Первый в мире «Фолк-кемп»: возвращение к истокам музыки

Талантливая сретенская молодежь создает множество проектов и участвует в них. Одна хорошая идея ребят рождает другие, один проект плавно перетекает в другой, такой же яркий, интересный и полезный. Экспедиции «Родной земли», молодежного волонтерского проекта нашей обители, – это не только про поездки, это еще и… про песни. С 2015 года к поездкам на Русский Север сретенских волонтеров присоединился фольклорный ансамбль «Под облаками», чтобы поднимать дух местного населения, добровольческих команд и собирать, исполнять, хранить северные песни. Через некоторое время этот ансамбль создал собственный уникальный проект: «Фолк-кемп», который с 2019 года проходит каждое лето в деревне Большой Бор Архангельской области. Что это за мероприятие и чем оно может быть интересно для современной молодежи, рассказывает организатор проекта, выпускница Воронежской академии искусств и этномузыковед Галина Лукашевич.

1.jpg

– Галина, расскажите, когда появилась идея создания вашего необычного проекта «Фолк-кемп»? Как это связано со Сретенкой?

– Для этого нужно переместиться в 2015 год, когда все участники будущей группы жили в разных городах. Часть людей – в Санкт-Петербурге, часть – в Воронеже, часть – в Москве. Поскольку все специализировались на музыкальной традиционной культуре, а кластер специалистов по этому профилю очень невелик в России, ребята друг друга знали. Обычно знакомятся на фестивалях, конкурсах – наша дружба родом как раз с одного фестиваля. 

И вот однажды, когда дело уже шло к завершению обучения, наш знаменитый товарищ Арсений Симатов позвонил и сказал: «Слушайте, есть крутая идея – вместе поехать попутешествовать, попеть». А мы на тот момент были неофитами совместного пения. Не могли надышаться, насладиться, бесконечно пели, когда встречались. И Арсений говорит: «Мы летом собираемся вместе, съезжаемся отовсюду и едем». Мы еще не знали, что это волонтерско-молодежно-православная поездка. А почему нет? Впоследствии выяснилось, что мы едем на Русский Север, команда едет восстанавливать храмы, а мы едем просто поддерживать их дух, петь песни, что нам очень нравилось.

Мы были неофитами совместного пения: не могли надышаться, насладиться, бесконечно пели, когда встречались

Случилась эта поездка, мы были в полном восторге! Особенно потому, что обыкновенно волонтерские группы оседают в одном месте, а мы за смену объехали все деревни, около 9–12 волонтерских пунктов. Понимаете, это постоянная смена визуального ряда: природы, архитектуры и смена лиц – волонтеров, которые шли калейдоскопом. Мы своими песнями должны были немного вдохновить, воодушевить наших ребят и местное население. 

Для нас Русский Север стал открытием! До того из-за фольклорной практики всем нам уже приходилось бывать в центральной и южной России, и это было что-то современное, обычное, «оцивилизованное». А на Севере же всё остается нетронутым, чистым. Когда ты приезжаешь в южнорусскую деревню, там встречаешь традиционную культуру, пение, чувствуется слаженность какая-то. Визуализация и внешнее тебя не трогает. А тут наоборот. Мы, конечно же, мало записали каких-то этнографических сведений, песен, но и это тоже делали. 

1.jpg

– А с каким репертуаром вы ехали, если тогда это были еще не северные песни?

– Тогда мы ехали с обычным южнорусским репертуаром и получали много замечаний. Вообще, наша главная миссия – рассказать людям, что существует огромное количество русской музыки и одна от другой отличается в деревнях. А местные слышат, что мы на другом диалекте разговариваем, поем. Здесь нужно отметить, что в высших музыкальных учебных учреждениях России на кафедрах народной музыки изучается фольклор определенной местности: в Воронеже изучается южный, в Петербурге – северный, в Москве – центральной России. Соответственно, мы пели для поморов незнакомое. Из Питера наши участницы привезли только одну северную песню тогда – «Поедем-ка, братцы, кататься!». В следующие годы мы решили, что надо выучить побольше песен Русского Севера. 

Интересно, что после этой поездки часть коллектива переехала в Москву, переехали из Воронежа. Поняли, что нам будет хорошо там, где у нас есть друзья. Если бы не было этих ребят, этой истории, мы бы, наверное, вместе не собрались.  

В 2015 году насельник Сретенского монастыря иеромонах Ириней (Пиковский) предложил создать коллектив народной музыки для волонтерских экспедиций на постоянной основе. Встал вопрос, как нам называться. Решили использовать что-то фольклорное. У В.И. Даля есть присказка: «Под темными лесами, под ходячими облаками, под частыми звездами, под красным солнышком…». Мы сократили строчки, и осталось «Под облаками». 

– А уже после переезда, после образования коллектива у вас случались поездки на Русский Север, связанные со Сретенским монастырем?

– Да, ежегодно. Мы уже не могли отказать себе в этой прелести. Однажды получилось, что через два года поездок на третий мы не смогли – это был такой душевный кризис! Тогда поняли, что должны делать все, чтобы там каждый год находиться, навещать старые места. Сейчас эти локации для нас – воспоминания о юности, когда мы были такие беззаботные, еще учились в институтах, нас ничто не держало. Приезжаешь – и как бы проваливаешься в то время. 

Люди Севера очень задумчивые: у них есть время на подумать, поэтому там и песни такие

На следующий год, 2018, после того как мы не смогли попасть на Север, активно искали предлог, чтобы приехать все же в родные места. И решили сделать автомобильный тур. Это называлось «Дорога на Север». Поехали и в старые, и в новые для нас места: по Онеге, по Пинеге. До того мы видели только Онегу и Белое море, а когда очутились рядом с реками Пинегой и Мезень, случился слом сознания! Это как в Грузии Терек. Местные о нем так говорят – наш Терек, он такой-то, наделяют разными эпитетами. И тут то же – когда мы увидели Мезень, вообще не поняли, что произошло. Она такая темная, тяжелая, широкая. Если Онега легкая, несмотря на свой железный цвет и температуру, Мезень вообще другая. Поэтому там песни такие, поэтому там люди такие. Они очень задумчивые: перед тем, как ответить, очень тщательно анализируют информацию. У них там есть время и какая-то психологическая обстановка, которая дает возможность человеку подумать прежде, чем отвечать. 

1.jpg

– И в какой момент родилась идея вашего проекта?

– Нам стало обидно за тех, кто всей это красоты не увидел. За тех, кто спрашивает: как на тот край света-то попасть? А ты не знаешь, как ему ответить. Потому что это не только плацкартом из Москвы, потом ведь на автобусе, потом пешком 10 километров. И потому что комары, холод или жара – это всё людей пугает. Ребята из проекта Сретенского монастыря «Родная земля» ездят сюда коллективами, но этого всего ничего, да и шанс, выходит, есть только у тех, кто как-то связан со Сретенкой, с православием. 

И мы подумали, что мы можем показать молодым людям, как живут люди на Севере. Просто эстетическое в них воспитать, чтобы видели не только коробки в городе. Вот тогда возникла идея фолк-кемпа. У нас даже есть такой слоган: «Увидеть Русский Север не из окна экскурсионного автобуса!» 

У нас был Арсений Симатов с его прекрасным даром заряжать людей идеями. То он скажет: «Да это просто нечто! Да вы не представляете!» И еще это разукрасит так, что подумаешь: «Ну да, почему не попробовать?» Он всегда в нас верил как в этномузыкологов, потому что мы знаем не только музыку, но и ее научную историю. Он напомнил, что эти знания бесценны и мы должны их куда-то выплескивать. Такая жизненная миссия – мы людям открываем это. Еще и от молодежи к молодежи – больший стимул. 

1.jpg

Мы вернулись из «Дороги на Север», а тут смена в «Тавриде» (фестиваль авторских молодежных проектов, для поддержки инициатив государственным грантом). Коллектив сразу зацепился за эту идею, разыгрывался первый грантовый миллион. Мы подумали – надо. И выиграли этот миллион! Идея разрослась до того, что приобрела вид образовательного молодежного выездного лагеря. 

– Расскажите о внешнем воплощении фолк-кемпа, как организовано время и пространство, кто участвует, кем обеспечивается проект?

– В некогда огромной, а ныне совсем небольшой деревне Большой Бор мы организовали пребывание нашего лагеря, фолк-кемпа. Выбрали это место, потому что там сохранились дома еще имперской эпохи. Задумывалось, что участники будут жить в старинных русских избах по всем правилам проживания в подобных домах. А еще там прекрасное местное население. Оно на Севере везде прекрасное, но в Большом Бору еще и достаточно молодое, активное, местные даже способствовали нашему проекту. 

В Большом Бору население достаточно молодое, активное, местные даже способствовали нашему проекту

Мы постарались имитировать идеальную обстановку русской деревни, где жила молодежь еще 50 лет назад. И вот уже второй год у нас это получается делать! Представьте: вечером идет человек 15 – ватага наших ребят, они голосят, смеются, и как будто стало все по-другому – природа зашевелилась, дома задышали. Прошлое и будущее соединились на время проведения этого кемпа, нашего лагеря. 

Мы очень хотели сделать проект для участников бесплатным: ведь люди из провинции, из глубинки не могут себе такое позволить, хотя часто они очень креативны! В первый год, честно, для мероприятия такого масштаба у нас было очень мало денег, этого миллиона за счет средств Росмолодежи было мало – все до копеечки рассчитали. Какие-то моменты пришлось делать на волонтерских началах, и помогли нам в этом местные жители! Они сказали: «Вы нас не обижайте, вы примите помощь, ведь нам столько радости принесли! Нам для вас ничего не жалко!»

И мы со своей стороны стараемся не только приукрасить деревню, но и конкретно помочь им с какими-то необходимыми вещами, которые будут полезны в будущем. В первом кемпе мы просто расчистили какую-то часть домов, в которых никто не жил. Эти дома стали как будто пристанищем не только нам, но и молодежи из «Родной земли», которая теперь там останавливается. Мы навели уют. Но была еще одна интересная идея! 

1.jpg

Мы хотели проводить лекции и мастер-классы в едином большом пространстве. И нашли его на вторых этажах больших северных домов! Потому нашей задачей стало расчистить эти этажи, что далось нам с трудом: еще 100 лет назад там располагалось хранилище для сена и уже около века люди сбрасывают на «чердак» ненужную рухлядь, иногда там и голуби ночуют. Но мы смогли. И получилось не только нам самим проводить мастер-классы, но и местным жителям помочь: теперь эти этажи играют роль и кинотеатра, и комнаты для работы с детьми. Здорово, и было бы хорошо, чтобы такое пространство жило, дышало. 

Во второй год мы поняли, что мы хорошие организаторы, но плохие менеджеры. Мы можем организовать всё под ключ, но делаем это бесплатно. У нас нет предпринимательской жилки. А как мы купим на всех еду забесплатно? И получилось, что нам нужно было разрушать свои стереотипы. Мы долго разговаривали со своей совестью и очень хотели, чтобы оплата для участников была минимальна. Просто чтобы люди там побывали. Но пришли к выводу, что это невозможно.

Ребята это понимают. У нас здравомыслящие люди в проекте, обычно от 20 до 35 лет. Никогда не узнаешь, будет ли интересно человеку то, что интересно нашей команде. А оказалось, что люди разных профессий тянутся к фольклору, к своим корням, к истории Руси. 

Никогда не узнаешь, будет ли интересно человеку то, что интересно нашей команде, оказалось, люди тянутся к фольклору

– А как стать участником фолк-кемпа?

– Так как мы находимся в изолированном пространстве, плюс должны обеспечить безопасность в деревне, организаторы проводят отбор. Нам важна атмосфера, люди должны быть близки по духу. Поэтому да, опрашиваем, это элементарные знания о человеке: где родился, сколько лет, где обучался, кто по профессии. Нам очень важно, чтобы молодые люди понимали, зачем они едут, нам важна их мотивация. Просто отдохнуть – это, конечно, хорошо, но не наше. Участников должна интересовать история, музыка, традиционная культура. К сожалению, эти понятия были очень извращены в советское время… Мы ломаем эти стереотипы и приводим людей к исконному фольклору. 

1.jpg

Для нас это возможность реализоваться профессионально. И свои человеческие потребности утолить – отдохнуть в прекрасной компании, познакомиться. Это труд и отдых параллельно. 

– Расскажите, пожалуйста, о программе. Что ждет участников в 2022 году, если они решат с вами поехать? Какие даты?

– Едем с 16 по 23 июля 2022 года. Программа кемпа состоит из теоретической и практической частей. В теорию входят лекции по этнографии и этномузыкологии. Это теоретические сведения о музыке, о традициях, о быте, веровании, праздниках. Обо всех тонкостях, о которых нельзя узнать из пословиц. У нас есть блок по архитектуре и зодчеству Русского Севера. Обращу внимание, что за каждый блок у нас отвечают специалисты. Я, например, Надя Гусарова, Наташа Прохорова, Настя Тихонова – это специалисты в области этномузыкологии. Арсений Симатов – искусствовед, реставратор икон, путешественник, экскурсовод. Он рассказывает про архитектуру, и у нас организованы экскурсии. Они обсуждают утром теорию, а после обеда, после лекций, мы выезжаем на объекты, где, как говорит Арсений, можно «прочувствовать масштаб». 

Также есть большая практическая часть, которую ведут наши друзья, музыканты. Дима Матвеенко, Захар Прохоров ведут прекрасные мастер-классы по инструментальной музыке. Есть практические занятия по народной хореографии. И большой блок ансамблевого исполнительства. 

За этим многие едут – попеть, побыть вместе. У нас очень много развлекательных обобщающих моментов. Лапта, например, это не на жизнь, а на смерть! У нас сложилась традиция, что, когда мы приезжаем, принципиально не выкашиваем поле для лапты. Мы оставляем для участников. В первый год мы просто не успели этого сделать. И вот один покосил, второй выкосили гигантское поле! Еще есть пространство лекционное, там такие пуфики, соломой набиваем. 

1.jpg

Помимо лапты у нас каждый день вечёрки. Это развлечение для молодежи. Несмотря на то, что мы современные и молодые люди, эта эстетика старинная, целомудренная, какое-то обращение друг с другом очень вежливое. Оно направлено на одно – на то, что люди должны присматриваться к созданию будущей семьи. Это ведь целое искусство, которое мы потеряли. Вечёрка – это одно из простых, но очень скрупулезных ощущений, способствующих пониманию того, какого ты ищешь человека. Начинаются они с того, что вы просто стоите по парам и соприкасаетесь руками. Это момент, когда ты дотрагиваешься и понимаешь – нормально или ненормально. За вечёрку ты со всеми постоял. И это только за руку подержался! Уже о чем-то говорит. Доходило до такого, что, когда все расходились, девочки могли посидеть на коленках у ребят, и это тоже в качестве игры. Это красиво. Ты сел и понял – нравится тебе с ним сидеть, не нравится, это тест, лакмусовая бумажка. И самое главное в этой истории – заставить анализировать ситуацию. Вся эта эстетика очень мудра, что можно просто потанцевать с человеком и все понять. А все, кто танцует первый раз, ничего не понимают. И когда уже 10 дней мы вместе провели, уже на последней вечёрке все понимают – это правда работает! Так у нас есть возможность донести им микроощущения, микроуровень восприятия традиционной культуры. 

Помимо лапты у нас каждый день вечёрки, направленные на то, чтобы люди присматривались к созданию семьи

– А почему назвали так необычно: фолк-кемп? 

– Нам нужно было как-то назвать это мероприятие. Мы понимали, что основная нам нужная аудитория – молодежная. Мы должны подойти с их стороны. Вообще, в русском языке не случилось слова, обозначающего образовательный выезд. Фольклорный лагерь – звучит очень как-то странно, пережитки прошлого. И нам было важно зацепить сразу хоть чем-то молодежь. Мы пошли даже на такое. «Кемп» – слово американское, на Западе это целая идеология с группами поддержки и всем остальным. И как раз про то, что люди приезжают не только отдыхать. Кемп – территория на природе, и при всем при этом есть еще функция образовательного процесса. Фолк – понятно, что-то нам было нужно связанное с традиционной культурой. Этнографический, старорусский… Мы все думали, как это можно перекрутить. И мы пошли по проторенному пути: сёрф-кемпы, йога-кемпы – это было все на слуху. И люди по аналогии откликались на это. Мы приняли решение, что готовы пожертвовать репутацией, и, главное, это сработало. Вот уже четыре года, когда ты говоришь «кемп», уже все знают, про что это. Сработало название, поэтому кемп.

Фольклорный лагерь – звучит очень странно, пережитки прошлого, нам было важно зацепить молодежь

– И что вы делаете, когда приезжаете в Москву? Есть ли какое-то продолжение?

– У нас есть в Москве мероприятия, направленные на привлечение новой аудитории. Нас, например, приглашают ребята из «Фавора» – это при издательстве «Никея» – проводить лектории для их публики, это такой микроотрезок Фолк-кемпа. Туда приходят иногда наши фолк-кемповцы. 

Эти последние два года у нас была презентация фильмов. И мы собирали две вечеринки с просмотром. И вечёрка была, и какая-то музыкальная программа. Если это концерты, к нам приходит минимум 60 человек, потому что уже случилось два кемпа. Если мы работаем по каким-то приглашениям, если это открытые мероприятия, то с удовольствием совмещаем полезное с приятным.

О нас не забывает сретенская молодежь, Духовно-просветительский центр. Потом у нас есть проекты на стыках искусств. Мы приняли решение, что наш сольный концерт – это хорошо, но, чтобы чуть больше охват был, чтобы привлекать молодежь, нам нужно проникать в их форматы. 

1.jpg

Мы в этом году в апреле планируем концерт с синтезом классической музыки и народной, в ДК «Рассвет» будет пасхальный концерт. В нашем исполнении можно услышать духовную музыку, деревенскую и музыку Баха на клавесине. Это идея нашей подруги Веры Воронежской и Руста Позюмского, они прекрасные специалисты в области музыки барокко. И мы решили, что это два полюса, но они могут вместе звучать. 

– Ребята до какого числа могут подать заявки на участие?

– Мы принимаем заявки от участников с 1 апреля до 1 мая 2022 года на нашем официальном сайте. К 1 мая должен быть оглашен список участников. Обращу внимание, что мальчикам у нас везде дорога. Если 30 человек мы набираем, то делаем так, чтобы было равное число девочек и мальчиков. Чтобы на вечёрках можно было танцевать по парам. Всегда меньше мальчиков, которые подают заявку, мы потом делаем добор.

У нас за два года образовалось несколько семей. Это не было нашей целью, и у нас мальчики и девочки живут отдельно. У нас нет свободного времени даже погулять, на какие-то свидания. И за 10 дней особо не успевают проявить себя, но после начинают все общаться. И вот уже у нас родился первый ребенок из кемпа! И нам приятно, что это изначально не наша цель и что в такой непринужденной обстановке люди могут обратить друг на друга внимание. 

***

Поддержать Фолк-кемп

Беседовала Мария Красникова

Галина Лукашевич 25 марта 2022
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить