«Главный закон – послушание Богу»

Интервью с благочинной Варлаамо-Хутынского Спасо-Преображенского женского монастыря

Основанный в XII веке преподобным Варлаамом Хутынским, Спасо-Преображенский монастырь Новгородской епархии действует и сегодня. Обитель была закрыта в 1925 году, но до 1932 года в монастырском соборе еще совершались богослужения. Во время Великой Отечественной войны монастырь был разрушен и более 40 лет оставался в руинах. Монастырь возобновлен как женский решением Священного Синода от 20 апреля 1994 года. О возрождении Варлаамо-Хутынского Спасо-Преображенского монастыря и его современной жизни рассказала благочинная обители монахиня Нонна (Тарасова).

1.jpg

– Мать Нонна, расскажите, как возник монастырь?

– Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь основал в середине XII века преподобный Варлаам. Он пришел для уединения и молитвы в место «хутынь», которое было во власти нечистой силы. Здесь святой срубил келью, потом появился деревянный храм, а со временем и монастырь. В XХ веке его закрыли и разрушили.

– Когда начали восстановительные работы?

– Монастырь был передан Церкви еще в 1991 году. Митрополит Новгородский и Старорусский Лев назначил нашу игуменью – а тогда монахиню Алексию (Симдянкину) – настоятельницей монастыря на руинах. С апреля 1994 года монастырь стал жить новой жизнью. Наладилось хозяйство, матушка получила благословение владыки на нашу деятельность. Прислали священника, который до сих пор живет в обители, теперь он уже архимандрит – отец Макарий (Шамсудинов). Прежде всего, началась богослужебная жизнь: первая служба состоялась в 1994 году на Вербное Воскресенье. Пасха была 1 мая – появились первые прихожане.

1.1.JPG

– Как восстанавливали монастырь? Что обустраивали в первую очередь?

– Матушка с первыми монахинями переехала весной, чтобы посадить огород. Нам сразу подарили коровку, потомство которой до сих пор живо. Мы всестороннее налаживали быт, обустраивали кельи. Они еще не были достроены и представляли собой помещения с голыми стенами и невставленными дверями. Мы совершали весь богослужебный круг. Если бы не молитвы преподобному, вряд ли бы всё это могло состояться. Молитва – источник жизни и процветания монастыря.

Молитва – источник жизни и процветания монастыря

– Какое самое радостное событие было в 1990-е годы?

– Очень радостно было, когда у нас появились колокола. Представьте себе, с 1994 до 1997 года мы ходили в храм в тишине, потому что колокольня была заключена в леса, всё было разрушено. И когда появились три маленьких колокольчика и мы смогли начать звонить на службах, было очень радостно. Служба зазвучала иначе. Уже потом, в 2001 году, со звонницы сняли леса и повесили многотонные колокола. А с 1997 года по 2001 год мы звонили в три маленьких колокольчика.

– Как вы живете сейчас? По какому распорядку?

– По монастырскому уставу утренние молитвы начинаются в 7 часов утра. После молитв служим акафист богослужебного круга по дням недели и совершаем Литургию. Мы живем на земле, поэтому летом очень много работы. Во время горячей поры на Литургии присутствуют только старшие по возрасту монахини и певчие, чтецы. Остальные завтракают в 8 часов и идут на послушания. У нас сейчас 50 сестер.

– А сколько из них старших по возрасту, сколько молодых?

– Монастырь возрождается на протяжении 28 лет. 

2.JPG

Когда мы приехали, нас было тогда 22 сестры, почти все – до 30 лет. Теперь мы стали старше. Молодых сестер сегодня около пяти, им до 30 лет, у большинства насельниц возраст от 30 до 50 лет. Но есть и такие, кому больше 70 лет.

– Расскажите, как происходят сейчас полевые работы в разгар сезона?

– У нас много полей и пастбища, гектары земли. Есть техника, трактор – он пашет, косит траву. Раньше мы сами косили, складывали в стога. Сейчас тракторист на технике всё делает, матушка позаботилась. Мы сажаем все овощные культуры: картофель, морковь, свеклу, капусту, лук... Это, конечно, требует заботы, внимания, прополки.

К нам приезжает много семей с детьми, много многодетных среди паломников. Они тоже помогают. У нас есть сестры, которые в детском возрасте к нам приезжали, будучи еще маленькими девочками. Мы просили их полоть лук, потому что у них маленькие ручки и они не повреждают перышки. Теперь эти девочки выросли, им уже больше 25 лет. Приезжают другие маленькие девочки нам на помощь. Люди разного возраста, чина и звания, женщины и мужчины трудятся вместе с нами. Поля обширные и справиться с ними нелегко.

– Большие объемы урожая?

– 500 тонн картофеля мы убираем за один сезон, капусты – 5 тонн, свеклы – 8 тонн, помидоров – 6 тонн, моркови – 25 тонн, лука – 35 тонн. У монастырей традиционно были хозяйства, земли для пахоты. Когда поделили на штаты и классы, наш монастырь был штатным первоклассным монастырем. Но цифры нужны только для статистики. Это всё труд сестер, который награждает Господь.

– Что делаете, кроме полевых работ? Какие есть послушания?

– У нас традиционные монастырские послушания для любой обители. Есть церковные: певчие поют в храме, алтарницы, церковницы смотрят за порядком в храме. Такие послушания назначаются практически всем, сестры меняются.

Мы – деревенский монастырь, находимся в сельской местности. У нас много земельных угодий, поля, огороды, цветники, за которыми мы ухаживаем в сезон. Есть послушания на скотном дворе, на монастырском подворье, на монастырской ферме. Есть рукодельное традиционное послушание: шьем ризы для храма, для священнослужителей, для себя монашескую одежду. Есть послушания в монастырской канцелярии, которая отвечает на письма паломников, принимает требы, пожертвования. Естественно, есть послушание на монастырской кухне, в трапезной для паломников, в гостинице для паломников.

3.JPG

– Большая гостиница? Сколько паломников может принять?

– У нас есть большая общая паломническая келья, которая служит нам с первых лет. Она рассчитана на 20 человек. А есть восстановленная гостиница на историческом месте братского южного корпуса. Там одновременно могут размещаться около 70 человек. В активный паломнический сезон размещаем и в конференц-зале  гостиницы. Обычно там проводятся монастырские или епархиальные собрания. Как раньше в храме на полу мы устраивали людей спать, когда у нас не было еще достаточно помещений для приема паломников, так принимаем и здесь – чтобы всем нашлось место. Даже в спартанских условиях у нас всё равно остаются на ночлег. Преподобного Варлаама многие знают, любят и приезжают. 

– Можно сказать, что монастырь – семья?

– Прежде всего, семья – это родители. У нас есть духовная мать и духовный отец, митрополит, который совершает иноческие и монашеские постриги. Мы живем под руководством, молитвами и заботами наших духовных родителей. Мама и пожурит, если ты не прав, пожалеет, если ты обижен, вразумит, если ты в смятении. Поэтому со всеми вопросами мы обращаемся к нашим духовным наставникам, как к родителям.

Хотя бывают разные ситуации. Мы не всегда бываем послушными. Человеческий уклад жизни накладывает свой отпечаток. Люди не становятся ангелами мгновенно, приходя в монастырь, как думают некоторые. От нас ждут какого-то особого поведения, изъяснения. Как будто только в этом заключается наша церковная, монашеская сторона жизни. Конечно, мы приходим со своими немощами, со своими привычками, недостатками, которые гипертрофированно иногда проявляются в монастырской жизни. Иногда люди даже не ожидают, что такое с ними может случиться.

Бывают и какие-то «горячие» моменты, которые с любовью, вразумительно регулируются. Главное, что мы помним о цели, с которой все пришли. Мы должны искать духовный смысл, спрашивать себя, что я сделал не так в сложившейся ситуации. Это живая человеческая естественная жизнь. Мы не живем по шаблону. Часто предъявляются завышенные требования к монастырским людям. Многие думают, что мы становимся идеальными, как только переступили порог монастыря. Но это совершенно не так. Все мы живые люди и призваны всю жизнь работать над собой и над собственной душой.

Люди приходят в монастырь от радости, от любви к Богу

– Как возникает желание идти в монастырь?

– Я думаю, что это призвание. Светские люди часто ждут романтическо-трагической истории о приходе в монастырь. Что человек идет оплакивать свое несчастье или горе всю свою оставшуюся жизнь. Один городской экскурсовод, раб Божий Олег, много лет назад меня очень вдохновил. Приводя в храм туристов, не осведомленных о церковной и монастырской жизни, он говорил, что многие думают, что люди идут в монастырь от горя, но это не так. Люди приходят в монастырь от радости, от любви к Богу. Бывает, что сестра приезжает паломницей или с экскурсией и, вдохновленная, когда сердца ее касается луч, она остается. Нельзя говорить о каких-то обстоятельствах. Обстоятельства могут быть разными, но только призыв, зов Божий может быть основанием для того, чтобы остаться здесь жить и служить.

4.JPG

– Что самое сложное в монастыре?

– Особенно тяжело, когда мы отходим от главного принципа духовной и монашеской жизни. Люди часто разделяют монашеское от общежитейского и общехристианского, но духовные законы одинаковы для всех. Не важно, в мантии ты, в подряснике или в мирском платье. Главный закон – это послушание Богу и служение Богу. Если мы начинаем настаивать на своем и творить активно свою волю, то тогда и происходит искушение, испытание. Дело не в чисто физических трудностях, как многие думают. Любому человеку приходится делать какую-то физическую работу, к которой он не привык, которая ему незнакома и тяжела. Были смешные репортажи много лет назад о том, как мы будто бы гектары земли перекапываем лопатами. Не нужно доводить до абсурда представление о монашеском служении – будто это работа до изнеможения. Это послушание Богу, которое и физически тоже выражается. Человеку трудно не физически поднять камень или перекопать землю – тяжело, когда ты становишься закабаленным своей идеей, своим направлением, тебе трудно отступить от своего.

Послушник – это суть жизни. Преподобный Варлаам для нас пример и образец

Послушник – это суть жизни. Преподобный Варлаам для нас пример и образец в этом. Он основывал монастырь не по своему желанию быть наставником и учителем для братии. Преподобный был монахом-отшельником. Его сердечным желанием было жить в уединении, он ушел из одного монастыря в это худое место – «хутынь», но люди пришли к нему, и братья попросили, молили стать настоятелем, игуменом, основателем монастыря.

В акафисте преподобному говорится об этом времени: «Игуменом созданныя Тобою Обители от него нарещися не уклонился еси, аще и тужаше дух Твой, ужасаяся высоты сея». Вы выбрали путь, стали на него и ни от чего не уклоняйтесь. Ни от данного послушания, ни от ситуации, которую мы потом назовем искушением. Возникают и житейские проблемы, конфликты, но твердость на выбранном пути, искорка, которая когда-то коснулась сердца, должна быть сохранена.

Беседовал Сергей Витязев

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить