Быть ласковым в обращении с людьми

Возможно ли с нашей стороны стараться быть в мире со всеми людьми и своим смирением и кротостью спасаться самим и помогать спасаться ближним? Как нам, каждый раз молящимся словами «Отче наш» можно носить в сердце обиду на ближних? Почему так важно примириться с самим собой и родными. Сегодня, 25 января, в день своего 80-летия, архимандрит Иов (Гумеров), один из самых опытных пастырей Сретенского монастыря, размышляет на эту тему.

– Батюшка Иов, сердце человека обычно откликается на какие-то отдельные слова, что-то выделяя из всего прочитанного. Можете поделиться какой-нибудь одной из своих любимых фраз из святоотеческого наследия или из наставлений современных подвижников?

– Еще в 1990-е годы мне как-то попалась небольшая книжечка «58 советов афонского старца». Там я прочитал: «Не упускайте возможность угодить Богу постоянным ласковым обращением со всеми людьми» – меня этот совет просто пронзил. Тут два ключевых слова: «постоянным» и «со всеми людьми». Искать, оказывается, надо! А не уклоняться. Нет, конечно, общих формул. Но мы призваны исполнить новозаветную заповедь, которую дал Господь через первоверховного апостола Павла: Старайтесь иметь мир со всеми (Евр. 12: 14). Мы должны исполнить эту заповедь.

– А в другом месте у апостола оговорка: Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми (Рим. 12: 18). А еще сказано: Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо (Лк. 6: 26). Как это всё увязать?

– Тогда просто христиан окружали иудеи и римляне-язычники. Если они питали вражду или даже погубить пытались, все равно христиане призваны Господом: Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас (Л. 6: 27 – 28). Святой апостол первомученик Стефан это исполнил. Когда его побивали камнями, он молился за своих палачей, просил, чтобы Господь их простил. И он увидел Христа на Небесах, которые отверзлись. Также и святая уже близкого к нам времени преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна, когда 4 февраля 1905 года был растерзан бомбой ее горячо любимый супруг Великий князь Сергий Александрович, она по частям собирала его тело, а через три дня 7 февраля поехала в тюрьму к убийце своего мужа, чтобы простить его. Привезла ему икону. Когда он взял, она улыбнулась впервые за это время.

В Евангелии прямо сказано: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6: 14–15). Также и притча о должнике, который должен был Царю десять тысяч талантов (см.: Мф. 18: 23–35), – учит нас тому же. Но самое главное об этом говорит молитва Господня «Отче наш»: И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим (Мф. 6: 9).

Самое главное говорит молитва Господня «Отче наш»

Как-то в Прологе я нашел впечатляющий рассказ. Святитель Иоанн Милостивый – просто удивительный святой. Представляете, его поставили Патриархом Александрийским при том, что он не был не только митрополитом, архиепископом, епископом, монахом, он даже священником не был! Простой мирянин. Его буквально насильно возвели на первосвятительское служение, но и став Патриархом, он каждую среду и пятницу, отслужив Литургию, принимал всех! Ему ставили стульчик на паперти, и народ подходил к нему: один за другим – у кого-то какие-то обиды, недоразумения, кто-то просто что-то просил у него. Всех принимал, выслушивал.

Три дня в неделю Патриарх Иоанн Милостивый причащал больных в больницах, утешал их, беседовал с каждым. И вот однажды вельможа, который был человеком воцерковленным и считал святителя Иоанна своим духовным отцом, поссорился с кем-то и не хотел с ним мириться, – просто не хотел, потому что считал того своим обидчиком. Тогда святитель Иоанн сделал так: пригласил в домовую церковь этого своего духовного сына и еще одного певчего, а сам начал служить Божественную литургию – и за священника, и за диакона. Певчий пел. Когда настал черед возносить молитву «Отче наш», стали все вместе петь (а их всего было в храме трое), и когда дошли до слов: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь...», – святитель Иоанн остановился сам и знаком остановил певчего. Они замолчали, а вельможа продолжал петь следующие всем нам известные слова молитвы… И когда он пропел молитву до конца, Патриарх говорит ему: «Сын мой! В какой страшный час ты произнес все это!» – «В какой страшный час?» – «Ты же неправду сказал!» – «Какую неправду?» – «Ты же не простил своему обидчику? Не простил. А поешь такие высокие слова». Тот со слезами пал на колени: «Я обязательно, – говорит, – примирюсь». И в тот же день примирился. Если бы мы все так относились к словам Господней молитвы!

Если бы мы все так относились к словам Господней молитвы!

В монастыре преподобного Паисия Величковского, если кто-то между собою ссорился, им вообще не разрешалось произносить молитву «Отче наш».

– Такую строчку даже в перечнях грехов найти можно: «Имея вражду на ближнего, читал «Отче наш».

– Сейчас, к сожалению, даже годами не разговаривая со своими ближайшими родственниками, люди как ни в чем не бывало читают «Отче наш». А вот скажи им те слова, что сказал своему духовному сыну святитель Иоанн Милостивый, воспримут ли они эти слова так глубоко, как тот вельможа?

– Недавно в отношении владыки Алексия (Фролова) услышала такую фразу: «Он не общался с теми, с кем общение, знал, будет хуже, чем необщение».

– Это уже другое дело. Здесь уже духовный подход. Владыка думал о том, что больше принесет духовной пользы. Это все-таки другого качества явление. Это не связано с обидой. Он просто на опыте своем уже убедился и рассудил, что лучше так. Других мы исправлять не можем. Важно, чтобы в нашей душе зла не осталось. Надо спросить себя: все ли сделано, чтобы примирение произошло?

– А что должно быть сделано?

– Надо прежде всего усиленно молиться.

– Батюшка, молишься за человека, усиленно, а у тебя такой отчетливый помысел: «Не твое дело вымаливать его». Святитель Игнатий (Брянчанинов) советовал помыслы выносить на суд духовного отца, рассказываешь на исповеди – и тебе подтверждают.

Не вымаливать надо нашего обидчика, а молиться о том, чтобы ушла немирность

– Не вымаливать надо нашего обидчика, чтобы он преуспевал, а молиться о том, чтобы ушла немирность, противостояние.

– А как молиться?

– Сказано: Просите, и дано будет вам (Мф. 7: 7). Это заповедь, здесь глагол в повелительном наклонении: просите! Не просто констатируется: если будете просить, то дано будет вам. Нет, Господь именно повелевает: просите! И мы просим: «Господи, примири меня с таким-то или с такой-то».

– Схиигумен Савва (Остапенко) благословлял за своего обидчика крестик целовать и молиться: «Господи, Крестом Твоим удали от меня страсть неприязни, помоги мне полюбить своего обидчика. Спаси меня его святыми молитвами».

– При этом просим Господа покаянно, беря всю вину на себя.

– Почему?

– Потому что когда человек молится: «Господи, примири меня с таким-то или такой-то... Я во всем виноват или я во всем виновата... Проявил нечуткость, невнимательность, нелюбовь...», – и всю вину берет на себя, тогда приходит всесильная помощь Божия и всё в нашей жизни управляет. Господь нам попускает то или иное искушение, у Него помощи и надо в первую очередь просить. А Он гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4: 6). Осуждая себя, мы смиряемся. А тем самым и другим помогаем смириться.

В монастыре, где игуменом был преподобный Кирилл Белозерский, был начальник по имени Федор, который стал, видимо, пленником врага и у него была непроходимая ненависть к настоятелю. Сначала он, может быть, и боролся, но потом и сопротивляться наветованиям лукавого перестал. Он даже смотреть на преподобного Кирилла не мог. Решил, что ему лучше уйти из монастыря, чем дальше предаваться такой неприязни к настоятелю. Но прежде чем уйти, он зашел к преподобному Кириллу. Когда он пришел к нему, преподобный Кирилл Белозерский сказал ему: «Не скорби, брат мой! Все ошибаются во мне, ты один знаешь правду, все мое недостоинство, я действительно непотребный грешник». Эти любовь и смирение совершили чудо. Именно великое смирение, подвиг смирения вызвали дождь, ливень благодати! И этот брат тут же освободился от этого плена ненависти. Сразу вся эта злоба покинула его душу. Он остался в монастыре.

Также и святитель Тихон Задонский спас вольнодумца. Так как Задонский Рождество-Богородицкий монастырь находится в сельской местности, то оттуда близко было до поместий дворян. Однажды, будучи в гостях у одного помещика, святитель застал там вольнодумца. Среди просто неграмотного народа таких, конечно, было больше, но тогда уже и на высшие слои общества это помрачение распространялось. Этот вольнодумец затеял спор, и так как святитель Тихон обладал удивительным даром слова, противоречить ему было невозможно. Тогда этот дворянин-вольнодумец пришел в ярость и ударил святителя по лицу. А святитель Тихон тут же пал на колени и стал просить прощения: «Прости меня! Это я виноват, что довел тебя до такого исступления. Прости меня!» Это тоже смирение. Казалось бы, человек распространяет духовную отраву и еще и дерется, когда слышит опровержение своих ложных утверждений, а тут епископ встает перед ним на колени! И тут происходит чудо – тот тоже тут же падает на колени перед святителем Тихоном и просит у него прощения. О святителе Тихоне оставили записки два его келейника – Василий Чеботарев и Иван Ефимов (впоследствии иеромонах Тихон). По их свидетельству, этот вольнодумец потом стал верующим воцерковленным человеком. Законы христианской империи тогда были очень суровы, рукоприкладство по отношению к священнослужителям было недопустимо. При этом поступке, разумеется, были свидетели. Уже в ближайшие дни местный губернатор узнал бы о произошедшем, прислал людей, этого вольнодумца бы судили и отправили на каторгу, там бы он еще больше озлобился из-за того, что так поменялась его жизнь, и погиб бы. А на Страшном Суде Господь спросил бы святителя Тихона: «Почему ты не спас его?» – «А как?» – «Вот у тебя была возможность спасти его, проявив любовь и смирение».

Мы часто упускаем из виду такие возможности спасти ближнего.

Беседовала Ольга Орлова

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Ксения   2 февраля 2022, 15:02
❤️❤️❤️
Юлия   26 января 2022, 01:01
Многая лета о. Иову и всей братии Сретенского монастыря!!!!
Юлия   26 января 2022, 01:01
Ааа... Теперь то понятно в каком смысле за врагов молятся. Думала о преуспевании врагов нас  призывают молиться. Это же в корне меняет дело
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить