь говорит, уже, можно сказать, о пределе: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя» (Мф. 16: 24; Мк. 8: 34; Лк. 9: 23). Мы считаем себя верующими людьми, мы ходим в храм, мы стараемся соблюдать какие-то правила и установления церковные в виде участия в таинствах, соблюдения постов, праздников, по мере сил исполнять евангельские заповеди. Для чего? Как мы себя называем? Христиане, то есть Христовы, те, которые подражают Христу и хотят за Ним идти. И тут Господь ставит этот ключевой вопрос и Сам на него отвечает: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя». 

Любовь Христова жертвенная. Мы, уподобляясь Христу, можем исполнить эту заповедь не своими силами, не своей волей, не своим умом, а по благодати, потому что очищение наших чувств как путь приближения к Богу делает нас сопричастным Христу, и мы этой любовью соприкасаемся. Мы знаем нашего русского подвижника преподобного Серафима Саровского, мы знаем, какой большой любовью он обладал, мы знаем, как он встречал всех: «Радость моя, Христос Воскресе!» – говорил он. Но как у него появилась эта любовь? Просто он был таким от рождения? Подвиг, аскеза, немощи, болезни, преодоление себя. Прежде чем он вышел на проповедь, прежде чем к нему стали приезжать люди, он в затворе жил много лет в лесу один, очищая себя от грехов. То есть эта высшая любовь возможна только тогда, когда мы очистим себя от греха, когда мы будем пытаться, и Господь даст нам на это силы. 

Простой пример: две женщины находятся в храме во время службы, они давно ходят в церковь. Одна на телефон снимает службу для себя, может быть, для друзей, но не обращает внимания на то, что она при этом мешает окружающим, потому что в церкви все-таки главное – это молитва, единение с Богом. А другая женщина не может этого потерпеть, ее это раздражает. Отойди в сторонку – храм большой. Но нет. Эта женщина раздражается-раздражается и, в конце концов, можно сказать, физическое воздействие употребляет для того, чтобы вразумить первую женщину. Где здесь любовь? Где здесь христианство? Для чего мы ходим в храм? Для чего мы причащаемся? Мы делаем все, но апостол Павел говорит, что не имеющий любви, как медь звенящая – все бесполезно, все зря (ср.: 1 Кор. 13: 1). 

Сегодняшнее евангельское чтение очень важное. Это очень важные слова, над которыми надо всю жизнь думать и всю жизнь стараться прийти к пониманию того, как можно исполнить это в своей жизни. Через богоуподобление, через возрождение в Боге. И неверно считать, что это некое смирение, которое мы воспринимаем как самоуничижение, – это именно возрождение человека в настоящего человека. Вспомним слова Спасителя: «Если пшеничное зерно, пав в землю не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12: 24). Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить