Духовность начинается с ответственности

Беседа с режиссером Владимиром Карабановым

27 августа отмечается День российского кино. Режиссер, сценарист, музыкант и отец четверых детей Владимир Карабанов свой путь начинал как блестящий музыкант, скрипач. Окончил аспирантуру Московской консерватории, работал в оперных театрах, в камерных оркестрах, выступал с сольными концертами, параллельно получая образование по сценарному мастерству и режиссуре на «Высших курсах сценаристов и режиссеров» (мастерская Александра Адабашьяна). На счету Владимира Карабанова документальные и художественные фильмы, а также 18 авторских мюзиклов: 9 лет он работает с детьми – участниками творческого проекта Nuclear Kids («Атомные дети»). В свой профессиональный праздник Владимир Карабанов рассуждает о том, какое кино нужно молодому поколению, какую роль в воспитании играет искусство и почему ответственность рождает духовность. 

– Владимир, в каком состоянии российское кино подошло к 2021 году, и насколько оно соответствует запросам общества?

– Это сложный вопрос. С одной стороны, кино пришло в эту точку естественным путем, мы осваиваем современные стили и жанры. С другой стороны, мы свой кинематограф потеряли, мы подражаем американскому и европейскому кинематографу, их трендам, получается калька. С фестивальным кино все еще хуже – для участия в европейских фестивалях нужно следовать их политической конъюнктуре. Фактически с развалом Советского Союза свое кино мы разлюбили и от него отвернулись. А главное – мы потеряли зрителя, умеющего считывать русские ментальные подтексты. 

– Но при этом сейчас вновь появляется много авторского кино. Не говорит ли это о том, что у России все же есть свой путь, пусть и параллельный кино-масс-маркету?

– Да, из года в год вузы выпускают много кинематографистов: режиссеров, операторов, сценаристов. И все они с горящими сердцем и глазами попадают в мейнстримовскую индустрию, где многое из того, чему их учили, необходимо забыть. И все равно большинство живут мечтой снять свое кино, авторское, кто-то даже добивается финансирования. Есть много интересных проектов, но они не выходят в прокат, их видит очень ограниченное количество зрителей, и сам зритель уже потерял критерий оценки. Все кино стало развлекательным, а должно быть разным, как и литература, музыка. Кино может говорить о глубоких вещах. Может смешить, но может и философствовать, и удивлять, и нести человеку свет. Синематограф – это же рисунок тенями в луче света... в кромешной тьме. Как говорил нам наш мастер Александр Адабашьян: «Создавайте только такие миры, в которых вам самим хотелось бы жить». 

Синематограф – это же рисунок тенями в луче света... в кромешной тьме

– А у нас перебор «развлекаловки»…

– Да, перебор. Зритель видит кальку иностранной продукции, которая в принципе на нашем менталитете не особо и приживается. Авторское кино в забвении, и много причин, почему это так: и потому что это продюсерское кино, и потому что Минкульт и Фонд кино непонятно в чьи ворота играют. Авторское не в смысле заумь какая-то, а личное высказывание. Высказывание конкретного человека, личности. Сегодня коммерческий поток мейстрима перемалывает личность в любой творческой профессии. 

– А какой запрос идет от зрителя? Не всё же снимать, что продюсеры хотят, и на что Минкульт деньги выделяет. Что нужно молодому поколению?

– Любому молодому поколению нужно культовое кино: не доброе, даже не философское, с подтекстами, или красивое… Молодежь всегда растет на культовых продуктах. А в современном мире в борьбе за умы подростков, за их лайки и внимание, наше кино проигрывает – нет культовых картин. Например, американский фильм «Джокер» – культовый. И вышел он на экраны неспроста: перед разыгрыванием в США политической карты с протестными движениями Black Lives Matter, с расчетом, что он и в других странах пригодится, где нужны цветные революции. Герой – современный дезориентированный человек, не вписавшийся в реальность, оправданный обществом убийца, в финале стоит на капоте машины в толпе протеста, раскинув руки, как Христос на кресте. И подростки в восторге, и взрослая аудитория. Битва за души проиграна. Хочется верить, что это локальная битва, не решающая. А у нас что? Пустота... А что еще хуже – когда взрослые пытаются играть в детей. Или пытаются с детьми заигрывать. А этого делать не надо, надо на равных с ними разговаривать. Дети – это маленькие взрослые. Братья Гримм или Андерсен особо с детьми не церемонились, а находились в логике взрослых. Просто использовали наивность и чистосердечность как ключ. И сказочная литература скорее была обращена к закостеневшим взрослым, чем к детям. 

– На каком культовом кино Вы росли?

– Мое поколение росло на «Игле» (Р. Нугманов, 1988), «Ассе» (С. Соловьев, 1987) «Такси-блюзе» (П. Лунгин, 1990) с Петром Мамоновым, фильм на мой взгляд, один из лучших у режиссера. И еще «Остров» (2006), конечно, но это позже. И «Ностальгия» Тарковского – событие, и «Иди и смотри» Климова.... Понятно, что и «Терминатор», и «Рембо», и «Заводной апельсин», и «Амадей» Формана, фильмы Гринуэя, Годара, Бергмана, Феллини, Бертолуччи... Да много всего... «Все утра мира» (А. Корно, 1991) с Жераром Депардье о судьбе барочного музыканта, для которого мастерство игры на виоле да гамба равнялось смыслу жизни – абсолютно культовое кино. Тогда, в конце 80-х, на нас много чего интересного обрушилось – из литературы, музыки и фильмов. Культовое в понимании события, сравнимого по силе с потрясением в собственной жизни. 

– Те фильмы, которые сейчас снимают, такие духоподъемные, например, «Легенда № 17». Они ведь неплохие, но не тянут на культ?

– Фильмы хорошие, и Николай Лебедев (режиссер фильма «Легенда № 17») – прекрасный режиссер и товарищ мой, очень талантливый человек, и фильмы его очень талантливо сделаны. Но мне кажется, молодежи нужны культовые, а не духоподъемные фильмы. Они должны быть изломанные, не стерильные, не правильные и про них самих теперешних. И события не обязательно должны происходить в современности – исторические персонажи также могут срифмоваться. Хорошее кино, оно в принципе культовое и всегда это событие. Событие может входить в зрителя через любой жанр, оно или потрясает человека, или царапает, даже ломает, но при этом обязательно несет свет.

Молодежи нужны культовые, а не духоподъемные фильмы. Они должны быть изломанные, не стерильные, не правильные и про них самих теперешних

– Этими приемами нужно воспитывать подрастающие умы? «Ломать и царапать» их через искусство?

– Что касается вопросов духовного воспитания подростков: кто не прошел через какую-то собственную трагедию, серьезную драму, мощную, недетскую, тому духовные вопросы в этом возрасте «до лампы». Нынешний мир наоборот предлагает с детства достаточно волшебный путь – «все тебе можно, все за деньги покупается, будь успешным, авторитетов нет». Конечно, родители, друзья, знакомые имеют вес, но общий контекст общества, весь котел, в котором мы варимся, не располагает к тому, чтобы о духовных или хотя бы моральных законах жизни задумываться. Да, многие родители водят детей в храм, рассказывают о Боге, но многие дети в подростковом возрасте отдаляются, у некоторых возникает отторжение, кто-то потом возвращается, кто-то нет. Сейчас, мне кажется, главная задача в том, чтобы ребенок чувствовал свою ответственность за жизнь: что он не просто ребенок, а вписан в систему координат, где взрослый имеет свою ответственность, а ребенок свою. 

У нас в театральной группе это хорошо видно: когда ребенок вдруг понимает, что он попал в коллектив из 80 человек не для личной славы, а чтобы общий спектакль получился. Как только он понимает, что от его участия зависит судьба всего спектакля, даже если он просто переносит стул, тогда результат общей победы для него гораздо мощнее, чем личный. С каждым годом я вижу, увы, все больше детей, которые приезжают на проект, только чтобы получить главную роль. Если не получают, они расстраиваются, им становится неинтересно. И еще мы заметили новый феномен – некоторые дети панически боятся осуждения от своих родителей, мол, ты на проект приехал, а главной роли не получил, ты бездарь. Это родители, которые вкладывают в детей свои инвестиции, как в акции «Газпрома». Иногда в таком случае приходится работать и с родителями. Но через месяц-полтора проекта все дети все равно понимают разницу в эмоциональной силе личной и коллективной победы. Каждый спектакль для них и шок, и эйфория, и победа. Когда закрывается занавес, они все без исключения обнимаются и плачут от восторга, от чувства дружбы, от преодоления чего-то, казалось бы, невозможного. Поставить профессиональный мюзикл за три недели в принципе нереально, но они это делают. И они все остаются друзьями на долгие годы. Их уже больше 1000 человек. Дети не верят людям, которые им просто поддакивают или заигрывают. Дети верят только, когда ты с ними искренне общаешься и не тетешкаешься, если они не выполняют свою задачу (например, роль не учат или отключаются от процесса репетиции). Как в театре, так и в жизни. Со своими детьми я так же. Чем больше им делегируешь ответственности, тем им интереснее жить. А родители и общество сегодня в основном от этой ответственности стараются детей оградить.

Как в театре, так и в жизни. Со своими детьми я так же. Чем больше им делегируешь ответственности, тем им интереснее жить

– Расскажите, пожалуйста, подробнее о проекте для детей, который способен так изменить их отношение к жизни и почувствовать ту самую ответственность.

– Проект называется Nuclear Kids («Атомные дети»), он существует уже 13 лет. В отборе участвуют дети из закрытых и открытых городов России, где находятся АЭС или предприятия, связанные с атомной отраслью. Из очень большого количества детей, иногда больше тысячи, мы выбираем 60, к ним присоединяются еще 20 детей из других стран по результатам международного отбора. Всех детей привозим на репетиционную базу, где они за три недели разучивают новый авторский мюзикл. Потом мы едем на гастроли по Европе и России и играем финальные спектакли в Москве. В этом году мы играли на сцене театра «Et cetera» Александра Калягина. 

– Что было в этом году?

– Музыку написал гениальный нижегородский композитор Илья Ефимов, с которым мы сотрудничаем с 2015 года. Он каким-то чудом умудряется сочетать современные стили и семплы с классической и даже барочной проникновенностью. А сценарий, тексты песен и режиссура моя. В проекте есть замечательные педагоги по вокалу, сценической речи, актерскому мастерству. Ведущую роль в проекте играет режиссер-хореограф Максим Недолечко, который также работает 20 лет в «Непоседах» и не только и о детях знает все. Уже сформировалась команда, где все понимают друг друга с полуслова. Каждый год мы пытаемся менять жанры и условия игры. В этом году сценарий был по мотивам «Тимура и его команды», но в современной интерпретации. Было интересно, что может заставить современных детей кому-то помогать. 

– И какие же ценности есть у современных детей, подростков? И есть ли разница в этой системе координат, выстроенной у ребенка столичного, и у того, кто вырос в маленьком закрытом городке за Полярным кругом?

– Сегодня, где бы дети ни находились, их объединяет интернет. У них одни источники информации, одна мода на тренды, песни… В нашем проекте для меня дети ничем не отличаются. При этом, говоря о ценностях, они все равно такие же дети, как и 100 лет назад и 200, наверное. Понятно, что суровые времена требовали более раннего взросления. Но несмотря на все обертки, система ценностей не меняется: в ней по-прежнему есть представления о дружбе и предательстве, о любви, о взаимоотношениях со старшими, и «что такое хорошо, и что такое плохо». И помогать другим они готовы. Мораль-то не поменялась. У них, конечно, скорость коммуникации поменялась, мотивация изощреннее, возможно, или просто своя. Но общение во время проекта показывает, что они прекрасные дети. Они мыслят и ведут себя как искренние взрослые люди, и работают, как профессиональные артисты. Есть ощущение, что эти дети – просто очень порядочные взрослые. Возможно, в их ситуации у взрослых не всегда хватило бы характера и веры.

Несмотря на все обертки, система ценностей не меняется: в ней по-прежнему есть представления о дружбе и предательстве, о любви

– То есть не надо ругать нынешних подростков и сетовать, что им ничего не нужно, кроме Тик-Тока?

– Да, это излишне. Конечно, им сложно в этом мире с нашей точки зрения. Но они уже родились в век политического либерализма, публичности, клипового мышления, эмоций-смайликов, лайков, коротких постов, быстрого поиска информации. И это их естественная среда. Мы, конечно, должны их направить, чтобы они с одной линии жизни не перешли на другую, в какие-то маргинальные группы общества. И для развития личности их нужно все время заинтересовывать, а это можно сделать, только поручив им важное дело. Прежде чем говорить о духовности, надо говорить об ответственности.

Прежде чем говорить о духовности, надо говорить об ответственности

– У Вас четверо детей (трое сыновей и дочь), достаточно воцерковленная семья, как Вы воспитываете малышей? 

– Анна, моя жена, большую часть времени проводит с детьми и занимается христианским воспитанием, читает им книжки, они ходят в храм. Я реже хожу с ними, потому что работаю без выходных уже много лет. Наши дети пытаются разговаривать и философствовать на тему веры, ищут доказательства существования Бога и о чем-то Его просят. Им интересно, что это за такая вертикальная смысловая конструкция жизни. Они ее принимают.

– В каком возрасте у них проявился интерес к Православию, к храму?

– Нет, интерес у них к Лего и лепке из пластилина (смеется). А это просто и есть их жизнь. Пойти в храм – это событие, его пропустить нельзя. Это берега, которые обозначают родители. Если эти берега не задавать, речка выйдет из-под контроля, найдет новое русло. Поэтому все родители, пока могут этими берегами являться, стараются ребенка не упустить. Другой вопрос, чтобы и берега были достойными. И школа должна являться берегами, но она же не является – либо формальное оказание услуг, либо заискивание перед детьми, перед родителями. 

– А хорошее кино может являться этими берегами, задавать вектор?

– Разумеется.

– Какое кино сегодня у Вас в работе? Какие Ваши проекты можете рекомендовать посмотреть подросткам и их родителям?

– На кино, конечно, нужны большие бюджеты, но мне и при маленьких бюджетах удается что-то сделать. С детьми во время летних и зимних проектов мы сняли три фильма, помимо подготовки к спектаклям. 

В прошлом году мы сняли фантастический двухчасовой фильм «Однажды в будущем» по сюжету «Ромео и Джульетты», только действие происходит в далеком будущем и любовь запрещена законом. Сейчас идет работа над компьютерной графикой. К Новому году фильм выложим в сеть, если не найдем прокатчика для кинотеатров. Еще мы сняли сказку в формате скринлайф (все действие происходит на экранах гаджетов). Называется «Стрим из сказки в рождественскую ночь». Дети из разных городов участвовали дистанционно, весь фильм сняли на Айфон. Эта сказка уже есть в Интернете. Также мы сняли фильм «Бекстейдж» о мире, где нет взрослых, но дети слышат их голоса. И когда дети взрослеют, то сами становятся невидимыми в мире детства, но начинают видеть мир целиком. Ждем премьеры в Доме Кино после снятия карантинных ограничений. 

С регулярностью два раза в год мы подаем в Минкульт сценарий по мотивам фильма «Чучело» (по повести В. Железникова). Там речь о проблеме кибербуллинга – о травле подростков в соцсетях. Это тоже болезнь общества, и о ней нужно говорить. Мы поставили два года назад такой мюзикл, и после премьеры был огромный отклик. Мы поняли – нужно снимать фильм. Минкульт нам денег не дает уже второй год, но мы будем и дальше подавать заявку на конкурс. Такие проекты просто нельзя заваливать. Хотя мы ищем и другие источники финансирования. 

Еще, из самого насущного, у меня есть сценарий о детдомовских детях, рабочее название – «Недетский мир». Я в течение семи лет сотрудничал с благотворительными фондами, слышал истории из жизни детдомовских детей и собрал их в сюжет: обеспеченная женщина хочет усыновить ребенка, но при этом ей нужен только грудничок, и только идеальный… А дальше начинается пирамида из проблем детей и взрослых, где сиротство – болезнь общества. Все на реальных случаях из нашей жизни. На этот проект тоже по крупицам собираем бюджет. 

Для телеканала «Спас» с моим другом и соратником, продюсером и оператором Николаем Гиляровым мы сделали программу из 12 документальных фильмов «Дорога» – о разрушенных храмах на пути из Москвы в Петербург. Все серии прошли в эфире зимой и есть в сети. Цель программы – собрать средства на восстановление разрушенных своим же народом святынь.

А из моего архива можно посмотреть, например, фильм «Рондо оперного патриарха» или «Слон». 

Я поздравляю всех нас с Днем российского кино! Это огромная вселенная, и во многом еще не познанная. 

Беседовала Алина Темнова

Владимир Карабанов 27 августа 2021
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить