«Лучезарный Ангел». Фестиваль доброго кино

О том, каким фестиваль был в этом году, о будущем и настоящем кино о вере, об истинном христианине Тарковском, о тех, кто должен делать православное кино и телевидение в России, и о том, что общего между нерадивым крёстным и неподходящим фильмом, рассказывает член Духовного экспертного совета фестиваля «Лучезарный Ангел», настоятель московского храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.

1.jpg
Фото: center-otkrytie.timepad.ru

– Отец Федор, в этом году в 20-й раз состоялся фестиваль «Лучезарный Ангел». А для Вас он первый?

– Да, в прошлом году совершенно неожиданно для нас двое из моих детей выиграли призы «Лучезарного Ангела». Старший сын Илья Бородин занял третье место в жанре короткометражного художественного фильма с картиной «Продавец грез». Это его дебют и одновременно выпускная работа с курсов ВГИКа. А дочка Анастасия учится в Государственном институте телевидения и радио, сняла курсовую работу на втором курсе, и неожиданно эта работа завоевала приз «За раскрытие глубокого чувства веры и преображения человека» за фильм «Раю, мой раю». Еще один мой сын учится на художника-постановщика. Так получилось, что мы в семье погружены в кино. Вот и меня в 2023 году пригласили в экспертный совет фестиваля.

– Как меняются фильмы и их количество? Фестиваль ищет доброе кино. А меняется ли само понимание доброты с годами – вот сегодня актуально говорить о таких ценностях, завтра – о других? На что, как говорится, тренд?

– У нас есть несколько православно ориентированных фестивалей, но «Лучезарный Ангел» – самый крупный и самый большой по количеству участников. Участников фестиваля становится всё больше, заявок приходит всё больше. Есть много создателей кинолент, для которых сама тема фестиваля – доброе кино – важна и близка. Для них заработок не является главной целью. Они понимают ответственность художника и хотят сделать что-то важное. Таких людей в современном киномире становится всё больше, и это очень отрадно. Есть такая знаменитая пословица: «Чем всю жизнь сетовать на тьму, лучше зажечь хотя бы одну свечку». Людей, которые пытаются что-то сделать, человечных, добрых, становится все больше. Но, к сожалению, и фильмов, где постоянно льется кровь, совершается насилие, присутствует жестокость, тоже много, потому что это продается, это окупается, это нужно рекламодателям. Мы знаем этот порочный круг. А о простом, обычном человеке мало кто говорит. А ведь он и является главным героем нашей жизни. Когда особенно молодой человек пытается смотреть какой-то фильм, ему предлагаются сплошные разборки, разврат, предательство, цинизм, которые подаются как нормы успешного прохождения через жизнь.

2.jpg
Кадр из фильма «Раю, мой раю»

Иногда и не знаешь, что посмотреть с детьми, смотришь старое кино, где такого еще не было. Тогда творцы были другие, и они выражали важные христианские ценности. Сейчас, к сожалению, сбывается то, о том говорил Ницше, что невозможно вывернуть из-под ног европейца христианство и дальше пользоваться христианской моралью. А те люди, которые борются с этим, буквально борются за душу человека, с моей точки зрения, они делают дело Божие. Нравственный выбор осуществляется внутри личности, а уже из этих личных выборов складывается выбор общества, что допустимо, а что нет. Когда человек сталкивается со светом, добром, с правдой, с самопожертвованием и видит это в качестве примера, есть надежда, что он будет строить свою жизнь по этим примерам. А поскольку книг сейчас читают всё меньше, а в экран смотрят всё больше, то это можно назвать главной проповедью добра. Она должна перемещаться из книги на экран, иначе мы просто всех потеряем.

Поскольку книг сейчас читают всё меньше, а в экран смотрят всё больше, то хорошее кино можно назвать главной проповедью добра

– Расскажите о фильме-участнике, который Вас поразил и восхитил?

– Таких фильмов было несколько. Победителем фестиваля в главной номинации стал фильм «У самого Белого моря» Александра Зачиняева. Прекрасный фильм, очень красиво снят, его я бы обязательно рекомендовал посмотреть. Там очень качественная режиссерская работа, играют очень хорошие актеры. Это фильм о мальчике, который после ухода отца живет с огромной дырой вместо сердца, и ему так тяжело взрослеть.

Еще мне очень понравился фильм «Папы», который составлен из нескольких линий разных режиссеров, где рассказаны разные жизненные истории. И там в числе прочих есть замечательная история, где пожилого актера играет Юрий Стоянов, которого нанимает молодая женщина, чтобы он сыграл ее папу на свадьбе. И в итоге он сначала выступает продажным актером, а потом отказывается участвовать во лжи.

3.jpg
Кадр из фильма «Война и мир отца Зосимы»

Хороший телевизионный документальный фильм «Война и мир отца Зосимы» о святом наших дней, который почил в 90-е годы. Это был монах из Донецкой области, который создал монастырь на месте приходского храма. Удивительно, что есть много монастырей, которым по много сотен лет, у них есть история, традиции, а монашествующих там по 15–20 человек. А отец Зосима создал монастырь, где уже при нем было около 200 монахов. Настолько он мог показать истинное христианство, что к нему приходили и хотели жить с этим человеком. Он совершенно удивительный человек.

Особо хочу отметить документальный фильм «Боже! Чувствую приближение Твое!» режиссеров Николая Бурляева и Дмитрия Чернецова. Он рассказывает о Тарковском как о верующем человеке. Мы привыкли смотреть на него как на гения кинематографа. Бурляев был ему очень близок и справедливо считает его во многом своим учителем.

4.jpg
Кадр из фильма «Боже! Чувствую приближение Твое!»

Еще мне запомнился документальный фильм «Защитники духа» режиссера Александры Богучарской о небольшой группе людей, которые ездят по заброшенным селам Русского Севера и снимают разрушающиеся храмы, некоторые из них, может быть, в последний момент. Их даже никто не может законсервировать, потому что в этих селах просто никто не живет.

Есть еще хороший мультфильм «Исчезающий папа». Он не выиграл приз, но я очень советую его показывать молодым семьям и молодым людям. Чаще всего у нас семьи распадаются, потому что проблемы мужа и жены заслоняют все остальные проблемы. И никто, к сожалению, не думает, насколько это страшный удар по детям. А фильм показывает трагедию семьи глазами ребенка. Очень талантливая и оригинальная работа.

– Каким критериям должен соответствовать фильм на заявку? Обязательна ли тема веры, религии?

– Достаточное количество фильмов было отсеяно, потому что там была матерная брань. Это ужасно, отвратительно, люди перестали понимать, что мат – это маркер, который отчеркивает линию, за которой не может быть культуры и искусства. Мат разрушителен для личности, потому что он уничтожает возможность молиться. Матерящийся человек не молится. Были случаи на фестивале, когда в фильме было единственное матерное слово и создатели не хотели его убирать, потому что считают, что оно несет художественную ценность. Тогда приходится исключать фильм из конкурсной программы.

Конечно же, на фестивале не может быть показана сцена разврата. Помимо этого, фильм должен быть сделан профессионально и качественно.

Основной голос не у экспертного совета, а у профессиональных киносоздателей, тех, кто в этом разбирается. Глядя на работу профессионального жюри, я заметил, какой я в этом деле дилетант. Я больше обращал внимание на эмоциональные вещи.

Тема религии и веры желательна, но не обязательна. Хорошее кино – это совсем не обязательно колокола и купола. Самое главное в христианстве – это Христос и то, как Он предлагает нам жить. Настоящее кино о том, как нам жить в христианстве.

Хорошее кино – это не обязательно колокола и купола. Настоящее кино о том, как нам жить в христианстве

В 1991 году на занятиях по нравственному богословию в семинарии Троице-Сергиевой лавры мы изучали «Капитанскую дочку». Это роман, где среди действующих лиц нет священнослужителей и монашествующих, тема религии присутствует постольку-поскольку, но тем не менее это выдающее христианское произведение. Или «Детские годы Багрова-внука» Аксакова. Там религиозные вопросы освещаются вскользь, но эта тема все равно присутствует.

5.jpeg
Кадр из фильма «Капитанская дочка»

И на фестивале нет такого критерия, чтобы герои фильмов обязательно были священнослужителями и монахами. Большинство христиан живет не в храме, а приходит туда по возможности в воскресный или праздничный день. В остальное время человек живет обычной жизнью и должен научиться в любой ситуации быть христианином. Я вот служил в армии два года и в храм за это время попал только два раза. Как мне было оставаться в армии христианином? Это вопрос мой к Богу или Бога ко мне. Фильмы как раз об этих сложных нравственных вопросах.

– Достаточно ли православного кино сейчас снимается? Если нет, то что мешает? Кому неинтересно это производство?

– Вопрос в том, кто руководит нашими главными телеканалами. Если руководят люди, у которых самих по несколько жен и в каждой оставленной семье по ребенку, то такие люди не понимают, что такое семья, и они будут финансировать и продвигать сериалы с такими же взглядами на отношения между людьми. Вообще я за то, чтобы любыми руководителями в России были люди с одним браком, у которых не менее трех детей. Это должен быть человек, который не предал, потому что любой развод – это предательство. Раньше у нас понимали, что измена – это измена. Конечно, бывают разные обстоятельства, не всегда одна сторона виновата. Бывает так, что мужчина хороший семьянин, а жена взяла и ушла от него. Но тем не менее люди, которые принимают решения о том, что показывать, должны быть нравственно кристально чистыми. Например, кристально чистым человеком с незапятнанной честью является телеведущий Николай Дроздов.

Такие люди должны говорить, что сериалы про, простите, эскортниц не будут показывать по телевизору, чтобы дети не подумали, что это образец жизни. Или сериал «Бригада», который имел колоссальный успех. Это ведь сериал про подонков, которые заплатили за это. Но для многих зрителей он стал примером того, как можно отбирать чужое и за счет этого шикарно жить.

Да, рекламу больше покупают на сериалах про падших женщин и бандитов, но это не должно быть условием твоего выбора. У нас есть доброе кино о вере и семейных ценностях, просто его не пропускают. Дело в том, что создание любого фильма требует колоссальных затрат. Когда мои дети снимали свои фильмы, мы столкнулись с тем, что даже снять короткометражный художественный фильм очень непросто, нужно специальное оборудование, освещение. Всё это очень большие суммы. Нужно выделять средства на хорошее и доброе кино, а не на злое. Задача кино и телевидения – формировать людей с хорошим нравственным вкусом и ставить профессионалов в руководство, чтобы они соответствовали этим критериям. Тогда они не допустят лишнего, а если допустят, то минимально. Так должно быть в телевидении и кино.

Задача кино и телевидения – формировать людей с хорошим нравственным вкусом

– Сложно ли выбирать, судить фильмы на «Лучезарном Ангеле»? Какие критерии были лично у Вас? И правда ли, что фильм-победитель видно с первых кадров?

– Никто от меня не ожидал и не требовал профессионализма в этой области. Я был членом экспертного совета. Но тем не менее в жюри мое мнение учитывалось, я имел такой же голос. Мне действительно было трудно. Сказать человеку, что его фильм не подходит нашим критериям, нелегко. А человек может быть далек от Церкви, от религии, и он не понимает, почему его фильм не взяли. Это трудность, с которой священник сталкивается постоянно. Одно из первых крещений, которое я совершал, происходило так: человек, который вызвался быть крестным, когда я дал ему читать «Символ веры», всё время даже не смеялся, а ржал в голос. Ему казалось, что это всё очень смешно. И когда я сказал ему, что он не может быть крестным, он страшно обиделся. Никто не может дать больше того, чем обладает сам, и если один из главных текстов христианства вызывает у него смех, то значит человек читает его первый раз и не может быть крестным. Или когда говоришь людям, что им рано венчаться. Жена хочет венчаться, а для мужа это похоже на сказку, и он ни во что не верит. А мне нужно будет брать их за руки и трижды водить вокруг аналоя, на котором будет лежать Евангелие. Это значит, что их единство будет построено на том, что написано в этой книге. В этом суть древнего красивого обряда, а один из супругов Евангелие даже не читал. Поэтому с такими вопросами священник сталкивается постоянно. Но по поводу фильмов я первый раз был вынужден отказывать. Некоторые картины мне было действительно жалко, потому что там была всего лишь одна неприличная сцена или один раз герой выругался. А всё остальное хорошо, я бы даже показал эти фильмы своим детям.

С полным списком лауреатов фестиваля 2023 года можно ознакомиться здесь: ЛАУРЕАТЫ XX Международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный Ангел» – Лучезарный Ангел (luchangela.ru).

Беседовала Алина Темнова

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить