«Когда великий человек достигает успеха, он разочаровывается»

Беседа с протоиереем Андреем Ткачёвым об успехе и христианском понимании этого слова. Как относиться к чужому успеху, чтобы он не выводил из равновесия, не вызывал зависти, а помогал расти? Почему многие великие писатели, которые не были православными христианами, разочаровывались в успехе и закрывались от внешнего мира и суеты?

1 (67).jpg

– Почему человек так стремится к успеху? Откуда в нас это желание?

– Перед человеком стоит задача самореализации и духовного роста. Человек испытывает необходимость переживания своего бытия. Я думаю, что здесь все согласятся с этой формулировкой. Ведь человеку хочется чувствовать, что он живет, а не прозябает, живет полной жизнью, а не половинкой и не четвертью, правда? Как раз вся эта полнота представляется людям в категориях внешнего успеха. Например, успешный человек управляет своей яхтой или сидит в кабинете, где располагается его успешная фирма. У кого-то на пальцах блестит бриллиант. В таких категориях человек и чувствует некий ответ на свое отчаяние. Отчаяние глубокое, а ответ – ноль! А людям, повторюсь, хочется полноты бытия. И исполнение этой полноты они представляют в красивой, внешне эффектной жизни. Голливуд. Раньше это были золотые фиксы, а сегодня – это бриллиантовый перстень. Ведь запросы постоянно растут, требования усиливаются. Бизнесмен хочет обосноваться в офисе на Манхэттене.

– Отец Андрей, допустим, что все так. Но удовлетворение жажды полноты бытия через офис с шикарным видом из окна – разве это так плохо?

– Если бы это было не так, то среди миллионеров не было бы самоубийц, а среди топ-моделей не было бы кокаинисток, морфинисток. Но они все несчастны, потому что гонятся за эфемерными образами и достигают какой-то пошлятины. Все это слишком известно, чтобы мы тут уходили в конкретные примеры. А у Церкви есть настоящее и подлинное благовестие, которое раскрывается как раз в той самой полноте, о которой мы говорили выше. Наше исповедование очень простое. Есть Господь, Он Хозяин жизни, Который всех терпит. Кем бы ты ни был. Ему не важно, кем ты трудишься: садовником, менеджером в фирме – у тебя есть возможность достичь полноты жизни. Но есть одно важное условие. Сделать это можно только с Богом! И здесь очень важно заметить, что в Церкви очень хорошо себя чувствует одновременно и очень богатый, и очень бедный, и многодетный, и бездетный, и очень старый человек, и очень молодой. В Церкви, что очень важно, нет классового, имущественного, социального деления. Сюда приходят по мере прикосновения сердца к тайне Иисуса Христа. Потому что Христос – это Спаситель. В Церкви есть место для каждого человека. И бедный человек, и богатый начинает смотреть на свое материальное положение иначе. Важно понимать, что у Церкви нет рецептов личностного роста в пошлом понимании. Но есть внутреннее благовестие. Оно способно сделать счастливым всякого человека.

– Многих людей поражает образ жизни тех, кого Церковь считает святыми. Вы недавно рассказывали о преподобном Гаврииле (Ургебадзе). Он спал на кладбищенских плитах.

– Великие идеи требуют великих людей. Не стеснялись же коммунисты, которые ставили своей целью проповедь будущего комфорта для всего человечества, своих приемов. Они хотели построить коммунизм. Но не стеснялись же они ради достижения своих идеалов ставить в пример Рахметова из романа «Что делать?». Он спал на гвоздях. Ленин прочитал с карандашом эту книгу двенадцать раз. Рахметов не просто так спал на гвоздях, он закалял себя для будущих страданий. Аскетизм неизбежен и неумолим, когда речь идет о великой идее. Посмотрите на известных спортсменов, которыми восхищаются ваши перепуганные светские люди. Возьмите интервью у любого из них. Вы узнаете для себя много тяжелых и неожиданных подробностей из их жизни. Вот, например, Александр Карелин. Он рассказывал о себе, что он не спал, не пил, не ел. С него семь потов сходило во время тренировок. Он же сказал мальчишкам, которые пришли на тренировку: «Вы можете быть лучше меня, но только тренируйтесь больше, чем я. А я тренировался всю жизнь».

Аскетизм неизбежен и неумолим, когда речь идет о великой идее

Если вы восхищаетесь кем-нибудь, тогда посмотрите, пожалуйста, как жил этот человек. Сколько ученый провел безвылазно в своих лабораториях, библиотеках. Поймите, что за любым великим делом стоит великий труд. Это очень элементарно. Даже если человек влюблен в образ современного европейского бизнесмена. Прочитайте трилогию Драйзера, состоящую из трех романов: «Финансист», «Титан», «Стоик». В последней книге хорошо раскрыт образ мужественного, терпеливого, упорного человека, который шел вперед как паровоз. Так что страхи светского человека перед моральными и аскетическими требованиями неуместны. Спросите у хорошего пианиста, сколько часов в день он сидит за инструментом. У скрипача спросите, сколько он проводит времени со своим инструментом. У любой фигуристки спросите, сколько лет она отдала льду, чтобы виртуозно исполнять свою программу.

2 (62).jpg
Источник: sportbox.ru

А если мы говорим о Царствии Небесном, то здесь должна быть своя нагрузка: свои книги, свои спортзалы, свой пот, свои библиотеки. Если кто-нибудь боится этого, то мы должны констатировать, что в нашем обществе распространился слишком «хомячный» образ жизни. Человек грызет в своем углу морковку в тепле, комфорте. Смысл жизни хомяка – это «пожрал, поспал и сдох». Видимо, такой образ жизни завоевал мозги слишком большого количества людей. Поэтому, когда они встречаются в своей жизни с аскетизмом, с подвижничеством, они пугаются. Они не только в Церковь не идут, они и в армию не идут, спортом не занимаются, в горы не идут, в библиотеку не записываются. Они только в бар идут, в солярий и на маникюр. Это просто внутреннее фиаско.

– Можно ли заинтересовать людей, привести их ко Христу через биографии успешных христиан? Тот же Серафим Вырицкий…

– Нам не дано предугадать, как можно пробудить и расшевелить отдельно взятого человека. На любой замок есть отмычка. К любому сердцу есть свой тайный ключик. Конечно, это будет слишком банально, если мы скажем: хочешь быть бизнесменом – смотри на Серафима Вырицкого. Это скорее бизнесменам нужно говорить и рассказывать о таких примерах. Ты бизнесмен? Посмотри, какие были бизнесмены. Ты доктор? Посмотри, были такие доктора, как Лука (Войно-Ясенецкий). Такие образы нужно предлагать уже состоявшимся людям, которые уже нашли себя в профессии, которые уже делают серьезные дела. Чтобы они знали, что их профессия не противоречит Христу. Они занимались бизнесом, но еще смогли достичь больших высот в духовных вещах. А простого человека раскачать такими примерами трудно. Нужно другими методами действовать, нужно другие отмычки искать. Митрополит Антоний Сурожский повторял такие слова: «Никто не сможет отвернуться от мира и устремиться к небу, если он хотя бы раз в жизни не увидит в глазах другого человека отблеск настоящего неба». Нужен зажигающий пример, который останавливает человека и переворачивает его сознание. Это может быть старушка, отрок вроде Алеши Карамазова, пастырь Церкви либо неотчаивающийся солдат, лежащий в больнице с тяжелыми ранениями. Для того чтобы повернуть наши глаза в другую сторону, нужен пример.

– Отец Андрей, как научиться не завидовать чужому успеху?

– Вопрос в том, чтобы вообще не завидовать. Это зависит от состояния ума человека, потому что завидует человек мелкий. Кем бы он ни был, но зависть присуща мелкому душой человеку. И глупому еще, я бы добавил. Потому что, если вы вникнете в жизнь человеческую, вы поймете, что она полна страданий, неисполненных надежд, тайной и явной боли. Завидовать некому. Хотя бы с той точки зрения, что все умрут. Завидует тот, кто ничего не предпринимает, чтобы подняться над самим собой, но при этом завидует тому, кто поднялся над собой. Он хочет результата, но не хочет плодов. Хочет обрезывать виноградные кисти, но не спешит окапывать виноградник. Такой человек бежит от личного креста.

Если вы вникнете в жизнь человеческую, вы поймете, что завидовать некому

– Все же про святых, на которых хочется равняться. Если есть такое желание, с чего правильнее начать? Как изменить себя в лучшую сторону?

– Прежде всего нужно, чтобы у человека для начала появился вектор вверх, чтобы человеку захотелось быть лучше. Тогда он будет искать тех, кто стал лучше, у кого получилось. Вот здесь жития святых уже помогают. Там мы найдем любых людей, которые смогли подняться в духовном плане, будучи такими же, как и мы. Но желание подражать появляется после того, как сердце вспыхнуло. Пока сердце не вспыхнуло, никто никому не будет подражать. Все, наоборот, будут считать счастливыми жуликов, воров, эстрадных персон. Вся тайна заключается в зажженном сердце.

В большинстве своем из-за того, что мы «ленивы и нелюбопытны», как говорил Александр Сергеевич Пушкин, Господь Бог заставляет нас двигаться к духовным высотам через скорби. Скорби – это последний аргумент Господа Бога, чтобы человек поднимался над собой.

Скорби – последний аргумент Бога, чтобы человек поднимался над собой

– На Западе, в частности в американской культуре, благосостояние человека рассматривается как Божие благословение. Сэлинджер, Апдайк, другие авторы размышляли об этом. Как с этим обстоят дела у нас?

– Это разные матрицы отношения к жизни. Пушкин писал: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Трудно найти такие строки…

– Байрон поехал умирать за греков.

– Поехал, согласен. Хотя по поводу Байрона можно много чего сказать. Байрон – это заразная мятущаяся фигура. Он заразил целое поколение своей тоской и печалью. По типажу – это падший демон. Он отравил частично Пушкина, но Пушкин был слишком здоров, чтобы отравиться до конца. Лермонтов был отравлен Байроном в большей степени. Байронизм – это бегство от себя. Байрон поехал в Грецию, чтобы сбежать от себя, от своей Англии. Это как в «Евгении Онегине», где рассказывается про охоту к перемене мест. Когда человек весь мир объездил, чтобы скрыться от себя самого, но так и не скрылся. Скарлетт О'Хара в «Унесенных ветром» говорила: «Никогда в жизни я не буду голодать. Я сделаю все, чтобы не быть бедной». Вот таких слов русские герои не говорят. Они готовы страдать и голодать, лишь бы на сердце было спокойно. Но заметьте, вы Сэлинджера привели в пример, а ведь он закончил свою жизнь отшельником. Сразу после оглушительного успеха он стал почти монахом. Оборвал все свои связи и пришел к необходимости отшельнического образа жизни. Хотя никогда об этом не мечтал, а мечтал о свободе и славе. Потом была война, литературный успех, потом он скрылся от всех и посчитал, что все остальное – это мышиная возня. Точно так же поступил Бобби Фишер. Стенли Кубрик таким же образом поступил. Все уже позабыли, как выглядит этот великий кинорежиссер.

3 (53).jpg
Дж. Д. Сэлинджер

Отшельничество, попытка скрыться лежит в основе подлинного, глубокого успеха. Когда великий человек достигает успеха, он разочаровывается. Он понимает, что это не то, к чему он стремился. Совсем не то, чего он хотел. И такой человек отходит от мира, который раньше так хотел завоевать. Все культуры (западная в частности) знают об опыте неизбежного отшельничества. Просто в православии, чтобы стать отшельником, не нужно становиться успешным писателем. Можно сразу стать отшельником. Можно, конечно, стать великим гроссмейстером, добиться признания, а потом уже оборвать телефон. Но можно и сразу оборвать телефон и стать отшельником. Православные додумываются до сути гораздо раньше, чем многие западные гении. Западные гении только в конце пути добиваются частичных ответов на свои глубокие вопросы. Православный человек достигает этих ответов сразу. Конечно, при правильном устроении ума.

Беседовал Никита Филатов

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить