Жизнь в Пустыни Святого Креста, что в Швейцарии

На территории современной Швейцарии собралось множество культур и этносов, в том числе большое количество славянских народов. В настоящий момент в стране действуют два православных монастыря – Крестовоздвиженский близ Ровередо (Eremo Santa Croce, Roveredo TI) и Свято-Троицкий в Домпьер (Monastere de la Trinite, Dompierre VD). Мы поговорили с насельником Сретенского монастыря иеромонахом Иринеем (Пиковским) о жизни монашеской общины в Пустыни Святого Креста (Крестовоздвиженский монастырь), где по милости Божией батюшка имел возможность какое-то время пребывать.

1.png

– Отец Ириней, расскажите историю появления Крестовоздвиженского мужского монастыря.

– Скит в честь Святого Креста близ села Ровередо в швейцарском кантоне Тичино был основан в 1980 году отцом Гавриилом (Бунге), в то время бенедиктинским монахом. Отшельническая жизнь вдали от шумных городов помогла учение святых отцов Восточной Церкви претворить в практику. Первые годы жизни в уединении были посвящены преобразованию заброшенных пастушеских загонов для овец под жилище для монахов, копанию траншей для проведения воды от ближайшего источника, оформлению границ и прочим трудам по благоустройству территории. Сподвижником отца Гавриила на первых порах был молодой и энергичный монах Рафаил, после скоропостижной смерти которого отец Гавриил на 18 лет остался один. Время полного уединения он вспоминает как лучшие годы своей жизни.

До своего перехода в православие отец Гавриил изучал творения Евагрия Понтийского и других писателей аскетической направленности Восточной Церкви (например, святого Исаака Сирина), бывал в греческих монастырях и встречался с учащимися греческой семинарии в Афинах. Чувствуя связь с Россией через своего прадеда, служившего в министерстве финансов при императоре Александре III, отец Гавриил всегда интересовался русским монашеством и современным состоянием Церкви в России. В 2008 году он посещал Псково-Печерский монастырь, делился своими впечатлениями со студентами Московской духовной академии.

Чувствуя связь с Россией через своего прадеда, отец Гавриил всегда интересовался русским монашеством

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла отец Гавриил был принят в лоно Русской Православной Церкви в 2010 году. Поскольку долгое время он вел образ жизни православного монаха-аскета, переход в православие стал для него естественным актом возвращения к отцам Древней Церкви. Постепенно за духовным советом к батюшке стали приезжать монашествующие и миряне. Некоторые приезжали не на один день, а подольше. Пустынь стала преображаться в скит с монашеской общиной. В 2013 году скит был переименован в монастырь, а отец Гавриил незадолго до этого был возведен в сан архимандрита.

– Как сейчас живет настоятель монастыря?

– Стоит отметить, что добраться до Крестовоздвиженского монастыря непросто. Автомобильная дорога до скита не идет. Тем, у кого нет личного авто, требуется ехать на поезде, потом на автобусе, затем идти пешком в гору порядка двадцати минут. Схиархимандриту Гавриилу 83 года, но он остается жить в обители, которая располагается в горах. Вокруг настоящий лес с зайцами, лисицами, дикими кабанами. После шторма на крышах монастырских строений грудами лежат ветки деревьев, по ночам по территории бегают куницы. Зимой дорожку к скиту может занести снегом.

2.jpeg

Тем не менее отец Гавриил полностью обслуживает себя наравне с остальными монахами. Таково правило монастыря: уборкой, одеждой и техническим обслуживанием своей келии каждый занимается самостоятельно. По обычаю египетских пустынников каждая келия имеет «внутреннюю» и «внешнюю» комнату: внутренняя предназначена для молитвы и ночлега, внешняя для приема пищи и приема посетителей. Комнатки крошечные, но они, как правило, располагаются одна над другой. Это значит, что отец Гавриил не менее десяти раз на день поднимается и спускается по крутым ступенькам к себе во внутреннюю комнату.

Настоятель вникает во все дела братии, днем принимает посетителей извне, как православных, так и католиков, беседует с многочисленными духовными чадами по телефону. В ближайший город Лугано он в последнее время почти не выезжает, разве что для осмотра у врача или лечения зубов. Беседы с гостями занимают продолжительное время: он уделяет каждому не менее часа-двух, и не только в будние дни, но и субботу и воскресенье.

При этом отец Гавриил имеет небольшое хобби. Если вы брали в руки его книгу про уныние и печаль (а там написано еще и про гнев и раздражительность), то знайте: советы, которые он дает, он сам активно практикует. К примеру, у пожилых людей может появляться немощь раздражительности. Это закономерно, ввиду того что организм человека становится болезненным, тяжело реагирует на перепады температуры или атмосферного давления. И вот отец Гавриил для устранения предпосылок развития «старческого гнева» выращивает у себя на подоконнике орхидеи, а перед входом в жилище – множество других растений, включая кипарисы. Орхидеи, всевозможные цветы и маленькие деревья он раздаривает паломникам. Взяв в руки большие горшки с растениями, посетители скита уезжают счастливыми, поскольку не только получили от старца зеленое дерево, но и мудрый совет о духовной жизни.

3.jpeg

Отец Гавриил много читает, исследуя темы, которые попали в круг его интересов, до мельчайших подробностей. Нужно отметить уникальную осведомленность батюшки в отношении церковного антиквариата. По оттиску печати и другим деталям он может определить год и место производства, историческую и сакральную ценность изделия (киота, иконы, лжицы и проч.). Бывает, что при поддержке благотворителей он выкупает неизвестно каким путем оказавшиеся в Швейцарии изделия русской церковной старины у местных антикваров, чтобы те не ушли в плохие руки. Такое случается редко, но метко. На моих глазах около полугода назад была выкуплена метровая икона Серафима Саровского: дореволюционная, храмовая, на которой крест-накрест ножом были нанесены порезы на лике святого. Видимо, какой-то негодяй начал резать лик преподобного, но не довел свое дело до конца. Приобретя образ, отец Гавриил привел его в порядок и разместил на подобающем месте в храме. Шрамы на иконе не затирали, чтобы оставить свидетельство о всей трагичности эпохи гонений на Русскую Церковь в начале ХХ века, безусловно, связанной с исповедниками и мучениками за веру во Христа.

– А как устроена жизнь остальных монахов?

– Устав Крестовоздвиженского монастыря таков, что его лучше было бы сравнить со скитом. Братия не встает утром по звоночку, а каждый – в свое время. Общего богослужения в будние дни нет, за исключением великих праздников. У каждого свое молитвенное правило, совершаемое в келии. После молитвы, обычно с 9:00, каждый занимается своими трудами (огород, кухня, уборка в храме и проч.). Ровно в полдень все собираются на обед (к слову, горячую еду готовят всего один раз в день). Каждый кладет себе в корзинку желаемое количество еды, а затем уносит ее для приема пищи в своей келии. После еды небольшой отдых и снова труды. В шесть часов вечера все насельники собираются вместе, чтобы испросить благословения у игумена на сон грядущий. Выходит, отцы видятся друг с другом совсем недолго – по 10 минут днем и вечером. Праздной болтовни «за чашечкой чая» между монахами нет, как нет и жандарма, который бы напоминал и выгонял на улицу на общие послушания. Все люди взрослые, замотивированные, самостоятельные, они пришли в монастырь не ради земных благ, а для молитвы в исихии. Уважение к призванию друг друга является предпосылкой вечерней тишины после захода солнца и невероятной обходительности друг с другом, если кто-то нуждается в поддержке.

Уважение к призванию друг друга является предпосылкой вечерней тишины и невероятной обходительности

Насельники (один немец, два француза) говорят на разных языках, и настоятель без напряжения общается с каждым – на немецком, французском, итальянском или английском. В качестве «развлечения», а таких немного, братия совершает прогулки по тропинкам окрестного леса в горах. Это даже не развлечение, а отвлечение от напряженного чтения, онлайн-уроков или нахождения в течение нескольких недель подряд на замкнутой территории. Во время прогулок монахи берут с собой пса, который по благородству кровей не зря носит имя Бояр. Большой, белоснежный, дружелюбный, по породе пастух овец, в окружении монахов этот пес чувствует себя настоящим бояром: ведь, по его мнению, это он охраняет и пасет своих «овец» (монахов), а не они его. Бояр – любимец детей паломников: они его чешут, на нем катаются, а он, несмотря на огромный размер, не издает ни звука. Боится, правда, наш «трусливый лев» грозы. Во время шторма он просится к одному из монахов в келию полежать у камина.

4.jpeg

Иногда, но не часто, братия позволяет себе совершить восхождение на гору Святого Креста, расположенную неподалеку от обители. На ней установлен поклонный крест высотой в несколько метров, туда ведет множество туристических троп. С вершины открывается восхитительный вид на альпийские горы с виднеющимся вдалеке озером Лугано.

Братия живет очень скромно, никаких путешествий или паломничеств практически не предпринимает, гардероб обновляется редко (носят ведь только монашеские одежды). Обычно слово «Швейцария» ассоциируется с комфортом, апартаментами класса люкс. Многим трудно себе представить, насколько экономно живут отцы в отношении приобретения хозтоваров и вещей для личного пользования. Некоторые даже в холодную пору предпочитают потеплее одеться, чем тратить дровишки на прогрев помещения. Не говоря уже про то, что, следуя местным законам, помещения зимой обогревают не выше 19 градусов. Безусловно, борьба за скромный образ жизни является личным выбором. Не стоит эти правила прилагать к теплолюбивым россиянам, которые привыкли зимой ходить по квартире в футболках, а когда становится слишком жарко от батарей, отворять окна. У каждого своя аскеза и свои искушения, на которые направлена невидимая брань. Об этом не принято говорить публично.

Еду готовят по очереди. Покупают простые, но качественные продукты. Судя по ручной мельнице в трапезной, раньше даже сами пекли хлеб. Сейчас на это не хватает сил и времени. Всю территорию обители надо обслужить самим, без посторонней помощи. У монастыря есть теплица. По заведенному в швейцарской кухне меню едят много зелени. Утешением для братии является жареная рыбка и другие блюда, которые по воскресеньям приносят в обитель сердобольные прихожанки. Лакомства домашнего приготовления матушек могут поедаться два дня, а затем им на смену приходит еда без рыбы. Обычный постный день (понедельник, среда или пятница) по своей строгости не отличается от Великого поста. Точнее, вне зависимости от времени года характер соблюдения поста одинаково умеренный – без фанатизма. Нельзя сказать, чтобы кто-то умирал с голоду. Порции «вегетарианской» еды немалые по размеру, калорий для жизнедеятельности хватает. При этом в качестве и количестве принимаемой пищи каждый соблюдает разумную умеренность. Еда варится с сохранением витаминов. Соль, сахар, кетчуп и майонез почти не употребляют.

5.jpeg

Особое место в жизни скита занимает соборная молитва. В храме даже во внебогослужебное время принято соблюдать тишину. Все праздные разговоры – на улице. Для соборной молитвы все сходятся заранее. Монахи имеют привычку приходить за час до начала вечерней службы и за два часа утром перед началом Литургии. Богослужения непродолжительные (вечерня длится час, Литургия – полтора). Прихожане знают об этом и поэтому тоже стараются прибыть заранее, чтобы после начала богослужения не создавать шума и суеты. Очень трогательно наблюдать за тем, как за пятнадцать минут до начала вечерней службы все монахи и прихожане уже пришли в храм и стоят в полной тишине, взирая на мерцающие огоньки лампад перед иконами. За пять минут до начала в полной тишине раздается колокольный звон, и после небольшой паузы, без напряжения произносится первый возглас священника.

– Расскажите о прихожанах этого монастыря.

– По местным меркам за воскресной Литургией в храме яблоку негде упасть. Храм микроскопический, а причащается до 50 человек каждое воскресенье. Большая часть прихожан и паломников молится в крытой галерее на улице. Люди стоят перед иконами в галерее летом и зимой, слушая пение хора и возгласы священника в трансляции. Приезжают на машинах из Милана, Цюриха и более отдаленных городов: поодиночке или группами. Некоторым приходится останавливаться в гостинице на ночь, чтобы побывать в монастыре на Литургии.

Храм микроскопический, а причащается до 50 человек каждое воскресенье

Этнический и социальный состав прихожан самый разный: от прибалтийской интеллигенции, врачей и экономистов, до простых кухарок и сиделок при стариках. Сюда приходят не только православные швейцарцы, но и молдаване, румыны, сербы. В какой-то мере это влияет на характер исповеди и межличностного общения. Дети, выросшие в смешанных семьях, говорят по-итальянски, перешедшие в православие немцы или французы говорят на своем языке, беженцы с Украины, естественно, приносят покаяние по-украински. Каждого надо выслушать, сказать какое-то доброе слово. Какие-либо конфликты на национальной почве, особенно связанные с войной, немедленно пресекаются. Братия всегда поминает за богослужением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, своего правящего архиерея, а также добавляет в ектению прошение о блаженнейшем митрополите Киевском и многострадальном украинском народе. Богослужение совершается на славянском языке с чтениями на итальянском (национальный язык кантона Тичино).

6.jpeg

Случается, конечно, что представители бизнес-класса не находят общего языка с уборщицами из домов престарелых. Просто мало общих тем для разговора после Литургии. Но при этом, если требуется кого-то подвезти до города, никто не откажет.

В кантоне Тичино можно встретить состоятельных россиян, которые отдали своих детей учиться в местную англоязычную школу-интернат. Дети в престижной школе Лугано учатся и проживают на полном пансионе. Со временем они наверняка поступят в какие-то европейские или американские университеты для приобретения перспективной профессии. Их родители живут на две страны, периодически приезжая в Швейцарию из России или из других стран бывшего СССР. К сожалению, далеко не всегда у этих состоятельных граждан есть тяга к религии. Их можно встретить в модных бутиках, но не на богослужении в православном храме. Пустынь Святого Креста не является местом встречи с олигархами.

Сюда приходят за духовным утешением те, кто в первую очередь ищет свой путь назад к отцам Древней Церкви, кто находится в смятении, труждающиеся и обремененные житейскими скорбями. Монастырь служит для них духовной лечебницей, поскольку из книг и на личном примере показывает, что спасение возможно посредством очищения от греха. А путеводителем ко спасению среди бушующего моря страстей может быть рассудительный духовный наставник (не обязательно «прозорливый старец»).

Я не раз слышал от монашествующих, посещающих отца Гавриила, слова: «как здесь приятно пребывать, прямо образец настоящего скита». Действительно, устав обители легко исполнимый, он оставляет много пространства для личной свободы и развития. Здесь нет одинакового для всех распорядка дня или типового келейного правила. Порой даже трудно выпросить себе послушание, чтобы размять косточки после продолжительного затвора в келии, поскольку никаких потребностей в интенсивном физическом труде нет. С социальной точки зрения монастырь абсолютно бесполезен для общества, он ничего «полезного» не производит. Но что здесь есть, и ради этого сюда устремляются славяне и европейцы, – это нацеленность на ведение монашеского образа жизни согласно святым отцам, естественное, а не искусственное свидетельство о Христе Воскресшем через очищение души от гнездящегося в ней порока. Наверное, это и есть пример монашеского призвания – уйти из мира, чтобы непроизвольно, прячась от людей, по воле Божией стать светом миру. Как верующие, так и неверующие люди чувствуют разницу между рекламой церковности и реальным духовным образом жизни. И все вроде бы просто и понятно, но, к сожалению, сегодня даже среди монашествующих наблюдается увлечение вторичными признаками монашеского вида, а не самого евангельского образа жизни по духу с его распятием для мира ради снискания Горнего Царствия.

Беседовала Мария Красникова

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить