Монастырские уроки

Матушка Константина Палмер делится наблюдениям от посещения женских монастырей в Греции.

Молчание

У сестер Сары и Феклы, ставших послушницами примерно в одно и то же время, была особая связь. Они не только делились книгами и духовными поучениями, вместе работали и вместе принимали постриг, у них был уникальный тайный договор. С самого начала своей монашеской жизни они договорились, что никогда, ни при каких обстоятельствах не будут говорить друг другу что, что они с кем-то поссорились, обиделись на кого-то или были кем-то обижены. Это решение сохранить узы мира внутри сестринского союза было очень мудрым.

ФОТО 1.jpg
Источник: ieramonopatia.gr

«Понимаете, если, например, у меня проблема с какой-то сестрой, если я по какой-то причине расстроилась из-за нее, пошла бы и высказала это сестре Фекле, тогда она могла бы также озлобиться или невзлюбить другую сестру. Знаете, так бывает, когда человек не любит тех, кого не любят его друзья. Но мы не хотели, чтобы так происходило, поэтому мы договорились, что никогда не будем говорить ничего плохого о других».

Это простое обязательство приносит с собой неизмеримо много. Часто мы позволяем себе выговориться. Мы убеждаем себя, что лучше это сделать, чем позволить гневу, как говорится, закипеть внутри нас. К сожалению, мы ошибаемся здесь по двум пунктам.

Никогда не говорить ничего плохого о других. Это простое обязательство приносит с собой неизмеримо много

Во-первых, подобное выплескивание позволяет гневным мыслям, подозрениям и обидам укрепиться в нашей душе. Мы находим подтверждение своим мыслям, оправдывая их, объясняя, почему мы правы, а другой человек неправ, чем мы ранены, и почему другой при этом – жестокий обидчик. Во-вторых, мы втягиваем другого человека или людей, слушающих нас, в грех осуждения вместе с нами. Мы влияем на мысли и восприятие других, внося свою ложку дегтя в то, как они думают о предполагаемом «преступнике». Это на самом деле еще хуже первого, потому что мы не только грешим осуждением и гневом, но и создаем соблазн для другого человека.

Это достаточно распространенное искушение, особенно учитывая, что современное общество поощряет выражение гнева. Нам повсюду твердят, что вылить яд обиды, чтобы не взорваться, необходимо. Но с каких это пор истинный христианин принял то, чему учит мир? Вот, например, совет старца Фаддея Витовницкого о том, что мы должны делать, чтобы разрешить внутреннее смущение:

«Когда наступает период брани, нас обуревают мысли… Вот когда мы должны обратиться к Господу в сердце и молчать. Если мы не можем немедленно отказаться от мысли, которая нас беспокоит, тогда мы должны хранить молчание. Господь знает, что мы можем понести, а что нет. Мы должны дать нашему уму какое-нибудь занятие, чтобы он не блуждал и не возвращался к делу, которое нас беспокоит. Мы должны молиться».

Фото 2.jpg
Монастырь святой Параскевы Родоливу. Источник: vimaorthodoxias.gr

Когда мы сталкиваемся с сильными эмоциями и осуждающими мыслями, вместо того чтобы излить их на кого-то другого, мы можем воспользоваться советом старца. А потом пойдем на исповедь. Именно на исповеди и может состояться наше освобождение. Не то чтобы исповедь – это возможность обвинить, оклеветать кого-то или выявить недостатки других, но именно здесь, на исповеди, мы можем раскрыть наши искренние чувства.

Самое главное, что через исповедь исправляются наши мысли и мы получаем утешение в своей печали. Мудрый духовный наставник может помочь нам понять, в чем мы виноваты в конфликте, или, если не виноваты, как мы можем терпеть несправедливость по отношению к нам.

Мои знакомые монахини оберегали себя и друг друга, взяв на себя обязательство хранить молчание, вместо того чтобы выговориться. Молчание не означает, что сердце находится в покое, но оно гарантирует, что грех не будет распространяться дальше.

Смиренномудрие

Святитель Василий Великий говорил: «Искорените в себе две мысли: не считайте себя достойными чего-либо великого и не думайте, что какой-либо другой человек ниже вас в достоинстве. Научитесь смиренномудрию, которое Господь заповедал словом и показал делом. Поэтому не ждите послушания от других, но будьте сами готовы к послушанию».

Фото 3.jpg
Источник: agiosnikanoras.gr

Смирение – это великая христианская добродетель. Христос был облачен в смирение, и все Его слова и действия были проникнуты этой добродетелью. Смирение – это не просто вести себя кротко и робко, но искренне верить, что Бог – источник всех благ, а я – причина многих раздоров: акцент делается не только на том, чтобы казаться смиренным, но и на том, чтобы быть таковым. Отсюда и настоящее смирение, потому что оно относится к внутреннему состоянию человека.

Смирение – это вера в то, что все хорошее, что есть во мне, исходит от Бога, а все негодное – от меня самого.

Старец Иосиф Исихаст как-то сказал: «Мы – земной прах и достойны всякого попрания». Смирение не в том, чтобы думать, что мы меньше, чем мы есть, а в том, чтобы видеть и принимать именно то, что мы есть: «И вылепил Бог человека, прах от земли» (Быт. 2: 7).

Смирение не в том, чтобы думать, что мы меньше, чем мы есть, а в том, чтобы видеть и принимать именно то, что мы есть

Конечно, нелегко держать в уме такие смиренные мысли, но все, что мы можем, – показать Богу свое доброе намерение, а Он сделает все остальное. Как и во всякой христианской добродетели, достижение и поддержание смирения требует усилий.

Они заключаются в послушании духовному отцу; в самоосуждении (возлагать вину на себя, а не на других); во внимательном слушании, когда говорит кто-то другой; и в стараниях изо всех сил видеть в ком-то только хорошее и покрывать плохое. Таким образом наши действия будут показывать смирение. Соблюдая церковные посты, мы также поступаем со смиренномудрием.

Фото 4.jpg
Источник: flash.gr

Когда мы стоим за сохранение веры, без уклонения и скептицизма по отношению к решениям святых отцов, мы поступаем со смирением. Когда мы избегаем мирских дел и разговоров, когда соблюдаем свое молитвенное правило и когда, наконец, начинаем претворять в жизнь слова святого Иоанна Предтечи: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3: 30), – не только в отношении ко Христу, но и к нашим ближним, мы показываем смиренномудрие. И тогда мы недалеки от достижения подлинного смирения, потому что таким образом мы позволяем нашему сердцу по-новому формироваться через богоугодные мысли и действия.

Тишина

В православном монастыре можно почувствовать многое: ароматные запахи, полюбоваться прекрасными цветами, деревьями и архитектурой, услышать мелодии церковных колоколов или ритмичный звук била. Но иногда самое большое впечатление на человека производит тишина.

Фото 5.jpg
Источник: athensmagazine.gr

Для некоторых тишина – это долгожданный побег от шума и суеты повседневной жизни. Белый шум сопровождает каждое наше движение, каждую нашу мысль. Мы так редко переживаем тишину, что она начинает звенеть в ушах в эти редкие моменты.

Когда я посещала монастыри, их тишина контрастировала с громкостью моего голоса, моими мыслям и чувствами. Перед лицом этой тишины я начала размышлять о том, насколько же я шумна, как внешне, так и внутренне.

Это был важный опыт, потому что я впервые распознала мой характерный недостаток, который раньше оставался незамеченным и неконтролируемым. Я сделала внутреннюю пометку, что с этого момента буду бороться за то, чтобы быть более тихой и молчаливой. Конечно, одно дело хотеть чего-то, другое – исполнять, но знание и воля – важные составляющие в нашей борьбе со страстями.

В одной книге изречений отцов-пустынников рассказывается о том, что однажды в монашеский скит пришел архиепископ. Братия, собравшиеся там, сказали своему старцу: «Скажи что-нибудь архиепископу, чтобы он назидался». Старец ответил им: «Если он не назидается моим молчанием, то не получит пользу и от моего слова».

Фото 6.jpg
Монастырь Пантанасса, Мистра. Источник: taxidevoumemazi.gr

Молчание, по-гречески «исихия», – это не только отсутствие речи, но и духовное состояние бытия. Вот почему авва так ответил, поскольку назидаться его молчанием означает видеть и понимать то высшее духовное состояние, которое имел старец.

Внести больше тишины в нашу повседневную жизнь непросто, но возможно. Несколько вещей, которые, как я заметила, делают сестры в монастырях, могут помочь пролить свет на практическую сторону обретения тишины: они взвешивают свои слова, воздерживаются от разговоров о лишнем, заменяют праздные разговоры молитвой, умеренно смеются, избегают сплетен, делятся духовно возвышающими историями. Они говорят тихим голосом, чтобы сохранить благоговение на территории святого монастыря, посвященного прославлению Бога.

Все это создает спокойную и уютную атмосферу. Подражая добродетели сестер и обращая внимание на меру шума в нашей собственной жизни (внешней и внутренней), мы тоже можем начать получать назидание от молчания и предлагать мирную гавань другим, нашей семье и друзьям, которые, несомненно, устали от шума этого мира.

Да дарует нам Владыка Свою благодать и милость не только назидаться молчанием, но и назидать своим молчанием других!

Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Lessons from the monastery

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Юлия   20 марта 2023, 11:03
То, о чем говорится в статье, про молчание - по большому счету обычная психология, яркий пример того, как знание психологии помогает в духовной жизни, помогает уберечься от духовных проблем, так как дух и душа связанs. Смирение освящалось по стопам отцам. А вот про тишину интересно. Не раз паломники нашего монастыря, да и других монастырей, говорят о тишине, которую можно встретить и просто на природе, вдали от города. Суть в том, что паломники - это паломники. Если жить в монастыре постоянно, наоборот, устаешь и от суеты и от шума, от ляпанья дверей, от бесконечных разговоров везде и всюду... трапеза, кухня, монашеский корпус с тонкими стенами, хлопоты, заботы. Поверьте, порой, рвешься в город, именно за тишиной. В городе намного тише, даже со всеми громкими соседями. В городе отдыхаешь от шума. Цените то, что имеете, и не говорите того, чего не знаете. Хотя, о тишине паломники говорят лишь по поверхностному впечатлению... Им простительно.
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить