Реставрация: древние стены и живая душа Сретенского собора

Господь Вседержитель над алтарем
Фото: Анатолий Горяинов

В этом году особенно тщательно к престольному празднику готовилась драгоценная жемчужина обители – храм в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Этот благородный красавец, выстроенный в московско-ярославском стиле, тихо и торжественно встречает гостей и прихожан небесного цвета куполами в виде луковиц на зеленой крыше и солнечными бликами на ажурных крестах, которые в последний раз золотили еще в 1906 году. 

Святой Лавр
Фото: Анатолий Горяинов

Фрески сохранились чудом

Собор, ставший источником радости для многих поколений прихожан и насельников Сретенского монастыря, пережил многое. Его возвел​и в 1679 году на месте деревянного храма, стоявшего здесь с 1397 года. Позже к собору с севера, юга и запада пристроили арочные крыльца, а в 1706 году – южный придел в честь Рождества Иоанна Предтечи. В те же годы западное крыльцо храма переделали в паперть. В 1707 году стены и своды алтаря и храма внутри «по обещанию стольника Семена Федоровича Грибоедова» были расписаны сплошной альфреско. В 1892 резьбой дополнили иконостас и покрыли его червонным золотом.

Сретение Господне
Фото: Анатолий Горяинов

В начале прошлого века, в 1904 году, пол храма выложили метлахскими плитками, а две внутренние колонны собора – серым мрамором. До 1885 года храм был холодным, здесь установили калориферное отопление, которое работало только одну зиму. Возобновили отопление только в 1911 году, когда печь переложили заново. Сегодня Сретенский монастырь – единственный в Москве обладатель сохранившегося ансамбля монументальной живописи времен Петровской эпохи, уникального и малоизученного.

За работой
Фото: Анатолий Горяинов

Заместитель директора Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Светлана Липатова, исследовавшая фрески Сретенского монастыря, рассказала, что до начала XX века никаких научных реставраций над имеющимися в храме фресками не проводилось. В документах, касающихся жизни Сретенского монастыря до революции, говорится что «в соборе древняя живопись поновлялась и подписывалась преимущественно в нижней части». Там росписи потеряны навсегда, и сегодня на их местах находятся иконы в киотах.

В XIX веке были поновления – пытались сохранить внешний вид, чтобы прочитать сюжеты. В монастыре трудилась артель палешан под руководством мастера Сафонова – работая над росписями, они по имеющейся композиции записывали изображения новыми слоями краски.

О Тебе радуется
Фото: Анатолий Горяинов

В советское время собор приспособили под жилые помещения – здесь располагалось общежитие для служащих НКВД. Жильцы наскоро закрасили фрески, сверху на великолепные росписи поклеили обои. До второй половины XX века храм, поделенный на этажи, отапливали печью. А потом здесь разместили реставрационные мастерские. Чудом оказалось, что именно варварское отношение к древним фрескам после революции позволило их сохранить.

Фото: Анатолий Горяинов

Первая реставрация собора после такого утилитарного использования была проведена в 60-х годах XX века: восстановили внешний облик, убрали пристройки, обои, сняли письмо Сафонова, укрепили росписи. Собор начал действовать в 1990-х годах, при богослужениях нагар свечей оседал на стенах, копоть покрывала композиции с каждым годом сильнее. При реставрации в 2005 году мастера основное внимание уделили верхней части храма: своду и столбам. С росписи убрали копоть и ослабили тонировки 1960-х годов, но не успели дойти до самого нижнего яруса. Там, в западной части храма, была размещена летопись в картушах, сохранились записи о времени росписи и имена художников.

Рождество Христово. Богомладенец
Фото: Анатолий Горяинов

Сохранить прошлое ради будущего

И снова – чудо! Правительство Москвы в 2021 году сделало монастырю поистине царский подарок – к престольному празднику Сретения Владимирской иконы Божией Матери храм получил субсидию более 35 миллионов рублей на реставрацию уникальных фресок. Мэр города Сергей Собянин особо подчеркнул важность этой работы, бережного и внимательного отношения к нашему историческому наследию. Он рассказал, что власти Москвы уделяют большое внимание сохранению культурных ценностей, и работа по восстановлению Сретенского ставропигиального мужского монастыря – благодарный вклад в развитие нашего будущего.

«Москва – современный, динамичный город. Очень важно при создании нового бережно относиться к нашему историческому наследию» – подчеркнул Сергей Семенович.

За работу в древнем храме принялись 20 лучших реставраторов столицы, которым предстояло увидеть, понять и собрать воедино замысел художников XVIII века. Реставраторы трудились с особым усердием, стараясь успеть к празднику Сретения Владимирской иконы Божией Матери.

Первый член Символа веры
Фото: Анатолий Горяинов

Кроме кропотливой, ювелирной работы по восстановлению фресок перед ними стояла еще одна важная задача – предложить новые варианты сохранения уникальной росписи. Когда службы в монастыре посещает большое количество прихожан, в праздничные дни для притока свежего воздуха в храме открывают окна, и на стенах скапливается конденсат. Для такой живописи влажность и изменение температуры губительно – важно понять, как сохранить это сокровище для следующих поколений.

Фото: Анатолий Горяинов

В одном из интервью о реставрации Сретенского храма Светлана Липатова объяснила, что «в росписи всегда перекликаются смыслы, иконография и композиция. Важно то, как "читаются" и соотносятся сюжеты, как они взаимодействуют между собой, с пространством, с интерьером».

Сретение Господне
Фото: Анатолий Горяинов

– В Сретенском соборе очень просторный, спокойный интерьер, всего с двумя столпами, поэтому там нет дробности в росписи, детализированности, суеты, там все крупно. Крупные фигуры, в том числе в простенках окон, хотя иной раз туда помещали целую сюжетную композицию! В Сретенском соборе такого нет. Там если простенок окна – то в нем написана крупная фигура преподобного, – отметила Светлана Липатова. – Все пространство самого храма очень спокойное, и роспись этому соответствует. Это было абсолютно осмысленным художественным решением. Дело в функционале храма. Большой монастырский собор, поэтому мы видим фигуры преподобных, определенный набор святых, определенные смысловые акценты. В алтаре – то же самое.

Пастырь добрый
Фото: Анатолий Горяинов

Кроме того, Светлана Липатова призналась, что заметила в сюжете росписи Сретенского собора обнадеживающий момент: «…нет темы Страшного суда. Вернее, там другой акцент. Вот представьте, что вы выходите из собора и стоите лицом к западной стене, к выходу. Знаете, что вы увидите над аркой? Композицию Деисус. Там изображен Господь Иисус Христос, Которому предстоят Богоматерь и Иоанн Предтеча, молящиеся за род человеческий. Мне кажется, это дает надежду. Напоминание не о Страшном суде, а о заступничестве Матери Божией».

Притча о милосердном самарянине. Фрагмент
Фото: Анатолий Горяинов

Это не удивительно. Каждый прихожанин знает: Богородица с Младенцем Христом встречает всех приходящих уже во дворе обители, Она хранит этот небесный уголок в центре суетного и шумного мегаполиса, Она бережет удивительный собор, его стены и его душу. Особую «душевность» храма чувствуют и реставраторы. Они поделились удивительными открытиями в работе, профессиональными наблюдениями и «персональными» чудесами.

Фото: Анатолий Горяинов

Познакомились с древними авторами и работали вместе

Реставратор Алла Калинина признается, что еще не встречала старинных храмов с такой уникальной, хорошо сохранившейся авторской росписью: 

– Удивительно было, что это все находится в центре Москвы. И еще до сих пор поражает само осознание того, что прикасаешься к истории, что фрески, с которыми посчастливилось работать, писал художник XVII века! Конечно, самое сложное в такой работе – не навредить истории храма Божьего. Здесь было выполнено много тонировок, а мы стараемся заметить и авторский слой живописи, и тонировки предыдущих реставраторов. Это бывает достаточно сложно, потому что их делают тон в тон.

Похвала Пресвятой Богородицы
Фото: Анатолий Горяинов

Алла рассказала, что в первый раз реставрирует фрески XVII века, и работа эта достаточно легко дается. В работе художники используют материалы только на натуральной основе – краски, штукатурку, известь, вещества на органической основе. 

Рождество Христово. Фрагмент
Фото: Анатолий Горяинов

– Поразительно было видеть овечек и козликов в композиции Рождества на своде храма. Они такие необычные и замечательные. У них удивительно милые лица – скорее всего, художники не видели перед собой животных и не могли написать их, поэтому они получились, как будто в детской книжке. Смотришь и невозможно не улыбнуться, – делится впечатлениями Алла.

Художники Дарья Шабалина и Михаил Леонтьев. Фото: Анатолий Горяинов

Руководители реставрационных работ, заслуженные художники РФ Михаил Леонтьев и Дарья Шабалина в один голос признались:

– В 2005 году, 17 лет назад, мы уже занимались реставрацией этого собора и снова попали сюда! Никогда не думали, что опять будем здесь работать. Это – настоящее чудо в нашей жизни! Мы сделали круг, накопили мастерства и вернулись в этот храм, на леса, вновь соприкоснулись с прекрасной живописью, чтобы продлить ее жизнь. Мы имеем возможность снова видеть эту красоту вблизи. Все наши реставраторы, художники, которых пригласили на работу, очень радовались и были благодарны, говорили, что для них счастье – быть и работать в таком храме, соприкасаться с удивительным памятником архитектуры и живописи. Это большая честь, это огромное и великолепное открытие.

Михаил Леонтьев. Фото: Анатолий Горяинов

Михаил Леонтьев замечает, что старинные фрески уже стали родными, а работали реставраторы, думая о том, как будут рады прихожане Сретенского монастыря, братия и близкие люди.

– В этот раз мы уже встречаемся со своими друзьями, если можно так сказать. Фрески для нас стали живыми, мы уже знаем каждый кусочек этого храма, каждый сантиметр.

Фото: Анатолий Горяинов

А еще мы встретились здесь с художниками, которые в XVII веке расписали храм. Познакомились с ними, увидели, какие они все разные: кто-то пишет тоньше и легче, кто-то – более основательно… Всего их было 12 – и у каждого виден характер, своя манера письма. Мы их чувствуем и понимаем, как все здесь делалось, как происходило. Живопись XVII и начала XVIII века отличается от более ранней своей детализацией; появляются сложные композиции, архитектурные элементы, прорабатываются орнаменты одежд. 

Праотец Исаак
Фото: Анатолий Горяинов

Здесь очень интересная фактура штукатурки – она неровная, бугристая, неэкипированная такая, очень архаичная, такое ощущение, что ее просто вбивали руками, особенно на сводах и куполе. И представьте – по ней написаны очень тонкие и светлые лики, фигуры, проявляется хорошо проработанный стиль.

Мы очищали авторские фрески, замечали тонировку – реставраторы в предыдущие работы утраченные места тонировали акварелью, тонкой кистью маленькими точками, чтобы отличать авторскую живопись от более поздней.

Притча о милосердном самарянине
Фото: Анатолий Горяинов

Так последующие реставраторы могут разобраться, где что находится. А авторские фрески мы очищали до краски. Настоящая фреска с годами крепче становится, поэтому, когда ее стираешь, очищаешь от слоев копоти, она вдруг появляется, как будто только что написана. И вот ты сидишь на лесах, и кажется, что присутствуешь при росписи собора вместе с этими художниками. 

Дарья Шабалина. Фото: Анатолий Горяинов

Дарья Шабалина подтверждает: действительно, не покидает ощущение, что реставраторы и авторы фресок работают вместе, и тоже вспоминает о животных, которые появляются в сюжетных композициях:

– Они написаны с большой любовью и, можно сказать, по-детски. Иконописцы не знали, как рисовать животных, поэтому они получились очень смешными, особенно волки. Еще здесь есть стадо овец, кабан, лошади. Интересно и то, что детализация письма снизу не видна. В композициях наверху написаны маленькие лики – они настолько тонко сделаны, что видны даже ресницы. И это тоже удивительно: нам снизу не видно, а Богу видно! Вот так мы все воспринимаем…

Фото: Анатолий Горяинов

Михаил Леонтьев сравнивает мастерство реставратора с талантливой работой хирурга:

– Хороший реставратор отличается от просто реставратора: его мастерство заключается в том, чтобы не навредить произведению, а точно как хирург, провести операцию и нигде не ошибиться. Очень важно увидеть замысел автора этих фресок, общую картину, единый образ внутри храма, и при этом не вмешиваться в этот замысел, но как можно точнее его раскрыть в прямом и в переносном смысле. Мы сам процесс реставрации, удаления загрязнений и копоти по-другому называем очищением. И сейчас обсуждаем с братией и насельниками монастыря, как сделать так, чтобы копоти было меньше. Конечно, трудно на службах обойтись без свечей, но очень грустно, когда такую красоту со временем затмевает копоть.

Фото: Анатолий Горяинов

– Когда заходишь в темную комнату, открываешь шторы на окне – и помещение заливается светом, – говорит Дарья Шабалина. – А в случае, когда очищаются фрески, – Божественным светом. Конечно, очень хочется поскорее поделиться им с прихожанами, и с насельниками монастыря, и с теми людьми, которые в будущем это все увидят. Предвкушаем, как будут радоваться этой красоте люди, пришедшие в обновленный храм, очень хочется разделить с ними эту радость! В этот раз мы сделали свою работу лучше, чем 17 лет назад, благодаря накопленному опыту. И сами фрески помогали, они были нам рады! Сейчас мы заходим в храм, вроде бы уже все видели…

Благовещение Пресвятой Богородицы
Фото: Анатолий Горяинов

Голову поднимаем, смотрим и не можем оторваться от этой удивительной красоты! Она завораживает. И непонятно, как мы сами все это сделали, как будто не имеем уже к этому отношения, как будто они сами проявились и засияли, а мы стоим как насельники или прихожане, просто смотрим, как храм изнутри наполняется светом. И радуемся!


Р.S. Фрески, как и любые великие произведения искусства, всегда нужно смотреть «вживую», чтобы понять их суть, почувствовать пространство вокруг них, увидеть их сияние. Говорят, особенно хороши они в солнечную погоду, когда собор залит мягким светом. Приходите в Сретенский монастырь, чтобы увидеть это тихое чудо, наполниться радостью и почувствовать любовь Матери Божией!

Ольга Нефедова 9 сентября 2021
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить