По древней христианской традиции Литургия продолжается трапезой. И потому рядом с новым храмом мы устроили трапезную. Тут можно отведать что-нибудь вкусное и пообщаться, отметить семейные торжества. А еще почитать, и подумать, и помолиться.
Вывеска монастырской трапезной «Несвятые святые»
|
Трапеза во имя Божие
Все посетители и сотрудники литературного кафе «Несвятые святые» точно последняя нескончаемая глава книги митрополита Тихона (Шевкунова). Вот как владыка пишет, почему такое название:
«Хотя мои друзья – обычные люди. Таких много в нашей Церкви. Конечно, они весьма далеки от канонизации. Об этом нет даже и речи. Но вот в конце Божественной литургии, когда великое Таинство уже свершилось и Святые Дары стоят в алтаре на престоле, священник возглашает: “Святая святым!”
Архимандрит Тихон (Шевкунов)
|
По древней христианской традиции Литургия продолжается трапезой
Это означает, что Телом и Кровью Христовыми будут сейчас причащаться святые люди. Кто они?
Это те, кто находится сейчас в храме, священники и миряне, с верой пришедшие сюда и ждущие Причащения. Потому что они – верные и стремящиеся к Богу христиане. Оказывается, несмотря на все свои немощи и грехи, люди, составляющие земную Церковь, для Бога – святые»[1].
Закончилась Литургия, и по древней христианской традиции продолжается она – трапезой.
Как говорит владыка Марк (Арндт), архиепископ Берлинский и Германский, в Причащении нам даруется единство во Христе, которое мы еще все призваны воплотить в жизнь[2]. Вкушающие вместе пищу не могут быть обиженными друг на друга. Все недоразумения разрешаются перед Причастием, когда испрашиваем прощения, и от них и следа не должно оставаться за столом.
«Если брат твой раздражен на тебя,
введи его в жилище свое
и не медли войти к нему
есть свой кусок с ним.
Это станет избавлением для души твоей,
и она уже не будет соблазняться во время молитвы»[3],
– тут же можно прочитать слова одного из святых отцов, взяв с полки книгу издательства Сретенского монастыря. Юмор в том, что это может оказаться томик, например, известной трилогии схиархимандрита Гавриила (Бунге) «Объядение, лакомство, чревоугодие».
И это при вкуснейшей здесь домашней еде, будь то царская уха из двух видов рыб, выловленных где-то на Валааме, разнообразнейшие салаты и закуски из выращенных в скиту сезонных овощей и фруктов, несколько приготовленных на все вкусы и запросы видов рыб, как в горячем, так и в холодном виде, а если нет поста, то мясные первые и вторые блюда плюс разнообразные гарниры, а также десерты и выпечка сретенской пекарни, вплоть до тортов, в том числе постных. Напитки – тоже самые разные: от традиционных в монастырях морсов и компотов до изысканных видов кофе.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
|
Каждая трапеза тех, кто «собран во имя Мое», таинственно становится Эммаусом, где присутствует и Господь
Но дело вовсе не в разнообразии снеди и даже не в ее утонченных вкусовых качествах. При том что все здесь готовится на месте только из свежайших натуральных продуктов. Как отмечал в собранной для монашествующих и мирян Настольной книге архимандрит Иоанн (Крестьянкин):
«Одному великому прозорливому старцу случилось некогда вкушать пищу со многими братиями, и, когда они ели, старец, сидя за трапезою, молился духом и увидел, что одни едят мед, а другие хлеб, а иные сено, и удивился сам в себе, и молил Бога, говоря:
– Господи, открой мне сию тайну, как одна и та же пища, всем предложенная на трапезе для вкушения, представляется столь разнообразною, и одни едят мед, другие хлеб, а иные сено?
И пришел голос свыше, говоря:
– Вкушающие мед – это те, которые со страхом и трепетом и духовною радостию сидят за трапезою и непрерывно молятся, и молитва их, как фимиам, восходит к Богу, потому они и вкушают мед. А вкушающие хлеб – это те, которые при вкушении благодарят за дарованное от Бога. Ядущие же сено – это те, которые ропщут и говорят: это хорошо, а это худо. Не так должно рассуждать, а паче славословить Бога и песнопения воссылать Всевышнему, чтобы и в нас исполнилось сказанное: Аще… ясте, аще… пиете, или иное что творите, вся во славу Божию творится (1 Кор. 10: 31)»[4].
Схиархимандрит Гавриил (Бунге)
|
Так что и если посетитель долистает книгу схиархимандрита Гавриила (Бунге) до конца, он поймет, что за столиком здесь в световом круге под уютным абажуром можно не только усладиться самой простой пищей, а также долгожданным миром с ближним, но и пережить при этом нечто фантастическое:
«Ибо каждая трапеза тех, кто собран во имя Мое, вдруг таинственно становится Эммаусом, где Господь присутствует инкогнито и узнается неожиданно»[5].
И тогда каждый из нас действительно может поведать, как о том и уверял владыка Тихон, свое Евангелие, свою Радостную Весть о Встрече с Богом. И так в идеале здесь могут быть написаны следующие тома «Несвятых святых».
Пища и телесная, и духовная –
и для семейных торжеств, и для простых дружеских встреч
После окончания Литургии, причастились ли вы на ранней или на поздней службе, веселыми ногами свернуть направо и спуститься вниз. Здесь, за новым храмом, если вы идете от древнего храма Сретения Владимирской иконы Божией Матери, с 9:00 до 20:30 можно отведать что-нибудь вкусненькое, пообщаться.
На полках литературного кафе есть и Библия, и последние новинки православных издательств
Постящиеся, конечно, знают: «Лучший повар – пост». Потому-то и «соты меда» на самом-то деле за трапезой вкушают именно те, кто хорошо попостился. А еще, как подмечает боговдохновенный автор, любители Священного Писания: коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда и сота устом моим (Пс. 118: 103).
На полках литературного кафе можно найти и Книгу книг – Библию, и последние новинки от Сретенского и других православных издательств. Есть тут и твердая пища для христиан, найдется и словесное молоко (1 Пет. 2: 2).
Преподобный Иоанн Лествичник
|
Также и в пище вещественной: предлагается меню и для аскетов с полным соблюдением Устава, и для тех, кто не вдается в тонкости Типикона. В конце концов даже такой мэтр аскетики, как преподобный Иоанн Лествичник увещевал: если борет гнев, дай некое малое утешение чреву
[6]. Он же отмечал:
«Время веселия и утешение пищею для совершенного есть отложение всякого попечения; для подвижника – время борьбы; а для страстного – праздник праздников и торжество торжеств»[7].
Каждое воскресение – малая Пасха, и по Огласительному слову святителя Иоанна Златоуста: приидите все[8].
В интерьере кафе современная яркая акцентировка стен по контрасту наполняется антикварными предметами еще царских XIX и самого начала XX веков и инкрустируется иконами и старинными оригиналами фотографий: это и уже прославленные Церковью святые, и те, кто будет канонизирован, а вот на снимке внезапно тот, кто сегодня возглашал ектении на Литургии или чьи слова из интервью вы прочитали в этом тексте… Или вот увиденный и вовсе только что прошел мимо столика…
«Место встречи изменить нельзя», – иногда можно услышать здесь, и эта отсылка к советскому кинематографу при обилии фотографий звучит как-то по-христиански свежо и весело.
В большом красном зале рядом с Владимирской иконой Божией Матери, встреченной здесь и спасшей некогда веками ранее по молитвам у этого чудотворного образа Россию, соседствует фотокарточка святого Царя Николая II… Тут создано очень емкое пространство памяти и размышлений. Молитвы.
Это место съемки знаковых интервью и телеобращений, встреч, обсуждений, принятия важных решений. История и сегодня созидается здесь.
В том числе она сплетается и из множества личных историй спасения. Здесь отмечают крестины, именины, венчания. Возможен заказ как отдельного столика, так и целого зала. По предварительной договоренности для вас приготовят любое меню. Искони эти важные для каждого человека события, связанные с его вступлением в новую жизнь, христиане отмечали особенно торжественно. Здесь возрождаются эти традиции. Устраивают тут и поминальные трапезы после препроводов родного к Богу.
Тут создано очень емкое пространство памяти и размышлений
«Несвятые святые» – проект на пересечении личного настоящего и общечеловеческого прошлого и будущего, евангельской вечно новой истории и мемуарной и сценарной литературы, веры, быта, культуры.
На крыльце дома иеромонаха Рафаила (Огородникова) в Лосицах
|
Здесь, где на столиках намеренно простые клеенки, как в некогда уже, впрочем, обветшавшем и, может, исчезнувшем доме в Лосицах отца Рафаила (Огородникова), а на стенах – его уже навсегда молодые фотографии, можно и «просто попить чайку»… Подумать. Вспомнить. Помолиться.
И подняться отсюда по лестнице в уже новую жизнь.
[1] Тихон (Шевкунов), митрополит. «Несвятые святые» и другие рассказы. М.: Изд-во Сретенского монастыря; ОЛМА Медиа Групп, 2011. С. 634–635.
[2] Марк (Арндт), архиепископ. Учитесь видеть друг друга // http://www.pravoslavie.ru/91295.html.
[3] Гавриил (Бунге), схиархимандрит. Объядение, лакомство, чревоугодие: Учение отцов-пустынников о еде и посте (на основе текстов Евагрия Понтийского). М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2014. С. 191.
[4] Настольная книга для монашествующих и мирян / Сост. архимандрит Иоанн (Крестьянкин). М.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2012. С. 186.
[5] Гавриил (Бунге), схиархимандрит. Объядение, лакомство, чревоугодие. С. 198.
[6] Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица, или Скрижали духовные. Слово 8. О безгневии и кротости. Стих 16.
[7] Там же. Слово 14. О любезном для всех и лукавом владыке, чреве. Стих 15.
[8] Иоанн Златоуст, святитель. Слово огласительное на Святую Пасху.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.