Архитектурная жемчужина Москвы

В этом году Сретенский монастырь отмечает две знаковые даты: 625 лет храма в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери и 5 лет со дня освящения храма Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской. Московский архитектор, реставратор, участник и куратор одной из самых знаковых и заметных реконструкций старого собора Алексей Котов рассказал, какие ценности Сретенки погребены под Лубянкой, как воспринимают новый храм и сколько на самом деле лет каменному ограждению монастыря.

1.jpg

625 лет в этом году со дня основания… А осталось ли что-то с момента основания?

– От момента основания монастыря, а это после 1395 года, самый конец XIV века, задокументированных археологических фрагментов не сохранилось, но, возможно, сохранились какие-то древние артефакты или даже фрагменты построек под землей. Однако комплексных археологических раскопок на территории монастыря не велось. Возможно, что-то от времен основания монастыря есть где-то глубоко под землей, на той части территории монастыря, которая выходит к улице Большая Лубянка. Культурный слой в этом месте достаточно большой.

– С какого времени мы можем отслеживать по рисункам, по документам именно архитектурные изменения в строениях Сретенского монастыря? 

– В архивных текстовых документах первые сведения о жизни монастыря появляются начиная с 1482–1485 годов, когда в монастыре псковской строительной артелью возводится каменный храм. Достаточно много свидетельств от XVII века. Монастырь есть на планах Москвы XVII века. Но нужно представлять, что они очень схематичные, условные и не дают ясного представления о том, какая была архитектура. Ансамбль монастыря, дошедший до начала XX века, который мы уже можем видеть на архивных фотографиях, в основном сформировался в конце XVII – середине XVIII века. Архитектурные постройки монастыря, появившееся в это время как единый ансамбль, возможно с более древними включениями, существовали до 20-х годов прошлого века. Когда же обитель стали разрушать, была разобрана часть построек. А старый собор Сретенского монастыря, в честь Владимирской иконы Божией Матери, сохранился и до нашего времени, он датируется 1679 годом. 

Ансамбль монастыря в основном сформировался в конце XVII – середине XVIII века

– Получается, сейчас это самая древняя постройка? И при этом действующая.

– Да, это самая древняя постройка монастыря, она сохранилась, была отреставрирована: в советское время, 1957–1960-х годах, шла очень грамотная научная реставрация собора, и этот памятник сохранился до нашего времени. Другие утраченные постройки, также в основном конца XVII века, это: колокольня, храм святителя Николая с трапезной, храм преподобной Марии Египетской (он, скорее всего, был раньше построен, но перестраивался в XVII–XVIII веках). 

Постройки монастыря частично перестраивались и ремонтировались в XVIII веке. Интересно, что алтарь разобранного Никольского храма конца XVII века включал в себя части более древнего храма второй половины XVI века. Эти постройки мы уже можем видеть на исторических фотографиях начала XX века и в процессе разборки в 20-е годы. В 1930 году была завершена эта разборка-разрушение построек монастыря, которые выходили на улицу Большая Лубянка. 

– Вы принимали участие в реставрации старого храма?

– Именно в реставрации не принимал, она закончилась давно, в 1962 году. Сретенский собор в начале 90-х годов сначала был передан Церкви как приходской храм. А в 1994 году он стал монастырским храмом, и началось его полноценное возрождение как действующего храма, в котором мы с моими коллегами уже принимали участие. Речь шла об устройстве иконостаса в этом соборе.

2.jpg

Иконостас в основном был сделан к сентябрю 1995 года, когда, собственно, и было перенесение Владимирской иконы в собор Сретения. В 1996 году были закончены все работы по иконостасу.  Впоследствии я принимал участие в реконструкции и воссоздании придела в честь Рождества Иоанна Предтечи. В 1997 году придел был воссоздан как действующий, в нем стали совершаться богослужения, чего ранее не было, до этого он использовался как ризница. 

В 1997 году придел был воссоздан как действующий, в нем стали совершаться богослужения

Еще был интересный этап в архитектурной истории собора – строительство галереи вокруг храма для расширения его площади. Это то, что мы сейчас видим с западной, северной и частично с южной стороны вокруг. Эта пристройка к собору появилась в 2004 года.

– Понятно, что тех площадей, сколько их не расширяй, все равно не хватало. Старый храм оказался тесноват для большого количества прихожан. Как рассказывал нам в интервью архитектор нового храма Дмитрий Смирнов, в старом храме, оттого что была большая проходимость и влажность, плакали фрески… А как еще на архитектурном строении могут отразиться вот такие «перегрузки»?

– Да, это была реальность: службы Великого поста, большие праздничные службы зимой, весной, летом люди стояли на улице, не имея возможности войти в храм. И на какое-то время этот вопрос решила как раз обстройка храма галереей, автором эскизного проекта которой был я. Тут был и один сложный для меня как архитектора момент. Мы, с одной стороны, расширяем храм, делая его более удобным, более комфортным для молитвы, для прихожан, с другой стороны, мы как бы внедряемся в подлинную архитектуру, что не совсем в общем-то верно, это понятно мне как реставратору. Я не без колебаний принял участие в этом проекте, но это действительно была необходимость жизни монастырского храма с большим количеством прихожан в то время. Сложно было находиться в переполненном здании: двери были открыты постоянно, температурный режим нарушался. В общем, повторяюсь, наш проект лишь на время решил эту проблему, затем встал вопрос о строительстве нового большого собора.

– А Вы никаким образом не принимали участие в строительстве храма Новомучеников: может быть, с Вами консультировались? 

– В проектировании и строительстве нет. Владыкой Тихоном был объявлен архитектурный конкурс, в нем довольно много архитекторов принимало участие, я вместе с двумя своими друзьями был одним из них. Были разные проекты, была и дискуссия, и критика проекта победителя, но тут, понимаете, уже сейчас время прошло, я немного по-другому смотрю на это все… Изначально задача достаточно сложная: в небольшом пространстве, объеме монастыря построить большой выразительный собор, вместительный, с большим блоком вспомогательных служб, необходимых, как это очевидно уже сейчас.
3.jpg

– То есть Вы теперь принимаете новый храм, он Вам нравится?

– Скажу так, я поклонник старого собора, но жизнь иногда сама диктует какие-то реальности. Была поставлена такая задача, и вот она так решена. Для кого-то встреча с Богом, путь в Церковь связаны уже именно с новым собором. Моя младшая дочь с удовольствием ходит в новый собор. 

Я поклонник старого собора, но для кого-то встреча с Богом связана уже именно с новым собором

– Сретенский монастырь называют островком тишины, тихой обителью в самом центре шумной Москвы. Как он сегодня, в 2022 году, чувствует себя в окружении других московских зданий, объектов архитектуры? Удается ли ему пока сохранять вот этот статус тихого, спокойного места, где можно пообщаться с Богом?

– Я считаю, что да. Видите, так сложилось, что есть определенное зонирование территории, есть три зоны. Историческая – это наиболее древняя, которая выходит на улицу Большая Лубянка, со старым собором, вот этим садиком вокруг, до стены, которая сейчас отделяет монастырь от Большой Лубянки. Кстати, хочу сказать, что вот эта стена – тоже постройка 1995 года.

– Там не было стены вообще?

– Исторически стены там не было. Там была, как я уже говорил, цепочка построек, закрывавшая монастырь с улицы: колокольня, храм святителя Николая с трапезной и совсем небольшой отрезочек стены с воротами, примерно где сейчас вход. Естественно, после того, как это было снесено в конце 20-х годов, там ничего не было до 1995 года.

– То есть монастырь не был отгорожен, по сути?

– В советское время он был отгорожен только живой изгородью из высокого кустарника, мы ее еще застали, когда учились в МАРХИ. А стена построена по нашему проекту в 1995 году. Кстати, мне сегодня забавно слышать от более старых коллег-архитекторов: «Я когда учился в МАРХИ в 70-е годы, эта стена была, это не новодел».

– А изразцовые плитки на стене тоже новодел?

– Это современные копии старинных изразцов.

– То есть они не восстановленные?

Нет, это полностью строительство 1995 года. Нужно было построить стену за достаточно краткий период. 

Возвращаясь к теме зонирования территории: островок тишины и молитв позволяет сохранить зона вокруг старого собора. Затем есть территория, где живет братия, она относительно закрытая, и есть условно новая, это новый собор, площадь перед ним. Исторически это тоже территория монастыря: где стоит новый собор и где площадь вокруг него. 

4.jpeg

– Может быть, чего-то не хватает сегодня монастырю из архитектурных соображений или рациональности?

– Мне как архитектору знакомому с исторической архитектурой Москвы, может быть, хотелось, чтобы было что-то об истории утраченных построек Сретенского монастыря. В 2017 году Большая Лубянка была в программе «Моя улица», шла реконструкция, перекладывались коммуникации. Я частично был связан наблюдениями за этими работами, и мы видели ещё раз эти фундаменты конца XVII века, уже полуразрушенные. Были найдены фрагменты надгробий, насколько я знаю, и в том числе были найдены фрагменты кирпичной кладки XVI века. Маломерный такой кирпич, особый, это, скорее всего, от постройки второй половины XVI века, которая была в комплексе вот этой части, выходящей на улицу Большая Лубянка. Была идея, знаете, как иногда на мощении восстанавливают контуры, планы снесенной постройки, сделать нечто подобное и для строений Сретенки за стеной, со стороны улицы. Сейчас часть исторической территории монастыря за стеной, а фундаменты снесенных построек под землей, на тротуаре и дороге. Мы должны помнить, что это место с очень древней историей и это серьезная архитектурная утрата. 

Были найдены фрагменты надгробий, в том числе фрагменты кирпичной кладки XVI века

– Что нужно знать и помнить об архитектуре и значении сохранившегося храма?

– Это один из любимых многими москвичами храмов, не только во внешнем, но и во внутреннем убранстве. Создан монументальный интерьер, несмотря на относительно небольшие размеры. Мы видим довольно редкую двухстолпную систему, круглые столпы в интерьере собора: когда он не четыре столпа имеет, как это очень часто бывает, или когда он бесстолпный, единым сводом перекрыт, а именно двухстолпный – два столпа. Как считают историки архитектуры, круглые столпы – это такая цитата из Успенского собора Московского Кремля, где находилась и находится икона Владимирской Божьей Матери. И это очень гармоничный интерьер, соединяющий старое и новое: красивую архитектуру XVII века, подлинные фрески 1706 года, недавно прекрасно отреставрированные, и новый иконостас в стиле XVII века, но выполненный в 1995–1996 годах, который тоже уже многими воспринимается как старинный. В старом Сретенском соборе сохранился, а отчасти и создан, образ древнерусского храма, который мы все можем видеть и в который можем приходить молиться, в этот прекрасный храм, как я считаю.

5.jpg

Беседовала Алина Темнова

Алексей Котов 2 марта 2022
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить