Несколько мыслей по поводу Дня народного единства

В День народного единства у меня созрело несколько мыслей в отношении глубинного значения этого торжества. Для всех нас очевидно, что, когда представители государственной власти на заре российской демократии (1995 г.) установили день воинской славы (День народного единства), его дата (22 октября по ст. ст.) была приурочена не только «к взятию воинами народного ополчения под предводительством нижегородского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского штурмом Китай-города». По всей вероятности, федеральная власть при установлении этого государственного праздника сообразовывалась как со славными страницами исторического прошлого нашей страны, так и с русской православной традицией. Совершенно объяснимо, что для каждого христианина России дата 22 октября (4 ноября по н. ст.) прежде всего связана с почитанием образа Богоматери «Казанская» («Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году» восходит к распоряжению царя Алексея Михайловича от 1649 г.). Если само празднество может восходить к нескольким истокам, то, следовательно, оно может иметь и несколько смысловых уровней.

Фото 2.jpg

Однозначным можно считать социально-политический смысл праздника: такая многонациональная и многоконфессиональная страна, как Российская Федерация, декларирует единение своих граждан, принадлежащих к разным этносам и религиям. Каждая народность отражает свой уникальный культурно-исторический опыт, являясь неотъемлемой частью России. Здесь заложен возвышенный замысел, способствующий интеграции российского общества. Эта весьма вдохновляющая тема сплоченности и единения российских граждан напомнила мне об одной примечательной цитате из Священного Писания Нового Завета: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3: 28). По моему мнению, для ответственного православного христианина День народного единства должен истолковываться через призму этих слов святого апостола Павла. Напомним об историческом контексте этой фразы.

Апостол Павел не отрицал этническую, гендерную, социальную принадлежность той аудитории, к которой обращался. Напротив, из истории религиозной дискуссии апостола с иудействующими христианами (первохристиане, продолжавшие соблюдать все ветхозаветные предписания) мы знаем, что «апостол язычников» предельно здраво и трезво расценивал всю мощь таких факторов, как этнос, пол, социальный класс, определяющих жизненный путь человека. 

Но мысль святого апостола была проста и однозначна: человеку ничто не может помешать идти за Господом Иисусом Христом, не существует внешних ограничений и препятствий, чтобы стать нравственной личностью. Хорошим человеком его делает нравственный (экзистенциальный) выбор, а не происхождение. Как следствие этого тезиса, именно через этическое поведение человек сможет проникнуться истинным уважением и искренней любовью (греч. ἀγάπη) к другому представителю иного этноса, или противоположного пола, или стороннего социального класса.

Человеку ничто не может помешать идти за Господом Иисусом Христом

Несомненно, для любого российского христианина как добропорядочного гражданина важны социально-политические смыслы, заложенные в Дне народного единства: Россия как многонациональная и многоконфессиональная страна, сплоченность и единение российского общества. Однако эта благородная декларация будет действительно исполнима и по-настоящему реализуема, когда каждый гражданин будет следовать путем нравственности, законности, ответственности. Когда каждый человек, именующий себя христианином, изберет руководящим правилом жизни путь Христов…

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить