Архиепископ Амвросий выступил с лекцией о преодолении греха осуждения

Распечатать

11 ноября в актовом зале Сретенской семинарии прошла лекция «Осуждение и борьба с ним». Ее для всех желающих провел наместник Сретенского ставропигиального монастыря и ректор Сретенской духовной семинарии архиепископ Верейский Амвросий. На лекцию пришло 350 человек.

После молитвы архиепископ Амвросий начал лекцию со слов о том, почему необходимо изучать и бороться со страстью осуждения:


«Сегодня мы давайте вместе порассуждаем над ржавчиной, которая поражает и всё наше общество, и Церковь нашу, и является причиной очень многих трещин, разделений между людьми, – это страсть осуждения. Когда мы говорим о страсти, мы должны понимать, что страсть - это с одной стороны нечто, что является отрицательным и разрушительным в нашей жизни. Но страсть – это еще и нечто, что является силой души, которую мы сами направляем либо в одно русло, либо в другое русло».

После вводной части архиепископ Амвросий перешел к конкретному разбору страсти осуждения. Он начал с определения этого греха и рассказал, почему он страшен перед лицом Бога:

«Осуждение – это очень большой грех, который на самом деле является страшной дерзостью по отношению к Богу. По отношению к ближнему сейчас не говорю. По отношению к Богу, ведь суд весь принадлежит только Богу. Человек, когда пытается кого-то осудить, получается, право Бога присваивает себе, совершенно не законно. 

Представим себе: мы приходим в какой-то суд, не имея никакого образования, не листая то или иное административное или уголовное дело; приходим, отодвигаем или выгоняем судью, справедливого, который знаком с делом, который знает законы; и по-своему начинаем судить, исходя из тех слухов, которые мы слышали, исходя из своей личной неприязни к человеку, которого видим перед собой. Какой мы суд произнесем? Наверное, эта картинка нам действительно представляется чем-то таким странным, неразумным. Но ведь так мы поступаем практически на каждом шагу, когда присваиваем себе право Бога судить о ком-то».

После этого наместник монастыря разделил «осуждение» на три связанные понятия:

«Осуждение имеет несколько значений: это уничижительное мнение о ближнем, пристрастно характеризующее его недостатки. Второе значение – это осуждение как обличение. И третье значение - вменение вины человеку. Оно и состоит, собственно говоря, из этих трех пунктов».

Подчеркивая тяжесть греха осуждения, архиепископ Амвросий говорил, что даже Бог «стесняется» своего права судить человека, а также сказал, что при осуждении у православных христиан распространено самооправдание:

«Давайте вспомним слова из Священного Писания. Как говорит Священное Писание об Отце в отношении суда о Его Единородном Сыне. Отец говорит: “Я весь суд отдал Сыну”, Он как бы сбрасывает с Себя это право, эту возможность, эту прерогативу, “Я весь суд отдаю Сыну, пусть Он вас судит”. А что говорит Сын? А Он говорит: “А Я пришел в этот мир не для того, чтобы судить мир, а чтобы спасти мир”, и Он как бы тоже отказывается от этого права. Удивительно, даже Бог как бы стесняется Своего права судить человека, даже Бог отворачивается от той возможности и того действительно законного права, говоря человеческим языком, которым Он обладает по отношению к каждому из нас.

У нас в православной среде, вы знаете, существуют даже придуманные народом «самооправдывающие»  фразы. Нередко, особенно представители старшего поколения, в основном женщины, не в обиду будет сказано, перекрестившись говорят: “Господи, прими не в осуждение, а в рассуждение”, ну и далее по тексту... То есть существует как бы такая «волшебная формула», которая вдруг в нашем сознании превращает наше осуждение в что-то совершенно безобидное? На самом деле это попытка самооправдания, хотя действительно существуют такие понятия как осуждение и рассуждение, и они действительно несколько разные».

Ректор семинарии сравнил духовную жизнь человека с юриспруденцией и предложил метод борьбы, руководствуясь которым можно избежать греха осуждения:

«В судебном праве есть понятие – презумпция невиновности. Вот у нас, в нашей христианской среде, должна быть некая презумпция любви. Мы очень часто пользуемся другой возможностью – возможностью осудить, возможностью подумать о человеке плохо, иногда даже в шутку, в такую злую и горькую шутку. Некоторые говорят: «Подумаешь о человеке плохо – не ошибешься». Это очень горькая шутка, но она не является чем-то тем, что должно быть свойственно для христиан. Мы осуждением вносим, действительно, в тело церковное ржавчину, которая разъедает это тело. Мы начинаем быть источником позора для Церкви и одновременно источником неверия для многих других людей, когда осуждаем».

Архиепископ Амвросий подчеркнул, что важно читать и изучать труды святых отцов при борьбе со грехом осуждения. Привел цитату святителя Иоанна Златоуста и порассуждал о ней:

«Мы не внимаем Евангельскому предостережению. “Каким судом судишь, таким и сам будешь осужден. Не судите, и не судимы будете. Прощайте и прощены будете” - сказал Спаситель. Но мы же верим Его словам, а если верим Его словам, значит и поступать так должны. Всё ведь очень просто. 

Святитель Иоанн Златоуст говорит: “Если бы даже не сделали мы никакого греха, то уже один этот грех осуждения мог бы свести нас в преисподнюю. Кто строго расследует чужие проступки, тот не получит никакого снисхождения к своим собственным, потому что Бог произнес суд соответственно не только свойств наших преступлений, но и по твоему суду о других”. 

Чем хороши святые отцы? Они внимали себе, они внимательны были к своей внутренней жизни, а потом оставляли свои наблюдения. Они не были изначально совершенны, они тоже проходили через этот опыт: и осуждения, и видя заразу и те разрушительные последствия осуждения, которые они испытывали, потом они бежали от этого опыта и старались предостеречь от этого опыта других людей».

Свою лекцию архиерей завершил краткими выводами:

«Страх, суд, осуждение – это всё на самом деле то, что нужно рассматривать на фоне безграничной любви Божией, любви Бога к человеку. Не случайно преподобный Андрей Рублев потом пишет известную всем икону Святой Троицы, на которой Каждый из Лиц Святой Троицы взирает с величайшей любовью и состраданием Друг на Друга, и на предлежащие страдания Сына Божьего, и которая является действительно иконой Бога - Любви. Не случайно, действительно, икона преподобного Андрея стала таким символом любви Бога к человеку, любви внутри Святой Троицы и образом любви, которую Бог дает Своему творению. 

Резюмируем: нам должно прислушиваться не к тем, кто нас осуждает, или кого-то осуждает, а к Евангельскому голосу и голосу собственной совести».

В конце лекции архиепископу Амвросию задавали вопросы из зала. Зачитывал и принимал вопросы благочинный Сретенского монастыря иеромонах Афанасий (Дерюгин).

Следующая лекция будет посвящена разбору греха зависти и борьбы с нею. Просветительские курсы проходят в актовом зале Сретенской семинарии в 19:00 по понедельникам.

12 ноября 2019
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить