Великий четверг

Вот и подошли мы вплотную к тем святым дням, которые составляют центр церковного года, – к воспоминанию главных событий Искупления. Ради этих событий Иисус Христос явился в этот мир, стал Человеком, жил с людьми и творил чудеса. Он пришел не только для того, чтобы научить людей каким-то нравственным нормам, но ради этих спасительных дней, ради предания Себя в жертву за людей, ради установления Таинства Причастия, ради страданий, погребения и воскресения. Попробуем и мы пройти этот путь вместе со Христом, в чем нам помогают уникальные службы наступающих дней, насыщенные смыслом и различным настроением.

Основные составляющие служб всех этих дней – псалмы, библейские чтения: из Ветхого Завета (паремии) и Нового Завета (Апостол и Евангелие) и гимнографические произведения.

Великий четверг – день воспоминания Тайной Вечери, установления Таинства Евхаристии, умовения ног, а также предательства Иуды.

Службы этого дня начинаются с малого повечерия с трипеснцем (канон из трех песней) преподобного Андрея Критского, однако в храмах оно часто опускается. Поэтому фактически первая служба Великого четверга для прихожан – утреня, которая совершается в среду вечером. Она начинается, как и обычная утреня, с двупсалмия, шестопсалмия, мирной ектении, после чего диакон произносит «Аллилуия», а хор со сладкопением начинает петь тропарь:

«Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе праведнаго Судию предает. Виждь имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия: Иже о всех благий, Господи, слава Тебе».

В переводе на русский язык:

«Когда славные ученики при умовении на Вечере просвещались, тогда Иуда нечестивый, заболевший сребролюбием, омрачался и беззаконным судьям Тебя, Праведного Судию, предает. Смотри, любитель стяжаний, на удавление из-за них стяжавшего! Беги от ненасытной души, на такое против Учителя дерзнувшей! Господи, ко всем благой, слава Тебе!».

В нем проводится параллель: ученики просвещаются, Иуда омрачается, предает Учителя, а потом совершает удавление.

Во время троекратного пения тропаря священник совершает каждение храма, а затем читает довольно продолжительное Евангельское чтение (Лк. 22: 1–39) о договоре Иуды о предательстве, подготовке горницы, самой Тайной Вечере и разговоре между учениками во время нее.

После чтения Евангелия начинается исполнение полного (9 песней) канона, который написан преподобным Космой Маюмским (VIII в.). Этот канон входит в число лучших канонов, употребляемых в настоящее время. В нем не раз подчеркивается, что Тот, Кто держит небеса, управляет миром, умывает ноги ученикам, совершает Пасху, приносит Себя вместо жертвенного Агнца, дает Себя в пищу людям, чтобы им дать бессмертие:

Тот, Кто держит небеса и управляет миром, теперь умывает ноги ученикам и отдает Себя в пищу людям, чтобы дать им бессмертие

«Господь Сый всех, и Зиждитель Бог, созданное безстрастный обнищав Себе соедини, и Пасха, за яже хотяше умрети, Сам Сый, Себе предпожре: ядите, вопия, Тело Мое, и верою утвердитеся».

В переводе на русский язык:

«Будучи Господом и Создателем всего, Бог бесстрастный, обнищав, создание с Собой соединил, и, Сам являясь Пасхой, тем, за кого собирался умереть, Себя в снедь заранее предлагал, взывая: “Вкусите тело Мое и верою утвердитесь!”».

И конечно же, как и в течение всей службы, здесь говорится о приготовлении трапезы, о действиях Иуды в эти вечер и ночь.

После канона в последний раз поется светилен «Чертог Твой вижду, Спасе мой», который пелся в предыдущие три дня Страстной седмицы.

Потом исполняется цикл замечательных стихир, которые посвящены совещаниям иудейского синедриона, много раз тексты обращаются к Иуде, спрашивая его, зачем он предал Спасителя. Кроме того, Иуда во время этой службы постоянно называется разными нелицеприятными эпитетами, как, например, «раб и льстец, друг диавола» и т.д. А наша душа предупреждается, чтобы так или иначе не уподобиться Иуде.

В этой же стихире, написанной, как и канон, преподобным Космой, Господь заповедует ученикам, чтобы никакой страх не отлучил их от Него и чтобы они подражали Ему во всем. Это завещание относится и к нам:

«Тайноводствуя Твоя Господи ученики, учил еси глаголя: о друзи, зрите, да никийже страх вас разлучит от Мене: аще бо и стражду, но за мир. Не блазнитеся убо о Мне: не приидох бо, да послужат Ми, но послужити, и положити душу Мою избавление за мир. Аще убо вы друзи Мои есте, Мене подражайте: хотяй первый быти, да будет последний, владыка яко служитель. Пребудите во Мне, да грозд принесете: Аз бо есмь лоза животная».

В переводе на русский язык:

«Посвящая в таинства Своих учеников, Ты, Господи, учил их, говоря: “Смотрите, о друзья, чтобы никакой страх вас со Мною не разлучил, ибо хотя Я и страдаю, но страдаю за мир. Итак, не соблазняйтесь обо Мне: ибо Я пришел не за тем, чтобы Мне послужили, но чтобы послужить и отдать душу Мою как выкуп за мир. Если же вы – друзья Мои, Мне подражайте: желающий быть первым, да будет последним, господин же – как слуга. Пребудьте во Мне, чтобы гроздь принести, ибо Я – виноградная лоза жизни”».

Далее служба заканчивается по обычаю. После утрени совершается первый час, на котором особенностью является чтение паремии из книги пророка Иеремии, в которой он сравнивает себя с кротким агнцем, ведомым на заклание.

Во время утрени по давно сложившейся практике люди приступают к Таинству Исповеди. Часто также по окончании службы совершается Таинство Соборования или читается правило ко Причастию.

Великий четверг – традиционный «причастный день». Даже тогда, когда на Руси не практиковалось частое Причащение, в этот день люди старались приступить ко этому Таинству. И сейчас этот день особо светлый ввиду большого количества причастников.

Великий четверг – традиционный «причастный день»

С утра читаются обычные часы и совершается вечерня с Литургией святителя Василия Великого. Стоит отметить, что Литургия этого святого совершается в самые важные дни церковного года. Согласно Уставу, вечерня с Литургией должны совершаться в 14:00, так как Тайная Вечеря была вечером, поэтому в древности был период, когда в этот день разрешали причащаться после вкушения пищи (потом это было запрещено). На практике вечерня с Литургией совершаются в свое обычное время с утра.

Вечерня начинается чтением обычного 103-го псалма, мирной ектенией. После этого к стихам вечерних псалмов «Господи, воззвах» припеваются стихиры, которые пелись на утрене. В конце них совершается вход с Евангелием, после чего произносятся два прокимна и читаются три паремии. Все они связаны с пророчествами и прообразами предательства, страданий и уничижения Господа. В качестве третьей паремии читается отрывок из книги пророка Исаии, который очень точно предвидел страдания Мессии и описал всё, будто сам присутствовал на всех событиях последних часов жизни Иисуса Христа. «Спину Мою Я отдал на раны, а щеки Мои – на удары; лица же Моего не отвратил от стыда оплеваний», – так он предвидел унижения, которые творили воины Господу.

После этого читается Апостольское чтение из послания апостола Павла к Коринфянам (1 Кор. 11: 23–32), где он говорит об установлении Таинства Евхаристии и достойном причащении Святых Христовых Таин. Евангельское чтение в этот день составное из разных фрагментов (из Евангелий от Матфея, Луки и Иоанна), в котором описаны события, предшествующие Тайной Вечере, сама Вечеря и события после нее: молитва Иисуса Христа в Гефсимании, арест Его, суд у Каиафы, отречение Петра и отведение Христа к Пилату. То есть мы уже начинаем соприкасаться с событиями Великой пятницы. И эти повествования мы будем слышать несколько раз на протяжении суток.

На Литургии вместо обычной Херувимской песни «Иже Херувимы» поется тропарь:

«Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя Господи во Царствии Твоем».

В переводе на русский язык:

«Вечери Твоей таинственной участником в сей день, Сын Божий, меня прими. Ибо не поведаю я тайны врагам Твоим, не дам Тебе поцелуя такого, как Иуда. Но, как разбойник, исповедаю Тебя: “Помяни меня, Господи, в Царстве Твоем”».

Этот же тропарь поется и после «Святая святым» в качестве причастного стиха.

А вместо «Достойно есть» после освящения Святых Даров после возгласа «Изрядно о Пресвятей» поется ирмос девятой песни вчерашнего канона:

«Странствия Владычня, и безсмертныя Трапезы на горнем месте высокими умы, вернии, приидите, насладимся, возшедша Слова, от Слова научившеся, Егоже величаем».

В переводе на русский язык:

«Гостеприимством Владыки и бессмертной трапезой на высоком месте с возвышенными мыслями давайте, верные, насладимся, высочайшее слово услышав от Слова, Которое мы величаем».

В нем мы призываемся насладиться гостеприимством Владыки, Который предлагает нам для вкушения Свои Тело и Кровь. И ведь как точно сравнение: ведь мы странники в этом мире, а Господь принимает нас здесь, угощает и делает бессмертными.

Трапеза в этот день более праздничная: допускается пища с маслом и вино.

В этот день есть ряд других интересных чинов. В кафедральном соборе Святейший Патриарх совершает чин освящения мира для совершения Таинства Миропомазания, которое происходит после Таинства Крещения человека. Для нового мира заготовляются различные компоненты, оно варится в течение трех дней с понедельника, а в Великий четверг совершается его освящение и в него вливается старое миро. В течение всего года это миро хранится в храме при Патриархии, и со всей Русской Церкви архиереи и священники приезжают, чтобы пополнить запасы. Совершение этого чина является привилегией только Предстоятелей Автокефальных Православных Церквей.

Другой чин, который в этот день занимает особое положение и совершается архиереями, – чин умовения ног. Таким образом воспроизводится евангельское событие, которое имело важное значение: Иисус Христос омыл ноги Своим ученикам и заповедал им поступать так же. И по примеру Господа архиереи в этот день умывают ноги священникам. Во время этого чина духовенство выходит в центр храма, диакон читает евангельский отрывок об умовении ног. При словах Евангелия архиерей выполняет указанные там действия: снимает верхние облачения, берет «лентион» (полотенце), препоясывается и начинает умывать ноги. Когда же он подходит к старшему из священников, который символизирует апостола Петра, то между ними происходит диалог (см.: Ин. 13: 6–10), когда апостол Петр сначала отказывается умыть свои ноги, но Христос настаивает, и тот соглашается. Потом архиерей вновь облачается, читает слова Спасителя, обращенные к ученикам. На этом чин заканчивается.

По примеру Господа архиереи в этот день умывают ноги священникам

Кроме того, в древности в этот день омывали престол (по образу того, как ученики готовили трапезу перед Вечерей, и конечно, престол, как и весь храм, очищался перед Пасхой). Также в этот день по традиции заготавливаются запасные Святые Дары для Причастия болящих, которые хранятся в Дарохранительнице на престоле в течение всего года.

На этом службы Великого четверга заканчиваются. Во время малого повечерия в этот день происходит переход от тематики четверга к Великой пятнице (на практике оно часто опускается).

При написании статьи использовались следующие материалы:

1. Великий четверг // Православная энциклопедия. Т. 7. С. 464–471 // https://www.pravenc.ru/text/150115.html.

2. Дебольский Г.С., протоиерей. Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви. СПб., 1846.

3. Мансветов И.Д. О постах Православной Восточной Церкви. М., 1886.

4. Карабинов И. Постная Триодь. Исторический обзор ее плана, состава, редакций и славянских переводов. Гл. 3. Редакции и славянские переводы Постной Триоди. М.: Ихтиос, 2004.

5. Кашкин А. Литургика. Ч. 2: Постная и Цветная Триоди. Саратов, 2017.



Серафим Алпатов 28 апреля 2021
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить