Окно в другую реальность

О творчестве художника Бориса Шаманова

В знаменитом советском фильме «Доживем до понедельника» учительница литературы, не узнавшая строчек стихотворения Евгения Баратынского, чуть ли не презрительно замечает: «Никто не обязан знать всех второстепенных поэтов». Эта странная тенденция делить авторов на степени (как на сорта) существует, увы, до сих пор, в том числе, когда речь заходит об изобразительном искусстве.

Фото 1.jpeg
Борис Шаманов

Но если вглядываться, изучать в историю изобразительного искусства, можно увидеть, как тот или иной художник, впитывая опыт предшественников и замечая находки современников, своим собственным творчеством наполняет и обогащает наше культурное пространство, приоткрывает и помогает понять что-то о нашей жизни.

А еще настоящее искусство так или иначе, пусть далеко не всегда напрямую, но касается вопросов веры, стремится хоть на одну маленькую часть выглянуть из пространства нашей реальности дальше. Поскольку возможность творить, созидать в человеке – от Бога, значит, настоящий художник наделен некой внутренней чуткостью, позволяющей в той или иной мере раздвигать пространство профанного мира. Это касается в том числе и советских художников.

Подобное можно увидеть и в творчестве Бориса Ивановича Шаманова (1931–2008), Народного художника Российской Федерации. Уроженец Ленинграда, он учился в Высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной, позднее преподавал там, активно участвовал в выставочной деятельности.

Я даже где-то читала, что произведения Шаманова с точки зрения искусства не особенно ценны, а просто интересны как факт, что вот, в советскую эпоху, когда якобы все творчество было только сугубо идеологическое, такое неформальное было возможно. Хотя для советского искусства второй половины ХХ века с его поисками творчество Шаманова вполне в духе времени. А по своему качеству, по художественному уровню работы мастера, безусловно, представляют ценность и стали частью истории изобразительного искусства. Понятно, что в его творчестве можно найти и те тенденции, которые, как говорится, витали в воздухе, и влияние тех или иных мастеров прошлого и современного художнику настоящего, но это нормально для художественного процесса.

2.jpg
«Свирель», 1980 г.

Вот, например, картина «Агава и ананас» 1962 года, в которой можно проследить, как художник изучал творчество Матисса, – стол, опрокинутый на зрителя в обратной, иконной перспективе, сразу вызывающий в памяти стол из картины «Красные рыбы» Анри Матисса, перекличка по изображению растений и даже по некоторым элементам цветового соотношения, рама справа – намек на ширму в работе Матисса «Мастерская художника».

Фото 2.jpg
«Агава и ананас», 1962 г.

Потом, в более позднем творчестве, формальные поиски становятся не так очевидны, хотя, безусловно, присутствуют. Кажется, что художнику важны конкретные формальные разнообразные стилистические моменты не просто сами по себе, а чтобы передать нечто важное, главное. Он уходит в тонкую лирику, а также в глубокое осмысление действительности.

Шаманов принадлежал к тем художникам, которые стремились за явлениями действительности увидеть нечто большее, уловить сокровенное.

Потому художник пришел к своему особенному художественному языку – он вроде бы реалистичный, но вдруг в нем появляются элементы чего-то другого, плоскости разворачиваются, почти как на иконах («Васильки. Зеленая рожь», 1973 год; «Розовые яблоки», 1972 год), и наш внешний здешний мир начинает восприниматься как отзвук другого мира.

4.jpg
«Васильки. Зеленая рожь», 1973 г.

Вот еще показательная работа – «Старая икона», 1971 год. Все изобразительное пространство работы занимает окно. Точнее, даже два окна – за одним мы видим деревню, лежащую в синих предрассветных или закатных сумерках, но, если смотреть с реалистической точки зрения, окно оказывается расположенным очень высоко – слишком широкий пейзаж раскрывается за ним, слишком дальние планы оказываются захваченными кистью художника. Но в задачу художника совсем не входило показать вид на конкретную деревенскую улицу, он стремился донести изобразительными средствами тот факт, что в нашей действительности присутствует не только видимое, очевидное, что можно измерить, классифицировать, измерить и так далее.

Другое окно в этой картине – икона Христа Вседержителя – окно в Горний мир. Причем икона выглядит более материальной, реальной, чем пейзаж за окном, и именно на нее прежде всего падает взгляд зрителя, смотрящего на работу.

У Бориса Шаманова мы видим трепетное отношение к природе, а значит, к созданному Богом миру. Он восхищается этим миром, присущей ему красотой, с которой все, безусловно, связаны. Он умеет видеть глубинную радость, нечто основополагающее, важное – «У родника. Источник», 1969 год.

Фото 5.jpg
«У родника. Источник», 1969 г.

В работах Шаманова присутствуют и традиции русского искусства с его стремлением показать безмерность пейзажа, и элементы сферической перспективы К. С. Петрова-Водкина, позволяющие придать изображаемому глобальные, планетарные масштабы. Символизм, присутствующий в картинах Бориса Ивановича, тоже восходит в том числе к работам Петрова-Водкина.

Как многие художники периода 1970–80-х годов, Шаманов в своем творчестве смотрит и в сторону эпохи Возрождения, это чувствуется в позах, лицах героев его работ. Он стремится уловить и передать гармонию окружающего, и ставит своих героев так, как они могли бы стоять на картинах эпохи Возрождения, придает им соответствующие черты («Портрет дочери в красном», 1981 год; «Сказка. Купавки», 1980-е; «Свирель», 1980 год). Таким образом убираются точные временные рамки, персонажи начинают существовать в некой бесконечности времени…

Фото 6.jpg
«Портрет дочери в красном», 1981 г.

В основном художник пишет деревню, но это не реалистическая деревня Пластова или Сидорова с бытовыми деталями. Деревня становится неким окном, позволяющим художнику смотреть куда-то дальше...

Кстати, Шаманов очень любит мотив окна, он встречается во многих натюрмортах (в том числе в уже упомянутой картине «Старая икона»). Художник много пишет цветы в вазе, огромные яркие букеты, которые порой занимают все изобразительное пространство. Но и здесь работает важный для художника принцип многоплановости. Через натюрморт Шаманов идет к пейзажу, ему важно показать не просто цветы, а пространство, мир, где они находятся. При этом художник чувствовал, что мир этот, как уже говорилось выше, не замыкается в трехмерной реальности, которая ограничивается еще и временными рамками, она гораздо больше. А значит, он все-таки прикасался в своем творчестве к вечности.

Оксана Головко 30 сентября 2024
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить