Когда проходит «вечная любовь»…


Фото 1 (31).JPG
svadba.pro

Для многих современных, даже глубоко воцерковленных, семей существует реальная проблема – проблема развода. Некоторые остроумные семейные психологи даже с горечью шутят, что продолжительность современного брака иногда не превышает срока хранения дешевого молочного йогурта из ближайшего супермаркета. К сожалению, подобные пессимистичные шутки подкрепляются реальной статистикой. По официальным статистическим данным, в 2021 году в России распалось 70% браков, в 2020 году – 73%. Для сравнения, 30 лет назад распадалось 42% брачных союзов, а 70 лет назад всего лишь 4%.

Надо понимать, что подобные математические выкладки если и не говорят о крахе традиционного брака, то ярко иллюстрируют изменения, происходящие с институтом брака и семьи. Не секрет, что воцерковленные религиозные семьи, хоть и статистически малочисленные, отличаются крепостью брачных уз. Однако, как это ни странно, угроза разрыва семейных отношений является столь же актуальной и для глубоко религиозных людей. Реагируя на изменяющийся контекст, социальный, политический или исторический, мудрый человек сделает соответствующие выводы, а глупый, к сожалению, будет плыть по течению, забывая о собственных принципах и убеждениях.

Почему так распространены разводы? Почему развод может оказаться реальностью даже для самого верующего семьянина? Ответ предельно сложный и довольно простой одновременно. Если не вдаваться в глубины антропологического анализа и социологической статистики, теологических размышлений и философской рефлексии, ответ очевиден: брак и семья за последние два столетия претерпели ряд фундаментальных изменений. И здесь проблема не в маргинальных узаконениях однополых браков или таком странном феномене, как чайлдфри. Нет, указанные негативные явления в действительности оказываются парадоксальным следствием социальных изменений.

Брак и семья за последние два столетия претерпели ряд фундаментальных изменений

Дело в том, что за последнее время брак как социальный институт постепенно перешел из сферы публичного в область частного (индивидуального). Кстати, чуть раньше это стало происходить и с религией, буквально с XVII столетия. Именно оттуда пришла к нам классическая формула «Религия – дело частное». В действительности этому социальному кредо, которое знакомо любому грамотному школьнику, не так много лет. Вы скажете, объяснение с помощью «перехода из сферы публичного в область частного» совершенно абстрактно и невразумительно.

Однако если привести ряд исторических примеров, мы быстро проникнемся смыслом изменений. Как выходили замуж или женились наши прабабушки и прадедушки в дореволюционные времена? Это были исключительно сословные (внутриклассовые) браки, которые полностью контролировались семьей и окружающим обществом (крестьянская община, аристократический круг или мещанская среда). Сохранность брака была важнейшим вопросом стабильности общества и им же обеспечивалась, поэтому разводы были единичными случаями, чаще всего с оттенком скандальности. Более того, семейное право в дореволюционной России было сферой интересов не только государства, но и Церкви. Бракоразводные процессы совершались на уровне духовных консисторий (аналог нынешних духовных управлений) и Святейшего Синода. Здесь мы видим реальное публичное попечение об институте брака со стороны государства, Церкви, общества. Развод считался насущной социальной проблемой, угрожающей фундаментальным устоям традиционного общества, к которому уж точно нельзя было подойти с фразой: «Ничего страшного, разведусь, найду себе нового мужчину». При всех внутрисемейных проблемах, которые существовали в те времена, брак цементировался чтимыми традициями, обществом, Церковью.

Фото 2 (34).JPG
arnfoto.ru 

Что происходит сейчас? Ответ заключен в одном предложении: брак стал делом частным, индивидуальным, приватным, со всеми вытекающими отсюда последствиями… Общество в современности разобщено и дезинтегрировано, оно уже не может выстроить единой ценностной линии. Хотя государство отвечает за правовой минимум с точки зрения семейного права или ювенальной юстиции, современные правительства в браке интересует, будем честными, лишь демографический момент. Церковь, как и другие религиозные организации, в светских государствах лишена права голоса, у нее отобрана возможность влияния на социальные и политические решения.

Брак стал делом частным, приватным, со всеми вытекающими отсюда последствиями

О чем свидетельствуют вышеперечисленные факторы? Современный молодой человек в ситуации выбора своего брачного будущего остается в одиночестве. Теперь ни общество, ни государство, ни община, ни класс, ни сословие не ответственны за наше брачное состояние. Вся ответственность полностью ложится на плечи каждого представителя современной молодежи.

Да, действительно, как уже отмечалось выше, в сугубо религиозных семьях, пребывающих в рамках церковных общин, существует больше шансов сохранить брак, потому что в пределах прихода поддерживается благоговение и пиетет к семейным ценностям. На самом деле это реальная фундаментальная поддержка. Однако и в воцерковленных семьях существует множество проблем, на которые с некоторой долей самомнения неопытные супруги реагируют легкомысленной фразой: «Как мы можем развестись, если мы венчаны?». Стоит напомнить, что венчание – благословение Божие, получить которое считается святой обязанностью для каждого семейного православного христианина. Вонмем! Венчание – не панацея от брачных проблем и, к сожалению, не каменное (стопроцентное) препятствие для совершения развода.

Венчание – не панацея от брачных проблем и, к сожалению, не препятствие для совершения развода

Что же делать в таком случае? Как себя уберечь в век социальной незащищенности брака и семьи? Ответ опять же насколько простой в теории, настолько и сложный на практике. Если большая часть ответственности в браке лежит на супругах, а традиционные социальные институты в этом деле небольшие помощники, то все зависит от нас самих и от наших усилий. Используя современный язык экономики, мы должны совершать постоянные инвестиции (вложения) в брак и семью – моральные, духовные, психические, интеллектуальные, физические.

Семейное благополучие может быть достигнуто лишь посредством сильной мотивации и постоянных усилий. Только по-настоящему вовлеченный в процесс семейной жизни христианин способен добиться положительного результата. Надо помнить, что в христианской аскетике обретение добродетели происходит долговременно и постепенно, отсюда такая популярность образа лестницы. Святоотеческая аскетика стадиальная по своей сути.

Фото 3 (32).JPG
mykaleidoscope.ru

Резюмируя вышесказанное, можно отметить две важнейших ступени в стратегии достижения семейного благополучия. Первой ступенью являются глубокий анализ, рефлексия, понимание текущих проблем. Интересно, что знаменитая древнегреческая максима «познай себя сам» в святоотеческой традиции приобрела этические и аскетические оттенки «испытывай себя сам».

Вторая ступень предполагает продолжительный и стадиальный процесс движения к достижению цели семейного благополучия. Этот трудный путь является одновременно и дорогой ко спасению. Надо отметить, что христианская традиция, знакомая со множеством падений и неудач, призывает обсуждать свои проблемы с опытными наставниками и обращаться за советом к духовнику.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить