«Днесь светло красуется славнейший град Москва» — Сретенский монастырь встретил праздник Владимирской иконы Божией Матери

Распечатать

6 июля Русская Православная Церковь отмечает память Владимирской иконы Божией Матери. Празднество Владимирской иконы Божией Матери установлено в память спасения Москвы от нашествия татар. Для Сретенского монастыря этот престольный праздник — один из самых торжественных и любимых, ведь Владимирская икона — покровительница монастыря.

Всенощное бдение вечером накануне и Божественную литургию в сам день праздника возглавил наместник обители архиепископ Верейский Амвросий. Богослужебные тексты праздника Владимирской иконы Божией Матери содержат не только похвалу Царице Небесной, что привычно для Богородичного праздника, но и большое количество исторических отсылок. Из них можно узнать о судьбе иконы на Русской земле, понять, почему Владимирский образ стал символом заступничества и неоскудевающей помощи Божией Матери:

«Богородице Владычице, державная Помощнице, укрепи славящую Тя страну на враги, да якоже древле спасла еси Царский град от нахождения поганых, тако и ныне спаси страну Российскую от нахождения вражия, от междоусобныя рати, от глада же и труса, Дево Неискусобрачная. Сего ради Тя славит страна Российская, человеком Помощницу».

На утрене праздничного бдения духовенство и молящиеся пропели перед чтимой Владимирской иконой акафист Пресвятой Богородице. 

Хорошая погода позволила совершить богослужения под открытым небом, на паперти собора Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской. Сейчас всё еще действуют карантинные ограничения, которые установили из-за коронавирусной инфекции, поэтому прихожане обители находятся на территории монастыря в медицинских масках и соблюдают необходимую социальную дистанцию.

После прочтения Евангельского отрывка на Божественной литургии со словом к прихожанам обратился наместник обители. Архиепископ Амвросий в своей проповеди объяснил, почему зачало о Марфе и Марии читается во всякий Богородичный праздник:

«Мария сидит у ног Господа. Такая ситуация была обыкновенной и привычной для взаимоотношений учителя и ученика. Но во время проповеди Христа сложно было представить себе ситуацию, что учеником может быть женщина. Такую возможность принесло время Нового Завета. Именно поэтому данный отрывок из Евангелия читается в праздники Богородицы, ведь Она стала Той Девой, Которая поставила женский образ в мире на совершенно иной пьедестал. Ведь именно Деве Бог доверил стать Матерью воплощенного Слова Божия, Спасителя мира. 

Иначе говоря, Бог доверил женщине Своим воплощением ту честь, которой не сподобился в мире ни один мужчина. Богородица стала выше всех тварей, выше ангельского безгрешного мира, стала “честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим”».

Также архиепископ Амвросий отметил особое значение иконографии в деле проповеди слова Божия:

«Для многих святых отцов, таких, например, как свт. Василий Великий или свт. Григорий Великий, иконы были своего рода книгами для безграмотных. Впрочем, глубина заложенных в каноническую иконографию смыслов делает их не менее важными и для людей вполне грамотных, для нас с вами. А в сочетании с Евангельским текстом эти зримые повествования позволяют еще глубже понять Предание Церкви.

Святые иконы даны нам для того, чтобы мы могли смотреть на видимое и видеть за ним невидимое, молясь перед образом — возносить свои молитвы к первообразу, к тому, кто на них изображен. Как писал преподобный Иоанн Дамаскин, “поклоняюсь изображению Христа как во­плотившегося Бога; изображению Госпожи всех — Богородицы как Матери Сына Божия; изображе­ниям святых как друзей Божиих, противостав­ших греху до крови и излиянием ее за Христа подражавших Ему, ранее пролившему за них Свою собственную кровь; и ставлю [перед собою] на­чертанные подвиги и страдания их, в жизни шед­ших по стопам Его, так как через них я освяща­юсь и воспламеняюсь соревнованием подражания. Ибо говорит божественный Василий — возда­ваемая изображению честь переходит на первооб­раз” (Иоанн Дамаскин, слово первое защитительное о святых иконах, 21)».

Богослужение престольного праздника завершилось пением тропаря, кондака, молитвы «Царице моя Преблагая…» и величания  перед Владимирским образом Божией Матери.

ФОТОГАЛЕРЕЯ


Справка:

Всенощное бдение накануне престольного праздника Владимирской иконы Божией Матери возглавил наместник обители архиепископ Верейский Амвросий. Ему сослужила братия монастыря. За богослужением пел малый состав хора Сретенского монастыря под управлением Никона Жилы.

Божественную литургию в день праздника совершил архиепископ Амвросий в сослужении: игумена Киприана (Партса), иеромонаха Марка (Святогорова), иеромонаха Ионы (Кудрякова), иеромонаха Севастиана (Астафурова), иеромонаха Андроника (Пантака), иеромонаха Филарета (Трунина), диакона Иоанна Зорина, иеродиакона Серафима (Чернышука), иеродиакона Саввы (Салюка). За Божественной литургией пел малый состав хора Сретенского монастыря под управлением Никона Жилы.


6 июля 2020
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить