Мощи преподобной Марии Египетской

Распечатать

Преподобная Мария Египетская – Небесная покровительница Сретенского монастыря с момента его учреждения. Даже основан был наш монастырь в 1397 году рядом с деревянным храмом преподобной Марии Египетской, возведенным в 1385 году.

Преподобная Мария Египетская
Преподобная Мария Египетская

Сретенский монастырь строился и благоукрашался. Замечательно, что во многом этому помогала сама преподобная Мария Египетская: царица Мария Ильинична Милославская (1624–1669), супруга царя Алексея Михайловича Тишайшего, считала преподобную своей Небесной покровительницей, а единственный посвященный ей храм в те годы в Москве находился как раз в Сретенском монастыре. С момента венчания Марии Милославской и царя Алексея Михайловича в 1648 году вплоть до кончины их сына, царя Иоанна Алексеевича, в 1696 году, то есть почти полвека, празднование дня памяти преподобной в нашей обители было настоящим государственным праздником: сюда приезжали бояре, митрополиты, купцы, простой люд и сам патриарх. Всех их приводила сюда преподобная Мария Египетская.

Мария Ильинична Милославская
Мария Ильинична Милославская

По своей милости преподобная решила прийти к нам и сама – своими мощами. Это случилось так. Известный русский дипломат думный дьяк Емельян Игнатьевич Украинцев помогал Иерусалимскому патриарху Досифею в переговорах с турецким султаном Мустафой, и за эту неоценимую помощь патриарх благословил Емельяну Игнатьевичу драгоценный подарок – святые мощи Марии Египетской в серебряном ковчеге.

Ковчег для мощей преподобной Марии Египетской. XVIII век
Ковчег для мощей преподобной Марии Египетской. XVIII век

Господь и сама преподобная положили на сердце обладателю святыни передать ее в дар Сретенской обители, что он от всей души и сделал в 1707 году. Ковчег со святыми мощами преподобной Марии Египетской был помещен во Владимирский собор на самое видное место – перед самым почитаемым образом – перед Владимирской иконой Божией Матери 1514 года, – слева от царских врат. Москвичи считали, что святые мощи преподобной обладают особой, ограждающей от зла силой.


Москвичи считали, что святые мощи преподобной Марии Египетской обладают особой, ограждающей от зла силой

В 1812 году игумен Сретенской обители вывез церковные святыни в Суздаль, чтобы спасти их от разграбления, но ковчег со святыми мощами остался в соборе на аналое – на самом виду у молящегося народа, чтобы не допускать у москвичей паники и уныния. Несколько монахов-подвижников также не покинули обитель и продолжали молиться. Французы ограбили монастырь, но ковчег со святыми мощами чудесно сохранился от грабителей и остался одной из главных московских святынь.

В 1843 году нашему монастырю подарили мощи святого благоверного князя Михаила Тверского, которые были вложены в ковчег со святыми мощами преподобной Марии Египетской. В 1844 году купеческая дочь девица Мария Дмитриевна Лухманова пожертвовала в наш монастырь средства на сооружение нового серебряного ковчега для мощей своей Небесной покровительницы. На новом ковчеге сделали чеканку с изображениями двух святых, мощи которых в нем почивали.

Судьба старого и нового ковчегов оказалась разной. Старый хранился в монастырской ризнице до 1920 года, пока его не изъяли в музей, чем спасли от гибели и переплавки, поскольку большевики переплавляли святыни, не заботясь об их ценности. Потом старый ковчег оказался в фондах Антирелигиозного музея искусств в Донском монастыре, откуда в 1935 году его забрали в Государственный Исторический музей, где он находится и поныне. Новый серебряный ковчег был изъят вместе с другими церковными ценностями в 1922 году, судьба святых мощей из него неизвестна.

Дату начала сноса храма преподобной Марии Египетской – 6 мая 1930 года – архитектор Петр Дмитриевич Барановский (1892–1984) отметил в своем дневнике как трагическую для отечественной культуры.

Возрождение монастыря возобновило и почитание преподобной Марии Египетской в нашей обители. В 2000 году в Сретенском соборе был устроен северный придел в честь этой великой святой. 25 марта 2004 года наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), ныне митрополит Псковский и Порховский, привез в нашу обитель великую святыню – ковчег с мощами преподобной Марии Египетской. Его подарили нам братия греческого монастыря святителя Николая на острове Андрос. В проповеди отец наместник сказал, что мощи преподобной, которые до революции были главной святыней монастыря, теперь вернулись на свое место.

Монастырь святителя Николая на острове Андрос, Греция
Монастырь святителя Николая на острове Андрос, Греция

В 2004 году мощи «вернулись в обитель»: их передали в дар братия монастыря святителя Николая на о. Андрос

15 апреля 2009 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин малого освящения придела во имя преподобной Марии Египетской. Каждую неделю здесь совершается молебен с акафистом преподобной прямо перед ее мощами.

24 декабря 2018
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Маргарита   4 Августа 2019, 15:08
Не могли бы вы изложить историю обретения мощей преп. Марии Египетской? Из жития можно понять, что место не было известно никому.
Монах Рафаил   4 Августа 2019, 15:08
Ответ от архимандрита Иова (Гумерова):
Недоумение, о котором Вы пишете, преодолеть легко, если внимательно прочесть полное житие преподобной Марии: «Пришедши в монастырь он [Зосима], ничего не скрывая, что видел и слышал, рассказал всем инокам о преподобной Марии. Все удивлялись величию Божию и решили со страхом, верою и любовию почитать память преподобной и праздновать день ее преставления» (Жития святых. Апрель, 1-й день). Уже у первых христиан возникла традиция считать могилы угодников Божиих святыми местами. Зосима сам был человеком святой жизни (память 4 апреля). Его рассказ о великой пустыннице вызвал глубокие переживания как у игумена Иоанна, настоятеля Иорданского монастыря св. Иоанна Предтечи, так  и у всех насельников. Легко предположить, что место погребения было показано преподобным Зосимой иноком, которые «решили со страхом, верою и любовию почитать память преподобной и праздновать день ее преставления». Составителем жития преп. Марии был святитель Софроний - ученик блаженного Иоанна Мосха, автора книги «Луг духовный». Он сопровождал его  в путешествиях по монастырям. В 634 году Софроний был избран Иерусалимским патриархом. Он прославился как ревнитель чистоты православного учения, замечательный пастырь и богослов. Исследователи агиографической литературы с полным доверием относятся к житию св. Марии Египетской: «За достоверность жития ручается святость писателя и его уверение в начале и в конце жития, что он писал слышанное от иноков той обители, где жил св. Зосима, рассказавший житие святой братии» (архиепископ Сергий (Спасский). Полный месяцеслов Востока, т. 3, 1 апреля). Год кончины преп. Марии известен: «По точному изысканию, она скончалась в 522 году. Известно, что она умерла в Великую пятницу 1 апреля, а это было в 522 году, ибо Зосима славился при Иустине старшем (518 –526)» (архиеп. Сергий, там же). Преп. Зосиме было 53 года, когда он встретил св. Марию. Он окончил земную жизнь,  как сказано в житии, «после долгой, почти во сто лет жизни». Следовательно, он умер в 70-е годы 6 века. Святитель Софроний мог слышать рассказ о подвижнице от учеников св. Зосимы.
Таким образом, мощи преподобной Марии были обретены, поскольку было хорошо известно и почитаемо место захоронения подвижницы.
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить