Петр Калиновский. Переход. Последняя болезнь, смерть и после

Древнегреческий философ Эпикур утверждал, что смерть – это конец существования души и тела. Смерть не имеет к нам никакого отношения, поэтому ее не стоит бояться. «Когда мы есть, то смерти еще нет‎, – говорил философ, – а когда смерть наступает, то нас уже нет». Эпикур и его последователи не верили в бессмертие души и загробную жизнь. Их внимание было сосредоточено на телесных наслаждениях. Они стремились избавиться от физической боли, страхов, тревог, в том числе связанных со смертью.

Фото 1 (6).jpeg
Философ Эпикур

Далеко ли мы ушли от эпикурейцев? Нас с ними разделяют тысячелетия. За это время мир и человек сильно изменились, но мы по-прежнему мало знаем о смерти. И так же, как эпикурейцы, стараемся избегать мыслей и разговоров о ней.

Выдающийся ученый и хирург Петр Калиновский в своей книге «Переход. Последняя болезнь, смерть и после»‎ берется это исправить. «Умирание может быть очень трудным, но может быть столь же легким, как переход из яви в сон‎, – пишет доктор. – Смерть следует ожидать, и нужно встретить ее так, чтобы умирание было достойным и не очень трудным»‎. Книга символично поделена на две части, как и наша жизнь, – первая посвящена земной, временной жизни, вторая – жизни загробной, вечной. Первая часть включает в себя восемь глав и носит название «Смерти нет»‎. В ней автор знакомит читателя с современной наукой о смерти. Приводит удивительные свидетельства людей, переживших обратимый этап умирания. Оказывается, душа, покинувшая тело, способна преодолеть любые расстояния, чтобы проститься со своими близкими. И живые видят, слышат или чувствуют родную душу в момент прощания.

Смерть следует ожидать, и нужно встретить ее так, чтобы умирание было достойным и не очень трудным

Петр Калиновский приводит данные, полученные в ходе наблюдения за умирающими пациентами. Обнародывает результаты научных исследований околосмертных переживаний известных врачей и ученых – Р. Муди, М. Сабома, Е. Кюблер-Росс и др. Они доказывают, что после гибели физического тела личность продолжает существовать. «Эпоха материализма уходит в прошлое. На смену ей приходит совершенно другое миропонимание – Вселенная не только материя, а много больше…»‎ – резюмирует доктор Калиновский.

Красной нитью через всю книгу проходит идея христианского спасения как единственно возможного избавления души от смерти и мук ада. Иисус Христос в Священном Писании дает прямой ответ на вопрос о бессмертии человеческой души: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Ин. 6: 47).

Фото 2-превью.jpg
medi-portal.com

В восьмой главе приводится метафора смерти как некоего пути, который душа начинает в земной жизни и продолжает за гробом. Метафора принадлежит профессору и архиепископу Луке (Войно-Ясенецкому). По словам профессора, у души существует только две дороги. Одна из них ведет к любви и радости в непрерывном общении с Богом и всеми бесплотными силами, бесконечному развитию в направлении добра и блаженству в Царствии Небесном. Этот узкий путь лежит через покаяние, предание себя воле Божией и следование за Христом. В Евангелии от Иоанна приведены слова Христа: «Я есмь путь и истина и жизнь, никто не приходит к Отцу, как через Меня»‎ (Ин. 14: 6).

Вторая дорога – широкая, греховная. На ней нет места Богу. Этой дорогой идут те, кто растратил свою жизнь в погоне за материальными благами и плотскими удовольствиями. Это современные эпикурейцы, не думающие ни о Боге, ни о своей душе. Их пункт назначения – ад, вечные муки души, добровольно отказавшейся от Господа.

Напомним, что выбор дороги осуществляется человеком еще при жизни. За гробом нет покаяния. Душа там продолжает тот путь, который избрала на земле. Эти слова звучат пугающе, но, пока мы живы, не поздно выбрать правильную дорогу – покаяться в грехах и получить прощение.

За гробом душа продолжает тот путь, который избрала на земле

Вторая часть книги состоит из двенадцати глав и называется «Переход»‎. Уже из названия становится понятно, что она посвящена процессу перехода человека из земной жизни в вечность. Особое внимание писатель уделяет терминальным больным и их близким. Он дает рекомендации, которые будут полезны ухаживающим за умирающими людьми. Учит родственников правильно разговаривать со своими близкими о приближающейся смерти.

«С такими больными нужно не прятаться, а, если есть искреннее сочувствие и любовь, можно и нужно говорить о главном не боясь. Конечно же, и подбодрить, и укрепить надежду, а не хоронить раньше срока»,‎ – пишет доктор.

Тем же, кто не может подобрать нужных слов, он советует молча посидеть рядом. Больной даже если и спит, чувствует чье-то присутствие. И ему так легче. В молчании происходит единение с человеком, которое рождает сочувствие. А нужные слова обязательно придут позже.

В 18-й и 19-й главах доктор Калиновский дает советы родственникам больного, которые помогают облегчить страдания ему и себе. Среди них есть старые работающие методы, но позабытые нами. И новые, которые были опробованы современными учеными, показавшие хорошие результаты.

Фото 3.jpg.png

Смысл жизни христианина в том, чтобы к ее концу стать лучше, чем был. А терминальная болезнь, по мнению автора, может дать человеку такую возможность. «Страдания в нашей короткой земной жизни в какой-то степени очищают душу и помогают ее подъему в бестелесной вечной жизни», ‎ – объясняет писатель.

Сам автор на вопрос, о чем книга, отвечает коротко: «Это книга о современном понимании смерти». Петр Калиновский в своем труде аккумулировал опыт ученых, врачей и психологов, связанный со смертью. Он подтвердил то, о чем христианство знало уже давно, – душа бессмертна, а ее загробная участь зависит от того, какой путь человек изберет в жизни.

В своем труде Петр Калиновский подтвердил то, о чем христианство знало уже давно

Книга, несмотря на то что ее автором является хирург и ученый, написана простым и понятным языком. В ней чувствуется литературный талант, унаследованный от деда по отцовской линии – Константина Евстафьевича Истомина. Он был редактором богословского журнала «Вера и разум» ‎и инспектором Харьковской духовной семинарии.

Петр Калиновский, как можно было догадаться, при рождении получил другое имя. Его назвали Виктором. Виктор Истомин появился на свет в Харькове 17 февраля 1906 года в семье врачей и ученых. Его отцом был профессор Евгений Константинович Истомин, основатель и заведующий кафедрой госпитальной хирургии в Екатеринославском медицинском институте. Мать, Анна Петровна Одинцова, была женским доктором и доцентом в том же учебном заведении. Виктор пошел по стопам родителей и после школы поступил в тот же университет. Успешно закончил его. Получил научную степень и стал доцентом на кафедре госпитальной хирургии. В жены он взял дочку профессора Якова Осиповича Гальперина – Елену Яковлевну. Профессор был давним другом отца Виктора Евгеньевича и после его смерти стал заведующим кафедрой. В этом браке родилась дочь Татьяна.

Фото 4.jpg.png
Доктор Петр Калиновский с супругой Галиной  Петровной 

Великая Отечественная война круто изменила судьбу доктора и его семьи. После окончания войны он был вынужден сделать новые документы на выдуманные имена и эмигрировать с новой женой в Австралию. С начала войны Виктор Евгеньевич трудился фронтовым доктором и руководил медико-санитарным батальоном. В один из дней его батальон попал в окружение врага. Доктор Истомин продолжил работать на оккупированных немцами территориях. В 1943 году немцы стали терпеть поражения и отступать. Ими было принято решение отправить русского доктора в лагерь для военнопленных – сначала в Польшу, а потом в Германию. После окончания Второй мировой войны, согласно сталинскому приказу № 270 от 16 августа 1941 года, советских военнопленных ждала незавидная участь. Их приравнивали к шпионам, диверсантам и террористам.

Виктору Евгеньевичу возвращение на Родину грозило расстрелом или пожизненным скитанием по советским лагерям. А на его родных повесили бы позорное клеймо – член семьи изменника Родины. Их ждал бы арест и лишение всех государственных пособий и поддержки. И он принял решение не возвращаться. Так русский доктор оказался в Австралии. Там он со второй женой поступил в медицинский институт и успешно окончил его, показав превосходные результаты. Это было нелегко. По австралийским законам эмигранты должны отработать 2 года на низкоквалифицированных работах. Виктору Евгеньевичу приходилось совмещать дневную учебу в университете и ночные смены на заводе.

Со временем он смог вернуться в хирургию и даже открыть свою частную практику на юге Австралии – в северном пригороде Аделаиды. Там Калиновские присоединились к русской общине и стали прихожанами Свято-Николаевского храма РПЦЗ. Там же была написана книга «Переход. Последняя болезнь, смерть и после»‎.

Впервые книга увидела свет в середине в 1980 году в Германии. Знакомство российских читателей с произведением произошло в начале 1990-х годов. В 2022 году издательство Сретенского монастыря взяло на себя труд по переизданию книги. Оно состоялось уже после смерти писателя.

Земной путь Виктора Евгеньевича завершился в возрасте 97 лет. Его душа совершила свой переход в загробный мир 22 мая 2003 года. Выдающийся ученый, доктор и писатель нашего времени похоронен в северном пригороде Аделаиды на кладбище Дадли Парк недалеко от часовни методистской церкви.

Книга доктора Петра Калиновского будет интересна широкому кругу читателей. Она адресована не только религиозным людям, но и всем тем, кто хотя бы раз задавался вопросом, что ждет нас после смерти.

КУПИТЬ КНИГУ

Евгения Якубова 30 августа 2023
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить