«Душа народная взыскует Бога»

К 200-летию Николая Алексеевича Некрасова

10 декабря исполняется 200 лет со дня рождения Николая Алексеевича Некрасова. Издательский дом «К единству!» Международного фонда духовного единства народов издал серию из 12 книг под общим названием «Русские классики и православие». В серии – собрания исследований о Достоевском, Тютчеве, Гоголе, Пушкине… А вот Некрасова среди них нет. Автор идеи проекта и составитель этих сборников, кандидат исторических наук, доктор философских наук, профессор и президент Международного фонда духовного единства народов Валерий Алексеев уверен при этом, что Некрасов вовсе не антонимичен вере. 

– Валерий Аркадьевич, мы с Вами несколько дней назад разговаривали о Ломоносове и его отношениях с Церковью, о его вере. И Вы говорили, что путь церковный был уготован очень многим ключевым деятелям того времени. Но нет среди серии книг о «православных литераторах» Некрасова. Почему? 

– С Ломоносовым Некрасова точно сравнивать невозможно. Ведь ломоносовская Россия середины 18-го века и некрасовская – середины 19-го – это разные общества, разные государства. Россия уже прошла через серьезные испытания: война, восстание на Сенатской площади (попытка революции). А Некрасов был симпатизантом декабристов, неким оппонентом власти. Ломоносова же можно назвать одним из созидателей государства. Посмотрите, какие были соратники и партнеры у Некрасова хотя бы по журналу «Современник»: Белинский, Панаев, Чернышевский, Добролюбов! Они призывали Русь к топору! И какая же здесь православная идея может быть, спросите вы? А она есть! 

Я считаю, что всё его творчество пронизано православием.  «Кому на Руси жить хорошо?» – это пророческое произведение, это хождение пророков по Руси. В конце великой поэмы мы останавливаемся перед величием бытия и не находим ответ на вопрос «Кому хорошо жить на Руси?», как и не находим ответ на вопрос о смысле бытия, о том, что такое счастье. Это юдоль недостижимая или то, что должно быть? А странники идут по Руси и ищут счастье мужицкое, терпят горе народное – это всё вопросы глубоко религиозного смысла, вопросы о сущности бытия.

Быть бы нашим странникам под родною крышею,
Если б знать могли они, что творилось с Гришею.
Слышал он в груди своей силы необъятные,
Услаждали слух его звуки благодатные,
Звуки лучезарные гимна благородного —
Пел он воплощение счастия народного!..

– Вы в одном предложении употребили слова «Некрасов» и «счастье». Как-то это не очень сочетается, потому что даже поэт сам говорил, что «призван был воспеть твои страданья, терпеньем изумляющий народ…».

– Имеется в виду поиск счастья. Потому что всё его творчество – это стон народный. Бурлацкий стон, который раздается над великой рекой – это река жизни. Еще с древних времен река воспринимается как формула бытия: всё куда-то уходит бесконечно. 

Творчество поэта посвящено поиску смысла в христианском измерении

Давайте рассмотрим время, эпоху, в которую жил Некрасов. Религиозные мистики Гоголь, Тютчев, Достоевский – его современники. Но ни один из них, как и сам Некрасов, не может быть образцом идеального христианина. Тем не менее мы можем говорить, что творчество поэта посвящено поиску смысла в христианском измерении. Некрасов среди всех своих современников был самым ярким народником, выразителем мыслей народа. Именно поэтому он был в советское время так высоко поднят на щит. Например, герои Достоевского всегда пребывают в таком нервическом изломе, в сверхнапряжении, а у Некрасова сама по себе жизнь – тяжелое испытание. Простая человеческая жизнь очень сложна. И через образы Некрасова мы узнаем русского человека, мы и сегодня живем в некрасовской Руси. 

Портрет Николая Алексеевича
Некрасова.
Иван Николаевич Крамской

– И при этом Некрасов очень прямо описывает проблемы, которые были распространены в церковной среде. Он даже высмеивает служителей…

– Многие из его окружения были из разночинцев (те же Чернышевский и Добролюбов), они выросли в поповских семьях, а позже критиковали Церковь как казенный институт. У Некрасова это в полной мере проявилось всё в той же поэме «Кому на Руси жить хорошо?». Там и священник, у которого и дом под железной крышей, и поповна румяная, и дочка толстая, и лошадь сытая… Церковь воспринималась революционными демократами, народниками, как часть этого казенного угнетательского института. 

И всё же в Некрасове религиозное чувство никуда не ушло. Почему так много в его произведениях говорится о совести? Вот этот стон – что это такое? Это совесть. А что такое совесть? Это голос Бога в душе человека. Он всякий раз взывает к совести власть имущих, к коллективной совести. Совесть не молчит, она стонет, потому что душа народная взыскует правды. Какой правды? – Божественной правды…

Некрасов показывает красоту народа, который истосковался по этой правде. И это было в середине 19-го века, когда остро встал вопрос о крепостном праве… Интересная деталь: в одно время с Некрасовым жил митрополит Филарет (Дроздов), а его заслуга велика в освобождении народа, ведь он много потрудился вместе с императором Александром II над декретом об отмене крепостного права. 

Помню я церковь убогую,
Стены ее деревянные,
Крышу неровную, серую,
Мохом зеленым поросшую.
Помню я горе отцовское:
Толки его с прихожанами,
Что угрожает обрушиться
Старое, ветхое здание.

Только очень тонкая, трепетная поэтическая душа, терзаемая совестью, может ощутить и передать те вещи, о которых так много пишет Некрасов: дети, женщины, Русь-мать, которая сливается в один образ с русской женщиной. И сам Некрасов за несколько месяцев до смерти… обвенчался.

Детские и женские образы у Некрасова – это сами по себе религиозные темы

Детские и женские образы у Некрасова – это сами по себе религиозные темы. О детях он пишет с такой любовью, он любуется ими. А о женской доле до Некрасова никто так не писал.

И гроза над тобой разразилася!
Ты, не дрогнув, удар приняла,
За врагов, умирая, молилася,
На детей милость Бога звала.

При этом во времена Некрасова в России появляется движение суфражисток – матерей сегодняшних феминисток. Они так же, как и сегодня, требуют «сделать женщину свободной от семьи». В окружении Некрасова было немало женщин, которые хотели этой свободы, а потому они Некрасова не особо почитали, ведь он говорил, что счастье женщины в семье, в детях…

«Н. А. Некрасов в период
«Последних песен»».
Иван Николаевич Крамской

– Все герои Некрасова страдают. Как через это страдание они познают Бога? Как им помогает вера?

– В русском понимании, не страдая, Бога не познаешь, поэтому здесь и есть ответ на вопрос.

– Творчество Некрасова, его темы – очень страшные, почти беспросветные, страдания, описанные им, невыносимые. Как веру не упустить таким глубоко страдающим людям?

– Но еще апостол Павел описал путь к вере: «От скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5: 3–5).

– Да, похоже, к концу жизни он еще ближе подошел к вере. И в своем творчестве?

– Таких произведений много у Некрасова и на протяжении всей его жизни. Но я бы выделил стихотворение «Влас». Считаю, что здесь некое раскаяние поэта, я бы назвал его самым христианским стихотворением этого времени:

Роздал Влас свое имение,
Сам остался бос и гол
И сбирать на построение
Храма Божьего пошел.

А его «Коробейники» – это опять образ странников, идущих по Руси. А неофициальный монашеский гимн – песня «12 разбойников». У кого ни спросишь, все считают, что она народная, а ведь это Некрасов…

Беседовала Алина Темнова

Валерий Алексеев 10 декабря 2021
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить