Быть священником наполовину нельзя…

Иерей Василий Лапкин, продолжатель священнической династии, выпускник Сретенской духовной семинарии, ныне клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыно, рассказывает, как дважды пытался поступить в Сретенку, вспоминает свою диаконскую и иерейскую хиротонию и, будучи духовником православной гимназии, делится опытом общения с подрастающим поколением.

1_о.jpg

– Отец Василий, Вы являетесь продолжателем священнической династии. Ваш папа еще служит?

– Изучая архивные документы, удалось узнать о том, что мои прапрадед, прадед и его брат были священниками и пострадали в годину гонений за веру. Да, мой отец священник, протоиерей Сергий Лапкин, в здравии, служит и показывает добрый пример. С детских лет меня брали в храм, потом алтарничал, были у меня какие-то послушания. Конечно, немного тяготился богослужениями, потому что хотелось позаниматься своими детскими делами, поиграть. Сейчас, когда я приезжаю в тот храм, вижу плоды трудов и отца, и общины храма. Многое за эти годы поменялось. Детские воспоминания у меня очень яркие: развалины храма, печка-буржуйка… Отец шутил, что у нас «слезная» молитва. Если зимой закрывали все двери и окна и топили печку, то она сильно дымила и слезились глаза, а если открывали окна, то было холодно. Сейчас, конечно, вопрос с отоплением и другими удобствами решен. Но такие яркие детские воспоминания у меня сохранились. Они укрепляют даже сейчас.

– В каком храме служит Ваш папа и Вы начинали свой путь?

– В 1995 году отца направили в Троицкий храм села Рязанцы Московской области, на границе с Владимирской. Исторически храм известен и был сохранен из-за того, что там венчался композитор Алябьев, неподалеку находится усадьба его сестры. Храм был разграблен, в советское время там хранились удобрения, толком не было крыши, и он находился в плачевном состоянии. Первые службы проходили не в храме, а в сторожке рядом. Но постепенно получилось его восстановить.

– Вы бываете там?

– Иногда получается туда приехать, навестить, вместе помолиться. Храм, в котором я вырос, это очень важное и значимое место в моей жизни.

Храм, в котором я вырос, – очень важное и значимое место в моей жизни

– Очень часто дети священников идут двумя путями: либо в храм, как у Вас получилось, либо прочь из храма, потому что в какой-то момент наступает пресыщение. Что сподвигло Вас идти в храм?

– Все пути сложные, другой вопрос, чем мы руководствуемся и куда мы идем. Должны быть осознание и пример, куда человек должен расти. Так однозначно не скажешь: в храм или из храма. Почему мы указываем для Бога только два пути развития человека? Бывает так, что человек в какой-то момент охладевает. Но каждого из нас сначала приносят в храм на крещение или на первое причастие. Потом наступает момент, когда уже сам повзрослевший человек делает этот шаг не по доверию и любви к родителям, а по своим взаимоотношениям, которые формируются у него с Богом. Значит, крестные правильно воспитали. Появляется духовник, уже в семь лет или даже раньше ребенок начинает исповедоваться. Он начинает читать и осмыслять Евангельские отрывки, детскую Библию, задает умные вопросы.

2 - 2023-02-19T232951.820.jpg

Это все путь становления. Подростковый период тяжелый у всех, человек испытывает себя, но все равно Господь направляет, и действует Божий Промысл о каждом. Мы не знаем, к чему он приведет к концу жизни. Сколько было святых, которые вели образ жизни, может быть, не совсем соответствующий эталону христианина, но в конце концов они страдали за Христа и в важный момент принятия решения были верными Господу. Это испытание каждого человека. К детям священников особенно пристальное внимание, и с них всегда будут требовать больше.

– У Вас был период сомнений и метаний и мысли выбрать иной путь?

– Определяющим моментом стало взросление. Когда ты становишься старше и пытаешься осмыслить, что происходит вокруг тебя, по каким законам живет мир и по каким законам жил ты, о каких законах тебе говорили. И у меня был опыт, когда я не мог прийти в храм. В армии возможность побывать в храме у меня была всего два раза в год. И я мучился от духовной жажды, я жаждал Бога и Церкви. Я уже тогда учился в семинарии, но только после армии у меня появилось искреннее желание послужить Господу. В юношестве человек мечется и не совсем понимает, чего он хочет, не всегда согласен с родительским решением или указанием.

– Верно ли я понимаю, что Вы стали получать духовное образование, еще не видя себя священником?

– После окончания гимназии я, как и все, задавался вопросом, куда поступать, мы смотрели разные учебные заведения. Родители, конечно, говорили о том, что необходимо получить семинарское образование. Я не совсем понимал, что такое семинария. У меня она ассоциировалась с тем, что нужно жить в монастыре и быть монахом. Было такое искаженное представление о семинарии. Родители сказали: «Ты можешь поступать куда угодно, но сначала закончи семинарию и получи этот стержень, воспитай свою душу». Конечно, с моей стороны было сопротивление, нежелание. Но по настоянию родителей я подал документы в Сретенскую семинарию. Перед этим я съездил посмотреть, и нам с одноклассниками здесь понравилось. Родители тоже посещали Сретенский монастырь. Так я решил подавать документы, хотя я не хотел. Это было больше послушание родителям.

3 (97).JPG

– Помимо утреннего и вечернего правил, которые обязаны сдавать будущие семинаристы, нужно же было сдавать экзамены по многим предметам. Вы не готовились к ним усиленно?

– У меня был третий выпуск православной Варницкой гимназии. Она тогда только начала действовать. Помимо общеобразовательных, там были еще и церковные предметы. Понятно, что все равно нужно было готовиться перед экзаменами, и такую работу я проводил. Но присутствовали эти метания: поступать или не поступать, в какие учебные заведения подавать документы. Документы в Сретенскую семинарию я подал чуть ли не в последний момент. Вступительные экзамены были в августе, и я по ночам готовился, учил молитвы, вспоминал, смотрел лекции и конспекты. Но я не помню те вопросы, которые задавали на экзамене, потому что очень волновался. На самом деле я провалил первые вступительные экзамены. В душе было смятение, я думал о том, что делать дальше. Я понял, что уже начинается взрослая жизнь, где тебя не будут, как в школе, водить за руку, и ты сам должен принимать ответственные решения. И только на будущий год я подготовился, заранее поехал в монастырь, месяц там пожил, освоил распорядок дня, меня узнали, вспомнили. После экзаменов отец Тихон похвалил меня и сказал: «Молодец, что не передумал». Он вспомнил, что я пытался поступить годом ранее. Меня это очень приободрило. Так я и оказался в Сретенской семинарии. Мой путь был непростой, но раз я его выбрал, надо было двигаться.

После экзаменов отец Тихон похвалил меня и сказал: «Молодец, что не передумал»

– Обычно родители говорят сначала получить светское образование, которое поможет в будущем прокормить себя и семью, а потом уже идти по духовному пути…

– Для меня это был очень важный момент воспитания души, потому что в голову человеку можно поместить любые знания. А как он ими будет распоряжаться, это уже внутренний вопрос. Здесь с отцом я полностью согласен, хотя тогда у меня было другое мнение. Когда учишься в семинарии, там очень много послушаний. Есть издательское дело, канцелярия, кухня, работа на стройке. Мы получали практические навыки в разных сферах. Мы собирались с ребятами и говорили, что нам хотелось бы вести новый кружок или спортивное мероприятие, и нам шли навстречу и давали такую возможность. Тем самым запросы студентов-семинаристов, которые были сверх семинарской программы, поддерживались владыкой, в то время архимандритом, Тихоном. Он спрашивал, как мы живем, что у нас получается или не получается. Встреча с ним была очень радостной, но мы ее воспринимали как экзамен. Он мог спросить все что угодно. Например, когда скончался Иоанн Кронштадтский или читал ли ты «Братьев Карамазовых» или «Лествицу». И если ты не читал, то ты виновен, а если читал, то он обязательно что-то спросит по тексту. Однако владыка всегда нас поддерживал и обучал. Например, проходили очень неординарные выставки в Манеже. Тогда нас научили, как рассказывать, преподносить информацию. Как общаться с высокопоставленными людьми, учителями, журналистами, школьниками. Нужно было к каждому найти подход и рассказать так, чтобы было интересно. Кто-то работал на сайте, кто-то фотографировал. Так что, помимо важных богослужебных послушаний, были и послушания, которые и сейчас поддерживают многих выпускников.

4 (66).JPG

– Можно сказать, что вас учили не просто быть священниками, а учили жизни в целом? 

– Нас учили жить одной настоящей жизнью. Нередко люди считают, что священники – это какие-то темные попы, которые говорят какие-то длинные непонятные проповеди. А тут даже на примере выставки светские люди видят, что будущие священники хорошо образованы, воспитаны, вежливы, аккуратны. Многие удивлялись и спрашивали, где мы учимся. Это не тот случай, когда ты с постным лицом надеваешь подрясник в монастыре и несешь послушание, а когда начались каникулы, то возвращаешься к обычной жизни.

У меня был удивительный случай. Обычно семинаристы по Москве ходят в гражданской одежде. После успешного окончания первой сессии, на праздник священномученика Илариона, владыка благословляет на ношение подрясника. Это очень трогательный и важный момент. Отныне тот, кому благословили, носит подрясник, должен быть в нем по крайней мере на всех богослужениях и на занятиях. А когда отлучались в город, то надевали гражданскую одежду. У меня получилось так, что я шел от метро в подряснике и прошел на красный свет. На втором светофоре меня догоняет бабушка с тросточкой и говорит: «Сынок, ты же будущий батюшка, а прошел на красный свет. Чему ты учишь?» Когда ты надел эту одежду, на тебя сразу особый взгляд. И та ситуация меня научила, что когда ты надеваешь на себя облачение, это налагает особую ответственность и привлекает особое внимание к твоим словам и действиям, что тоже духовно укрепляет и развивает будущего потенциального священнослужителя.

– Это важный урок: нужно быть честным всегда и во всем и не обманывать себя и окружающих.

– У меня так получилось, что на втором курсе семинарии я ушел на срочную службу. Там укрепилось мнение, что нужно быть честным перед самим собой и, конечно же, перед Богом. Слово «вера» подразумевает выбор. Если я верую, значит я выбираю такую жизнь, она не должна быть фальшивой. А если я не верую, значит я лукавлю, чем-то прикрываюсь. Понятно, что люди, которые прикрывались, не могли учиться в семинарии. Они ее не заканчивали. Семинария как раз указывает на те заповеди, реперные точки, каким путем тебе пройти. Ты хочешь спасения души? Вот тебе все необходимые инструменты. Ты не только теоретически изучаешь какие-то предметы, ты живешь в них и их используешь. Это богослужебные, догматические, катехизаторские, миссионерские навыки, послушания, о которых мы уже говорили. Ты учишься следить за порядком, за внешним видом, учишься шить, готовить, собирать мебель, трудиться в просфорне или библиотеке. Ты получаешь навыки жизни в семинарии, пока учишься там, и они тебе помогают в дальнейшем. Я только тогда полюбил богослужения, когда начал алтарничать, читать тексты молитв. Хотя и тяжело, боишься сделать ошибку, но для тебя открывается смысл богослужения. Вспомним Великий пост, когда богослужения длятся с шести утра до часа дня. Понятно, что очень тяжело выстоять. Я помню, как отец Тихон ходил по стасидиям и прилагал крест к голове, чтобы семинарист проснулся. Мне тоже было очень тяжело в первые годы. А потом мы с ребятами решили взять книги и следить по указаниям ход богослужения. Делали поклоны, специально одевались попрохладнее, чтобы мерзнуть и не засыпать, двигаться. И так стоять было уже не так тяжело, наоборот, это даже было в радость. Когда удается, то Великим постом стараюсь поехать в Сретенский монастырь, чтобы помолиться и получить духовное назидание.

5, превью.jpg

– Расскажите, пожалуйста, про ваш курс. С кем-то у Вас сложились теплые отношения? Продолжаете ли общаться спустя несколько лет после окончания учебного заведения?

– Со многими получилось поучиться и общаться, я многих знаю, ведь семинария не такая уж большая. Многие ребята служат, и мы встречаемся с ними на богослужениях в Москве и за пределами города, ездим на выпуск семинарии в Псков в конце августа, когда владыка всех приглашает. Есть традиция ночных богослужений в Сретенском монастыре, где мы тоже видимся с выпускниками, поэтому общение сохраняется и даже развивается. Каждый делится своим опытом, на какой приход попал, у кого-то больничное служение, кто-то стал настоятелем, кто еще какие-то несет послушания, ездит в миссионерские поездки или приезжает из единоверческого прихода. Так что мы обмениваемся опытом и дорожим этим общением. Мы многое пережили с ребятами, и это укрепляет в минуты испытаний. Порой ты не знаешь, как поступить в той или иной ситуации. И первое, что ты делаешь, – звонишь своим товарищам, которые скажут, прав ты или не прав. Конечно, это не отменяет обращения к духовнику, иеромонаху в монастыре. Да, мы все отучились, получили дипломы, но после этого взаимоотношения очень важны, поскольку мы все собратья-сослужители и все мы одной крови Христовой.

– Отец Василий, Вы помните свою диаконскую и иерейскую хиротонию? Что Вы чувствовали в эти моменты? Это же высшее служение для мужчины – служить Богу.

– Служение не подразумевает другие цели, кроме как отдать себя Богу всецело. Когда тебя избирают на это служение, ты проходишь ставленническую исповедь, тебя испытуют. Ты проходишь экзамен, смотрят, действительно ли ты готов приступить к тому, чтобы помогать совершать Таинства. Первую хиротонию я, конечно, помню, это очень важное событие. Что касается моих внутренних переживаний, то я очень волновался, накануне была непонятная тревога и беспокойство. Меня рукополагали в диаконы в Троице-Сергиевой лавре в Академическом храме. Там есть свои традиции. Вечером ты участвуешь в богослужении, читаешь Шестопсалмие уже в белом стихаре. Это было удивительное потрясение, когда мне сказали, что я могу поцеловать Престол Божий, на котором совершается Евхаристия. Мы знаем благочестивую традицию, что только священнослужитель может прикасаться к Престолу. Матушка, родители, братья и сестра с семьями были рядом, поддерживали меня на богослужении и утром на службе молились со мной. Владыка Евгений меня рукоположил. Остались памятные фотографии. После рукоположения идет сорокоуст, сорок дней утром и вечером богослужения по месту несения службы. У меня это был Сретенский монастырь.

Иерейскую хиротонию совершал Святейший Патриарх. За несколько дней мне сообщили, что рукополагать меня будут в Чебоксарах, во Владимирском соборе.

6 (23).JPG

Мы начали смотреть билеты, но ни на самолет, ни на поезд не было ничего, и тогда мы решили поехать семьей на машине. Было всенощное бдение, Божественная литургия и хиротония. Благо сейчас позволяют современные технологии запечатлеть этот момент. Когда пересматриваешь записи, то вспоминаешь те чувства, которые тогда наполняли сердце, и происходит момент обновления.

Меня рукополагали 2 августа 2015 года на Илью Пророка. По традиции новоиспеченный батюшка в белом облачении дает крест верующим по окончании богослужения. А верующие так нахлынули, что я даже немного растерялся, очень хотели приложиться к кресту или к батюшке. Удивительно, что, подходя к кресту, одна бабушка спросила: «Батюшка, когда картошку будем освящать?» Я не понял, о какой картошке она говорит. В это время обычно освящали мед, яблоки на Преображение Господне. А потом я узнал, что в Мордовии традиция на Илью Пророка освящать картошку, потому что они уже собирают урожай. Удивительно было узнать, что есть церковные традиции, а есть народные. Каждый день ты тоже учишься чему-то, несмотря на то что ты уже призван к тому, чтобы служить, проповедовать, преподавать Святые Таины. Заповедь Господа: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 46), поэтому каждый раз батюшка чему-то учится.

– Есть ли у Вас до сих пор то же самое благоговение, когда Вы заходите в храм, в алтарь и понимаете, что сейчас Вам служить Литургию?

– Апостол Павел призывал возгревать дар Божий (см.: 2 Тим. 1: 6), а для этого должен быть особый настрой на богослужение. Здесь нам подсказывают и святые отцы, и наставники: чем ты вечером занимаешься, то утром у тебя будет на службе в голове. Вечером ты должен спокойно помолиться, обязательно помнить о том, что необходимо читать Священное Писание, духовную литературу. Понятно, что многое зависит от нашего настроения, от тех, кто рядом с нами, от жизненных ситуаций, радостей, болезней, скорбей. Если где-то согрешил, то обращаешься к Господу, каешься. Иначе как ты будешь служить Литургию, если в тебе есть этот грех и ты не примирился со своим ближним, как Господь тебя услышит? А ты просишь не только за себя, а за весь народ, который предстоит. И как ты можешь уйти с исповеди после богослужения, если люди еще стоят и им тоже нужно поисповедоваться?

Духовник для священника очень важен. С наставником ты делишься своими переживаниями, где ты начал проседать в духовной жизни, спрашиваешь совета. Необходимо и понуждать себя. Есть много искушений и вопросов, но то, чем будет иерей руководствоваться, преодолевая эти испытания, кого он услышит, остается за ним самим.

– Сейчас Вы служите в храме иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыно, и он стал родным?

– Прежде диаконского служения я искал место, где необходим алтарник. Было несколько таких храмов. Через будущую супругу познакомился со священником из храма «Живоносный источник», он и рассказал, что им требуется алтарник. Приехав в храм, я узнал, что настоятель – отец Олег Корытко, наш преподаватель в семинарии по истории религии. После собеседования меня туда взяли. А вечером, когда мы гуляли по парку, мне позвонили из Сретенской семинарии и спросили: «Ты же хотел алтарничать и искал храм? Тут отцу Олегу Корытко нужен алтарник».

7 (11).jpg
Храм иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыно

– Все сложилось у Вас, как пазл.

– Да, так сложилось. Я особо не препятствовал этому и был уверен, что это место, куда меня Господь призвал потрудиться. Множество послушаний и различных мест служения позволяют не привыкать. Ты служишь то в больнице, то в центре социального обеспечения, в небольшом храме или в главном храме, или совершаешь богослужение на кладбище. Отец Олег принял меня в свою общину, наставляет, укрепляет, поддерживает, подсказывает, учит меня, отвечает на мои духовные вопросы. Я очень благодарен ему за это.

– Вы сказали, что послушаний было много и они разные. Что Вам наиболее близко к сердцу и к чему больше лежит душа? Оставляем за скобками тот факт, что куда направили, там и служат.

– Самое главное послушание – Литургия. Господь тебя призывает, и как ты можешь здесь проявлять свою волю? Ты получаешь удивительный опыт в месте, где несешь службу. Это и больница, потому что жизнь человека наполнена страданием и болью. Ты получаешь опыт, пытаешься утешить людей. И когда ты сам болеешь, то понимаешь, насколько важно простое благословение, доброе слово, которое тебе скажут. Это может укрепить и наполнить. Каждое место несения службы, на которое направляют, наполняет тебя. Это замечательный опыт, и здесь особо выделить что-то не получится. Например, на Рождество Христово у нас было восемь литургий. И ты служишь в различных храмах.

Каждое место несения службы, на которое направляют, наполняет тебя

Я был назначен духовным попечителем православной гимназии «Живоносный источник». Это особое послушание, очень обширное. Мне вверено попечение о детях и их родителях. Необходимо проявлять особое усердие и внимание. Ты находишься там постоянно, заботишься и думаешь и о детях, и о родителях. Здесь можно выделить общение с семьями, где подрастают маленькие христиане, решаются судьбы сомневающихся, где люди пытаются узнать о Боге. Общение с детьми мне очень интересно, потому что у меня самого есть дети и я получил педагогическое образование, закончил магистратуру Московского государственного психолого-педагогического университета. Прилагаю много усилий, чтобы достойно нести это послушание, спрашиваю и советов, обращаюсь к опыту педагогов, духовника-священника, потому что дети – это наше будущее. Это очень хрупкие создания, которых нужно почувствовать, узнать. Какое-то время я был в младшей гимназии до пятого класса. Там дети податливее, они слушаются, поют, обнимают тебя, ты рассказываешь им о Боге, все очень хорошо. Сейчас я нахожусь в средней и старшей школе, где дети уже постарше, задают взрослые вопросы, сомневаются. Это также позволяет мне держать себя в тонусе, постоянно изучая и узнавая, чтобы было живое общение с детьми, наполненное. Надо отдать должное, эта гимназия берет не только православных детей, детей священников, но и тех, кто ищет Бога, невоцерковленных детей, которые только узнают о Боге, о наших взаимоотношениях с Богом и ближними, о законах Божиих. Понятно, что степень воцерковленности у всех разная, поэтому и опыт приобретаю немалый, неся это послушание в православной гимназии.

8 (7).jpg

– Вам тяжело общаться с современными ребятами? При неумении сконцентрироваться надолго, при клиповом мышлении, при желании получить все легко и без труда… «Я все это почитаю, когда мне будет интересно», – думают многие.

– Конечно, дети задают подобные вопросы. Например, зачем мне эта литература, я же буду экономистом и мне только математика нужна? Мы ведем разговоры. Помимо уроков по основам православной веры и основам православной культуры, где рассказывают о Боге, ставятся оценки, также есть послушания, которые они несут. Участие в молебнах, в богослужениях, раздача крещенской воды, Пасхальные ярмарки. Они вместе с родителями в этих мероприятиях участвуют. Я считаю, что нельзя отделять друг от друга детей и родителей. Только через общение и воспитание возможно достучаться до сердца. Можно иметь сколько угодно знаний в голове, но не уметь ими пользоваться. Даже телефоном, который лежит у вас в кармане, нужно еще уметь пользоваться. Происходит именно живое общение, дискуссии идут на интересные им темы. Но также важно понимать и корректировать, как они общаются, чтобы не было какой-то грубости, панибратства. Нужно сто раз сказать, пятьдесят раз напомнить об этом, и только тогда это даст свои результаты. К сожалению, мы тоже нетерпеливые, хоть и говорим, что дети куда-то торопятся. Мы тоже хотим отдать ребенка в школу, чтобы он вышел с красным дипломом, все умел и все знал. Только общими усилиями это возможно сделать.

Обязательно нужно учитывать мнение ребенка. У нас в образовательном процессе заинтересованы больше родители и учителя, а в школу ходит ребенок, поэтому так важно на него ориентироваться, а также учитывать, что есть определенные правила. Как правила дорожного движения нужны, чтобы сохранить жизнь и достичь результатов в пути, по которому мы идем. Эти правила можно выполнять либо из-за страха, что тебя накажут или оставят после уроков, либо просто жить христианской жизнью, и ты не нарушишь ни одного правила. В этом образовательном процессе задействованы все, и все должны быть в нем заинтересованы. Тогда получится тандем, совместное действие, это общее дело, и оно даст хорошие плоды и результаты.

Беседовала Наталья Шатова

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Андрей Гуков   9 марта 2023, 16:03
Отец Василий живет и дышит по Евангелию! Как-то ослушался о. Василия, в пост ( страстная седмица) пошел в спортзал, потом месяц восстанавливался. И когда батюшка благословлял, все шло как по маслу. Рекомендую батюшку, Божий человек.
Екатерина   9 марта 2023, 16:03
Бог привел нас к отцу Василию, чему мы  с супругом рады от всего сердца! Внимательный и чуткий,  приятно вести беседу с таким образованным человеком. Желаем успехов, здравия и благополучия!
Екатерина и Деонисий.
Елена   13 апреля 2023, 13:04
Очень хороший священник отец Василий. Он горит верой, очень позитивный, любящий, внимательный батюшка. Так что можете ему полностью доверить свою душу. Аксиос!)
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить