«Это путь христианина»

«Наша жизнь есть любовь, – да, любовь.
А где любовь, там и Бог, а где Бог, там все добро».

Праведный Иоанн Кронштадтский

*

«Человек – образ Божий:
Без Него путь к себе невозможен».

Иеромонах Роман (Матюшин-Правдин)

Насельник Сретенского монастыря монах Илиодор (Шевчук) рассказал о приходе в монастырь и поделился своими духовными размышлениями.

1.jpg

– Отец Илиодор, первый вопрос: почему Вы выбрали для монашеской жизни именно Сретенский монастырь?

– Это воля Божия. Когда я учился в школе, уже лет с 15-ти у меня созревала мысль о монашестве. Некоторые советовали стать монахом вне монастыря, но у меня было желание жить именно в монастыре. Не где-то на приходе служить, не при учебном заведении принимать монашеский постриг, как в Санкт-Петербурге или в Сергиевом Посаде можно делать при духовных академиях, а именно в монастыре.

Когда я учился в последнем классе школы, встал насущный вопрос, какое учебное заведение выбрать для получения духовного образования. Сначала я хотел поступить в Санкт-Петербургскую духовную академию и уже собирался подавать туда документы. Но в самый последний момент один мой одноклассник из священнической семьи поехал в Москву в Сретенскую духовную семинарию. И, когда он вернулся, он рассказал с теплом о Сретенском монастыре и о духовной семинарии, которая находится при нем. Это, конечно, не делает мне чести, но я о них вообще ничего не знал…

Я знал только про магазин при Сретенском монастыре, потому что мои родители, когда ездили в Москву, обязательно в него заезжали.

И еще знал от священников по отзывам, что в Москве есть настоятель Сретенского монастыря отец Тихон – очень хороший человек, очень правильных устоев, уважаемый всеми. И я как-то тоже проникся к нему уважением. При этом еще некоторые из наших священников говорили, что есть книга «Несвятые святые», которую написал архимандрит Тихон.

Я эти два имени как-то не связывал, потому что книгу не читал. И при этом даже не мог догадаться о том, что этот же человек является одновременно настоятелем монастыря и ректором семинарии.

И вот наступает момент, когда я захожу на сайт семинарии и понимаю, что то хорошее, что у меня ассоциировалось и с отцом Тихоном, и с пониманием духовного образования, и с монастырем, – все соединяется в одно в этой семинарии. И во мне созрело очень сильное желание именно сюда поступить. Я не мог его объяснить, просто понял, что это мое место. То место, куда Господь меня призывает. Никакого Петербурга и других вариантов после этого не осталось.

И когда я дошел до пункта «абитуриент» и обнаружил, что студенты первого курса обучаются в скиту в Рязанской области, то мое желание удвоилось. Так как я хотел стать монахом, то понимал, что скит – это лучшее место для монашеской жизни.

И когда я читал об истории семинарии и монастыря, то обнаружил еще один важный момент. Тогда я его еще не до конца осознавал. Монастырь и семинария существуют очень тесно. Они не то чтобы делят территорию, они – единое целое. И это очень сильно отличает наш монастырь и нашу Академию от Московской духовной академии и Троице-Сергиевой лавры и от Александро-Невской лавры и Санкт-Петербургской духовной академии. Там есть четкое деление между Академиями и монастырями. У нас это деление условное. Даже сейчас, так как у нас ректор и наместник – один человек, отец Иоанн. И при отце Тихоне было так.

2.jpg
Сретенская духовная академия

И у меня созрело желание жить именно таким образом, поэтому я считаю, что это воля Божья, потому что Господь в нужное время показывал мне нужные вещи.

И когда я закончил школу и впервые вступил в стены Сретенского монастыря, у меня было сильное воодушевление. Я про себя подумал, что хочу здесь жить, когда увидел древний храм, увидел строящийся новый собор, зашел в духовную академию.

Потом поднялся в библиотеку, чтобы подать документы. Это все были вещи волнительные. И, только зашел в академию, начался сильный ветер, начался ливень. На улице была ужасная погода, а я чувствовал себя в безопасности. Было такое своеобразное ощущение безопасности, спокойствия и нахождения на своем месте, что я не куда-то пришел, куда мне не следовало.

Подал документы, и через несколько дней нужно было возвращаться поступать. Я готовился, хотя что-то знал и так, как сын священника. Но я всегда понимал, что Господь меня ведет, и сомнений логических, что не поступлю, не было. Думал, если Господь меня привел, значит, все устроит. В общем, так и получилось.

– В чем для Вас состоит особенность этой обители и пребывания в ней?

– Трудно сказать, в чем особенность именно этой обители, потому что я очень мало знаком с другими монастырями, точнее, с их внутренней жизнью. Совсем чуть-чуть я познакомился, когда еще учился в школе, с жизнью монастыря Оптина пустынь, где был на послушаниях несколько раз. В основном общался с иеродиаконом Илиодором (Гайриянцем). Он был другом нашей семьи и очень много нам помогал и советом, и молитвой, и в трудные времена материально. Но, кроме него, в монастыре я ни с кем серьезно не был знаком, устройство монашеской жизни, ее принципы не понимал. Поэтому могу только сказать так: Сретенский монастырь – это мой монастырь.

3.jpg
Иеродиакон Илиодор (Гайриянц)

Это тот монастырь, в который меня, с одной стороны, привел Господь, с другой – я, очень желая этой жизни монашеской, понял, что это мое место. Другие монастыри – не хуже и не лучше, они другие, со своими традициями и особенностями.

Отец Илиодор знал о моем желании, очень поддерживал, радовался. Он успел увидеть меня послушником. Ему было радостно, что иду в монашество. Он наставлял меня всегда с любовью, с уважением к моему выбору. При этом он никогда не настаивал ни на чем, но видно было, что он был очень рад.

И мой отец стал монахом. Он священник и принял постриг в Нило-Столобенской пустыни. Это было давнее желание отца, хотя для семейного человека это кажется непростым делом. Но так сложилось, тоже, думаю, по Божьему Промыслу, что именно в прошлом году он стал монахом.

– Есть ли у Вас пожелания людям, которые приходят на богослужения в Ваш монастырь? Может быть, Вы бы хотели им что-то сказать?

– Я бы сказал так: в нашем монастыре – очень красивые богослужения, это правда. У нас очень хороший хор поет, хорошо читают, красивый звон. Но при этом я бы хотел пожелать, чтобы мы, как православные люди, приходящие в монастырь, меньше обращали внимание на внешнее и старались найти что-то внутри себя. У меня призыв всегда один и к себе, и к другим: быть искренними в отношениях с Богом.

Сретенский монастырь – это мой монастырь

Когда мы слушаем молитвы священника перед исповедью, он тоже читает о том, чтобы человек не устыдился и не убоялся открыть через священника Богу то, за что ему стыдно, больно и неприятно. Это говорит о том, что человек призван выстраивать с Богом доверительные отношения. Он доверяет Ему все, что есть в его жизни, без утаивания, без каких-либо чувств, что «это мне неудобно», «это мне не нравится», «это я оставлю», «это я не буду говорить, это буду»… А выстраивает с Богом доверительные отношения, и Господь на искренность отвечает всегда.

И при этом в этих отношениях должно быть как можно меньше страха, когда человек боится, что Господь его накажет, и как можно больше любви. При этом нужно понимать, что без страха при этом не будет и любви.

4.jpg

Но страх какой? Не страх потерпеть наказание, не страх промахнуться, где-то на пути жизни упасть и предстать перед Богом в таком виде… Не страх ада, наказания, мучения. То есть не отношение к Богу как к справедливому Судье, который сидит где-то на высоком Престоле и грозно, беспощадно судит нас за наши грехи.

А, скорее, боязнь обидеть Господа как нашего любящего Отца, сделать что-либо, что Его огорчит. Ведь Господь – это Любовь. А любовь не может ненавидеть. Любовь не может держать зла на человека. Но любовь может огорчиться очень сильно, когда видит, что человек попирает ее своими делами… Поэтому к Богу важно такое отношение формировать. С одной стороны, это – доверительные отношения, когда мы доверяем Богу всю нашу жизнь, все самое сокровенное, что есть внутри нас. С другой – мы, в первую очередь, во главу угла ставим любовь к Нему.

Почему мы хотим быть с Богом? Потому что мы Его любим. И эта любовь настоящая, жертвенная предполагает, что мы любим Его не за что-то. По крайней мере, мы к этому стремимся, не ожидая от Него чего-то особенного в отношении к себе.

Так как у меня есть опыт службы на приходе с отцом, то я, конечно, очень много наблюдал. В сельском приходе люди приходят зачастую только ради общения. По крайней мере, с внешней стороны видится так, что не происходит глубокого осмысления христианской веры. Люди приходят к Богу внешне. Для некоторых людей в селе этого уровня может быть достаточно. Но при этом они в своих внешних вещах очень искренние. Господь целует их искренность, если в их сердце искренность по отношению к Нему присутствует. И этим покрываются все недостатки, даже общение. Вот они приходят на вечернюю службу, и, когда канон начинается, начинается и жужжание в храме. Или на литургии, перед Причастием, там вообще страшно…

Для многих людей храм – это место общения. В Церковь приходит много одиноких. Но самое главное – это искренность.

5.jpg

Есть такой эпизод из древних патериков. Авва Антоний Великий встречался со своими братьями по монашескому чину. Среди них был преподобный Павел Препростый. И они обсуждали какие-то волнующие места из книг пророков. И в один момент преподобный Павел спросил у аввы Антония: кто жил раньше – пророки или Христос?

Для верующего человека, для монаха этот вопрос может показаться странным. Если человек этого не знает, то он не знает основ веры. И, конечно, Антоний очень осерчал на него. Эта история вошла в патерик как указание на то, что простота покрывает недостатки, в том числе и в знаниях. Преподобный Павел был прост в своей вере и при этом превзошел благодатью и дарами самого Антония Великого. Потому что, когда привели бесноватого, авва Антоний не смог его исцелить, и ему было откровение, что он должен обратиться к Павлу, который сможет своей молитвой к Богу умилостивить Его, и бес выйдет из человека.

Простота как качество почти ушла из нашего мира. Мир стал очень сложным… Сейчас, во время информационных технологий, любое знание можно найти в интернете. Но при этом человек внутренне не раскрывается. Этого поиска истины, может быть, почти не происходит…

Но если ты понимаешь, что Бог любит тебя, это ощущение обжигает тебя, когда ты грешишь. И это же ощущение согревает тебя, когда ты стремишься исправиться и соответствовать тому, к чему призван. Мы переживаем на земле чувство ада и рая, когда мы чувствуем любовь Божию. Она обжигает грешного человека, его совесть. Человек не находит себе места, появляется уныние, печаль, апатия. И при этом любовь Божия согревает, когда человек стремится исправиться.

Любовь Божия приобретается в покаянии

Любовь Божия приобретается в покаянии. Святые отцы говорят меньше зацикливаться на грехах, больше – на Боге и наших отношениях с Ним. Грехи – лишь внешняя форма проявления нашего несовершенства. Они – как язвы, которые нам нужно лечить, и постепенно они будут залечиваться. Саморефлексия, постоянное обдумывание, что я согрешил, – это не покаяние, это подмена, вместо того чтобы признать грех и выстраивать свои отношения с Богом в молитве, в покаянном к Нему обращении.

В греческом языке грех звучит как αμαρτία, что переводится как «промах». Имеется в виду промах при стрельбе из лука. Человек идет по жизни, у него есть цель. Он идет, стреляет, и он промахнулся. Ни один стрелок после того, как он промахнулся, не разочаруется в себе, не бросит лук со стрелами и не уйдет восвояси, но будет тренироваться все лучше и лучше, чтобы попадать в цель все чаще и чаще. Он вытащит новую стрелу и будет дальше стрелять в цель. Это путь христианина.

Он часто промахивается, но конечная цель всегда перед глазами. Несмотря на все эти промахи, он отбрасывает их, как не имеющие значения, как ничтожное на своем пути. И, принося это покаяние, глубокое, искреннее, с пониманием своего несовершенства, человек возносится к Богу.

6.jpg

Многие говорят: вот, я живу, молюсь, а грехов у меня меньше не становится. Это означает, что человек более глубоко погружается внутрь себя. И он находит те вещи, которые, кажется, раньше не замечал. И это парадокс, непонятный людям внешним. Святые, которые находятся в состоянии постоянного общения с Богом, в состоянии почти непреходящей благодати, которая их окутывает, при этом ощущают себя самыми грешными людьми, недостойными ни тех даров, которыми они обладают, ни даже того, чтобы называться христианами…

И парадокс этим самым и объясняется: чем глубже человек вступает в отношения с Богом, тем более к нему приходит понимание той пропасти, которая находится между ним и Богом в отношении совершенства. Чем более человек погружается внутрь себя, тем более он видит себя полностью неспособным без Бога ничего сделать.

Мой отец говорит, что радость – видеть по-настоящему кающегося грешника. Но, к сожалению, это происходит не так часто… Мы часто берем список, который лежит в кармане, и повторяем его на исповеди. Быстро, без проработки, без деталей. И иногда, чтобы правильно с ним разобраться, нужно эти детали отметить. Иногда грех себя особенным образом проявляет, резко. И здесь стоит рассказать об этом, проработать это.

Исповедь и покаяние – это работа. У христианина есть работа, которую дает Христос. А человек добровольно идет, устраивается на работу к Христу, говорит: «Господи, хочу жить согласно тем нормам, которые Ты установил».

– Но разве человек призван быть наемником у Христа?

– Нет. Здесь добровольная работа над собой. Мы ищем работу, только необычную, мы приходим к Иисусу Христу как к работодателю. И Он дает нам пищу для размышлений, что мы должны делать. Сначала мы неофиты, учимся быть христианами, то есть учимся быть хорошими работниками на ниве Христовой. В Евангелии Господь часто проводит аналогию между Царством Небесным и виноградником. Это нива Христова, это виноградник, где мы трудимся каждый на своем месте. И Христос дает нам не только работу, но и инструкцию, как ее выполнить, и вознаграждение.

Беседовала Александра Калиновская

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить