Христианские мотивы в цикле рассказов «Записки охотника» И. С. Тургенева

К 205-летию со дня рождения писателя

9 ноября исполняется 205 лет со дня рождения русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева.

Фото 1 (3).jpeg

В цикле рассказов Тургенева «Записки охотника» звучат христианские мотивы, хотя сам писатель порой утверждал, что является нерелигиозным человеком. Об этом справедливо замечал в своих проповедях и статьях протоиерей Андрей Ткачев: «Русская литература – прямой плод Евангелия, самое дорогое его дитя. Если есть русская культура, значит, Христос воскрес! И поскольку мы живем внутри этой культуры, то у нас есть возможность и множество поводов окунуться в Евангелие, упростив себе дорогу к нему через литературную стихию». Получается, что помимо воли художника его произведения оказываются проникнуты христианской любовью к родной земле, родной природе и русскому народу, наполнены поиском смысла и цели человеческого бытия.

Это также отмечали такие русские поэты и писатели, как И. А. Гончаров, Я. П. Полонский, Н. С. Лесков, М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой, В. Г. Короленко. А. М. Горький же говорил, что «Записки охотника» поистине «вымыли его душу».

Среди 25 рассказов цикла «Записки охотника» рассмотрим два из них: «Касьян с Красивой Мечи» и «Живые мощи». Главными героями всех рассказов являются русские православные люди.

Касьян с Красивой Мечи, герой одноименного рассказа, обделен привлекательной внешностью, семьей, наделом земли. Тургенев пишет: «Вообразите себе карлика лет 50-ти с маленьким, смуглым и сморщенным лицом, острым носиком, карими, едва заметными глазками и курчавыми, густыми черными волосами… все тело его было чрезвычайно тщедушно и худо, и решительно нельзя передать словами, до чего был необыкновенен и странен его взгляд». Рассказчика изумил и голос Касьяна: «В нем не только не слышалось ничего дряхлого, – он был удивительно сладок, молод и почти женски нежен».

Фото 2 (17).jpg

Касьян по-христиански соглашается помочь рассказчику и на своей повозке, запряженной низкорослой лошадью, везет его в ближний город купить ось для колеса, чтобы починить сломавшуюся в дороге коляску автора.

От своего кучера Ерофея рассказчик узнает, что Касьяна с Красивой Мечи (Красивая Меча – название реки в Тульской губернии) все называют «юродивым». И автор объясняет, почему так.

Когда в городе была куплена сломанная ось для колеса и рассказчик с Касьяном возвращались обратно, молчавший и неохотно отвечающий на вопросы Касьян вдруг спросил: «А что, пташек стрелять идешь? а?» Касьян не одобрял, чтобы охотники убивали Божьих тварей – птиц. Он с большим укором прошептал: «Грех!.. Ах, вот это грех», – когда автор повествования велит остановить крестьянскую повозку на лесной поляне и убивает поднявшегося коростеля. Касьян, простой крепостной крестьянин, без страха поучает барина-рассказчика, что Богом определена для человека домашняя птица, а вольных лесных птиц убивать – большой грех.

И о себе Касьян говорит: «Живу, как Господь велит». Для Касьяна самое страшное – нарушить заповеди Божьи. Самое главное для него – ни в чем не отступать от воли Божьей: «…всё под Богом, все мы под Богом ходим; а справедлив должен быть человек – вот что! Богу угоден, то есть». В данном эпизоде герой говорит о такой важной способности истинной христианской жизни, как умение ходить перед очами Божьми, знать, что Господь с любовью всегда взирает на тебя, и стараться ничем не обидеть своего Промыслителя и Спасителя. Об этом неоднократно говорится в библейских текстах: «И ходил Енох пред Богом…» (Быт. 5: 22), «Ной же обрел благодать пред очами Господа [Бога]» (Быт. 6: 8), «Ты сделал рабу Твоему Давиду, отцу моему, великую милость; и за то, что он ходил пред Тобою в истине и правде и с искренним сердцем пред Тобою» (3 Цар. 3:6), «Буду ходить пред лицем Господним на земле живых» (Пс. 114: 19).

Русская литература – прямой плод Евангелия, самое дорогое его дитя

Касьян в силу своей физической немощи не в состоянии заниматься тяжелым крестьянским трудом, но он считает, что должен быть полезен людям, чем может. К Касьяну окрестные крестьяне обращаются за лекарской помощью. Он исцеляет болезни травами. Но о себе Касьян говорит, что не он лечит: «…кто может лечить? Это все от Бога». Слова героя отсылают к Посланию святого апостола Павла к Римлянам: «Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11: 36).

Фото 3 (15).jpg

Свое предназначение Касьян видит в помощи людям, но помощь эта, по его мнению, должна твориться с молитвой. Он говорит рассказчику: «Еще с молитвой разве… А кто верует – спасется». Без веры нет спасения: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16: 16).

Сбор трав в лугах Касьян считает Божиим подарком ему: «и солнышко на тебя светит, и Богу-то ты видней, и поется-то ладнее... Вот удовольствие человеку, вот раздолье-то, вот Божия-то благодать!»

Привычка за все возносить славу Господу видна в каждом поступке Касьяна. Автор отмечает, что Касьян благодарит Бога даже за появление солнышка на пасмурном небе. «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5: 18).

От кучера Ерофея рассказчик узнает, что одинокий Касьян взял на воспитание деревенскую девочку-сироту Аннушку, которую автор видел в лесу, собиравшую грибы. Ерофей говорит об Анне: «Хорошая девка, и он, старый, в ней души не чает».

Для Касьяна самое страшное – нарушить заповеди Божьи

Единственное, чего боится Ерофей, так это того, что Касьян выучит Аннушку грамоте, потому что он человек «необыкновенный». И крестьяне называют Касьяна этим словом, видя необыкновенность этого человека. Необыкновенность Касьяна заключается в безграничной доброте его души, терпении, сострадании, готовности всем помочь.

Такой же по характеру является и Лукерья, главная героиня рассказа «Живые мощи». Само название рассказа подчеркивает безгрешность и святость молодой 29-летней крестьянки, еще при жизни сподобившейся признания деревенскими крестьянами лучших качеств своей души.

Лукерья, прикованная к постели тяжелой болезнью, сама позвала к себе рассказчика, который заглянул в полуоткрытую дверь плетеного сарайчика на пасеке. Автор не ожидал, что на сколоченных подмостках увидит свою некогда знакомую, теперь маленькую и высохшую до неузнаваемости.

Однако лицо этого «живого человеческого существа» рассказчик называет «иконой старинного письма», потому что оно было строгим, «бронзовым». «Лицо не только не безобразное, даже красивое».

Когда героиня слабым голосом называет свое имя, рассказчик не может поверить, что «эта мумия – Лукерья, первая красавица во всей нашей дворне, высокая, полная, белая, румяная, хохотунья, плясунья, певунья».

Лукерья поведала о причине своей болезни: она ночью упала с крыльца и с той поры стала чахнуть, потом отказали ноги, и ни один лекарь не смог ее вылечить. И лежит она в этой плетушке седьмой год, а зимой ее переносят в предбанник, где она тоже только лежит.

Лукерья ни на что и ни на кого не жалуется. И о своем женихе оправдательно говорит: «И какая я уж ему могла быть подруга?» Она находит в себе силы порадоваться за него, что «жену он нашел себе хорошую, добрую, и детки у них есть».

Героиня благодарит Бога, что «добрые люди здесь есть тоже», ее не оставляют. За ней приходит присматривать крестьянская девочка и часто приносит ей цветы, которые Лукерья очень любит.

Фото 4 (12).jpg

Лукерья очень терпеливо переносит свою болезнь. Она говорит, что «иным еще хуже бывает. А у иного и пристанища нет! А иной – слепой или глухой! А я, слава Богу, вижу прекрасно и все слышу». Страдающая Лукерья не перестает благодарить Господа за все происходящее с ней.

Далее героиня с радостью рассказывает, что она слышит, как крот под землей роется, чувствует запах зацветающих гречихи и липы. Жизнь природы приносит ей утешение.

«Нет, что Бога гневить? Многим хуже моего бывает», – повторяет Лукерья. И в качестве тяжести человеческой доли она на этот раз приводит в пример не физические пороки человека, а духовные. «Хоть бы то взять: здоровый человек очень легко согрешить может; а от меня сам грех отошел», – радуется Лукерья своей немощи. Она сильный человек и в тяжелом телесном недуге видит большое преимущество перед здоровыми людьми: в таком положении не может человек совершать грехи. В данном контексте вспоминаются слова святого апостола Павла: «Но Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2 Кор. 12: 9)

Страдающая Лукерья не перестает благодарить Господа за все происходящее с ней

Лукерья рассказывает автору, как недавно отец Алексей, священник, пришел ее исповедовать и причастить и сказал: «Тебя, мол, исповедовать нечего: разве ты в твоем состоянии согрешить можешь?» Ему в ответ Лукерья говорит: «А мысленный грех, батюшка?» Видя немощь Лукерьи, священник отвечает, что «это грех не великий».

Далее Лукерья поясняет рассказчику, что она и «мысленным грехом не больно грешна», потому что приучила себя не думать и не вспоминать ни о чем.

Героиню все годы недуга преследует боль «в самом нутре и костях», которая не дает ей полноценно выспаться. Выход Лукерья находит в наблюдении за теми крохотными проявлениями жизни, которые ей доступны в маленьком плетеном сарайчике. Она с любовью слушает гул пчел на пасеке, воркование голубя на крыше, любуется зашедшей к ней наседкой с цыплятами, залетевшими воробьем или бабочкой. Лукерью порадовали ласточки, которые в позапрошлом году в углу сарая свили гнездо и вывели птенцов. Лукерья ждала их и на следующий год, но они не прилетели. Ей сказали, что ласточек убил какой-то охотник.

Лукерья с горечью говорит барину-рассказчику: «И на что покорыстился? Какие вы, господа охотники, злые!»

Героиня бесстрашно защищает птиц и, как Касьян с Красивой Мечи, высказывает барину-дворянину мысль о недопустимости убивать беззащитных тварей Божьих.

Ко всем живым существам Лукерья относится с большой любовью. Забежавшего к ней зайца она сравнивает с офицером, радуется треску сверчка. Лукерья рада тому, что все живые существа ее не боятся.

Долгие зимние вечера и ночи Лукерья проводит в чтении молитв. Она сетует, что знает немного молитв, однако перечисляет их немало: «Отче наш», «Богородице», акафист «Всем скорбящим».

О чем же Лукерья просит Господа? Она смиренно говорит: «Да и на что я стану Господу Богу наскучать? О чем я Его просить могу? Он лучше меня знает, чего мне надобно». Получается, Лукерья все годы болезни обращается к Богу не с просьбами, а с благодарностью. О благодарности героини Господу говорит ее фраза: «Послал Он мне крест – значит, меня Он любит. Так нам велено это понимать». В своем глубоком смирении перед тяжелым недугом Лукерья полностью подтверждает слова Нового Завета: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр. 12: 6).

Эти слова показывают праведность Лукерьи. Не зря окрестные крестьяне называют ее «живые мощи», а рассказчик, выслушав историю жизни Лукерьи, говорит, что он смог различить в донельзя исхудалом лице больной «следы былой красоты». Значит, не внешними качествами определяется красота человека, а внутренними, духовными. Лукерья по-настоящему красива светом своей доброй души.

Страдания приблизили Лукерью к Богу настолько, что она, как ей кажется, слышит голос Христа, Который утешает ее будущим блаженством Царства Небесного. Ведь Лукерья терпеливо и смиренно переносит муки болезни, приковавшей ее к одру. И этим она искупает не только свои грехи, но и грехи своих родителей. Покойные родители порой видятся ей, кланяются Лукерье и благодарят свою дочь за то, что она своими страданиями с них «большую тягу сняла» и им на том свете «стало много способнее», потому что Лукерья и их «грехи побеждает».

В конце встречи с рассказчиком Лукерья поведала, что к ней в тонком сне приходила женщина-смерть, которая сообщила о завершении земной жизни Лукерьи этим летом после Петровского поста. Измученная своим недугом Лукерья просила эту женщину забрать ее пораньше, но та осталась неумолима.

Рассказчик восхитился терпением Лукерьи, а она ему возразила: «Какое такое терпение? Вот Симеона Столпника терпение было точно великое: тридцать лет на столбу простоял!» Лукерья вовсе не считает себя достойной никакой похвалы. Она скромна и смиренна. Рассуждения героини заставляют вспомнить евангельские слова святого апостола Луки: «Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17: 10).

Не внешними качествами определяется красота человека, а внутренними, духовными

А после описания ею подвига Симеона Столпника Лукерья повествует автору несколько историй о святых людях. Она не называет имен этих угодников Божиих, порой не совсем точно излагает факты из их житий, но поражают ее восхищение подвигами святых и горячее желание следовать им! Парализованная, умирающая девушка жаждет быть похожей на этих славных людей. «Вот это подвиг! А я что!» – завершает свой рассказ Лукерья.

Не привыкшая думать о себе, Лукерья и на этот раз не изменяет себе. «Ничего мне не нужно; всем довольна, Слава Богу, – с величайшим усилием, но умиленно произнесла она. – Дай Бог всем здоровья». А просит она барина о милости к крестьянам.

Лукерья просит барина-рассказчика уговорить свою матушку-помещицу убавить с крестьян оброк. Болящая, давно отошедшая от активного крестьянского труда, Лукерья грамотно и логично объясняет рассказчику причину такой просьбы. Она четко говорит: «Крестьяне здешние бедные… земли у них недостаточно, угодий нет…»

Свою просьбу Лукерья завершает словами: «Они бы за вас Богу помолились… А мне ничего не нужно – всем довольна». Лукерья вновь за все благодарит Бога.

В тот же день рассказчик из разговора с хуторским десятским (десятский – полицейский служитель в сельской местности, избиравшийся из местного населения в Царской России) узнал, что от Лукерьи, которую в деревне прозывали «живые мощи», «никакого не видать беспокойства; ни ропота от нее не слыхать, ни жалоб». Десятский тоже отметил благодарность Лукерьи Богу за все: «Сама ничего не требует, а, напротив, – за все благодарна».

Лукерья непрестанно благодарит Господа за все в жизни, исполняя заповедь Спасителя: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5 : 18).

Фото 6 (1).jpg

А через несколько недель рассказчик узнал, что Лукерья умерла. Смерть пришла за ней, как она и говорила, «после Петровок». Люди, которые были около Лукерьи в день ее кончины, рассказывали, что «она все слышала колокольный звон, хотя от Алексеевки до церкви пять верст с лишком и день был будничный. Впрочем, Лукерья говорила, что звон шел не от церкви, а «сверху». Вероятно, она не посмела сказать: «С неба».

Так отошла в Жизнь Вечную светлая и чистая душа Лукерьи. Душа устремилась ко Господу, имя Которого она призывала день и ночь.

Елена Детинина 8 ноября 2023
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить