«Господь просвещение мое» и «По секрету всему свету», хит Boney M и английская колядка? В каком хоровом коллективе могут ужиться и прозвучать подобные произведения? Органичнее всего – в детском или юношеском. Таков репертуар детской православной хоровой студии «Царевич». Концерт всех составов коллектива состоялся в стенах Сретенской духовной семинарии. Это первое выступление коллектива Свято-Димитриевской школы в Сретенке, но уже очевидно: не последнее. Полный зал слушателей и, по признанию самих артистов, подходящая акустика, долгожданный простор для голосов. Дело в том, по словам художественного руководителя детской православной хоровой студии «Царевич», руководителя старшего хора Евгения Тугаринова, что на своей «базовой площадке» коллектив не имеет возможности давать большие концерты.
– Какие у вас творческие отношения со Сретенским монастырем?
– Наши отношения устанавливаются через нашего певчего и хормейстера Ивана Старунова, который учится в Академии в магистратуре. Вообще, наша студия выступает примерно два раза в месяц в разных местах. В декабре мы выступали в Петербурге в зале филармонии. В Костроме мы выступали месяц назад в зале филармонии. Мы поем службы и концерты. Для нас это нормальный учебно-концертный процесс.
– У вас очень много составов – с четырех до 18 лет. И все они участвуют в концерте…
– Учитывая наш студийный распорядок жизни, мы решили провести нечто вроде годового отчетного концерта в апреле, чтобы не попадать на Страстную неделю, на Пасхальную неделю, на майские праздники. Выступили все наши коллективы: и концертные, и учебные. Самым младшим артистам 6 лет, старшим – 20.
Нашей студии в июне 2022 года будет восемь лет. Некоторые коллективы появились еще до ее возникновения. Они не были студийными, а были школьными. Таков мужской хор, который вырос из ансамбля мальчиков. Теперь у нас появился ансамбль мальчиков, которые поют еще не сломавшимися голосами.
– Как Вы подбираете репертуар и как дети на него реагируют? Особенно интересно, как они пропускают через себя духовную музыку и преподносят ее слушателям.
– Что касается репертуара, он, конечно, наиболее сложный в старшем хоре, в мужском хоре, в ансамбле старших девочек. При этом в младших хорах он более соответствующий возрасту, особенно в дошкольных или хоре первого класса. Репертуар сочетает в себе духовные песнопения, особенно в старшем хоре, мужском хоре, а также светскую музыку: народные песни, классику, современные песни и даже бардовские. У нас выступает шесть или семь коллективов, девять разных составов. Один из них – соединение старшего и среднего хора. Это совершенно разные сочетания, для нас это нормально.
Репертуар сочетает духовные песнопения и светскую музыку, выступает шесть или семь коллективов, девять составов, один из них – соединение старшего и среднего хора
Первые два-три года дети реагировали так, что казалось, пора заканчивать с этим делом. Мальчики говорили, что им надоело, они хотят играть в футбол, девочки хотят вязать или шить. Сейчас такой ситуации нет, атмосфера совершенно переменилась, она рабочая, учебная. Дети приходят заниматься, а не общаться. Конечно, они и поговорить не прочь, но, понимая важность каждой репетиции, ведут себя хорошо. У нас нет проблем с дисциплиной уже несколько лет благодаря тому, что у нас работают лучшие в Москве хормейстеры и специалисты по детскому музыкальному образованию. И это наше достоинство, это наш «золотой фонд». Дети, видя, с какой отдачей и с каким мастерством работают педагоги, отвечают им тем же самым. У нас в студии царит любовь.
– Расскажите о выборе духовной музыки для репертуара. Приходится ли ее адаптировать, переписывать или переаранжировывать под детские голоса?
– Да, приходится переделывать то, что написано композиторами или существует в обиходной традиции для наших составов. И в этом смысле у нас участвуют все педагоги, которые обрабатывают для конкретного состава конкретное произведение. Мы берем, допустим, Чеснокова и тоже перекладываем. У нас есть целый ряд композиторов, которые работают со старшими хорами, пишут специально для нас. Это ведущие композиторы России, не какие-то самодеятельные авторы: иеромонах Филипп (Неседов), Владимир Борисович Довгань. Это композиторы, которые известны за пределами России своим творчеством. Это наши «придворные» авторы, как было принято в старину.
– Они пишут только духовное для вас или что-то светское?
– Например, иеромонах Филипп, насельник Соловецкого подворья, обработал для нас цикл стихир о соловецких новомучениках. А Довгань пишет для нас хоровые номера о жизни царевича Димитрия. Мы ведь носим имя «Царевич». Таким образом, у нас соединяются композиторы с исполнителями.
– Ваша студия названа «Царевичем» именно в честь царевича Димитрия?
– Да, у нас Димитриевская школа, Димитриевский приход, Димитриевское сестричество и медицинское училище тоже Димитриевское. Нас так назвал наш директор отец Александр Лаврухин, причем назвал случайно. Девочки возмущались поначалу – почему «Царевич», а не «Царевна», но теперь все смирились.
– В студии постоянно проходят прослушивания. По каким критериям отбираете ребят? И насколько сейчас велик интерес детей или, скорее, родителей к хоровому пению?
– Да, по большей части этого хотят именно родители. Но встречаются дети, которые так проявляют свои способности в раннем детстве, что именно они приходят и хотят петь. Часто бывает, что родители не понимают, насколько серьезно у детей желание петь. А дети иногда игнорируют то, как сильно родители хотят, чтобы дети пели, и возникают противоречия. Иногда бывает и союз, когда и дети хотят, и родители. Но у нас очень ограничены площади нашей школы и нашей студии.
– А насколько высокие у вас критерии отбора?
– Нет, они не высокие. Мы можем взять всех, кого к нам приведут. Но в студии уже происходит естественный отбор. Если ты не тянешь, то начинаешь это быстро понимать и уходишь.
– С большим гастрольным опытом вы добрались и до зала в духовной семинарии Сретенского монастыря. Как вам эта площадка?
– Мы бедствуем, потому что у нас нет хорошего здания. Мы используем историческое здание, построенное Матвеем Казаковым в начале XIX века. Нам нужно свое собственное здание, чтобы снять хороший зал. Отсутствие зала и толкнуло нас искать его на стороне. Так и возник концерт в Сретенском монастыре. У нас занимаются 150 детей, и это, к сожалению, предел. Мы хотели бы и 200–300, но нам негде их размещать.
***
На концерте в Сретенской академии размещать негде было скорее зрителей. В зале, как и на сцене, постоянно сменялись составы. Родители и друзья, пришедшие поддержать сотню маленьких артистов, уступали места друг другу. Зато «за кулисами» – в аудиториях и помещениях семинарии – хористы смогли комфортно расположиться и подготовиться к выступлению.
Концерт из двух отделений шел более двух часов. Самые маленькие участники читали стихи и танцевали, представив музыкальный спектакль о животных. Старшие исполняли серьезные духовные произведения Рахманинова, Чеснокова.
На сцене в новом качестве стояли бывшие ученики, а сегодня регенты хоровой студии «Царевич». Один из них – магистрант Сретенской духовной академии, солист семинарского хора Иван Старунов – выступил тем связующим звеном между студией «Царевич» и Сретенкой.
– В начале 2021–2022 учебного года я получил предложение возобновить работу ансамбля мальчиков. Меня об этом попросили Евгений Станиславович Тугаринов и отец Александр Лаврухин. Ансамбль мальчиков был сформирован в 2015 году, но те мальчики, в том числе и я, уже выросли и стали мужским хором. Поэтому в 2021 году после большого перерыва случился новый набор, – рассказывает Иван Старунов.
Трое из пятерых детей Александра Кравцова поют в разных составах хоровой студии «Царевич». Они и в школу Свято-Димитриевскую попали через хор, начав с пения, а уже потом поступив в образовательные классы.
– Мои мальчики алтарничают, очень хорошо им уметь петь, понимать службу. Плюс здесь дружеская атмосфера, они играют в футбол, общаются. И педагоги профессиональные, отдают свое мастерство и вкладывают душу, – рассказывает отец маленьких хористов.
Солистка старшего хора девочек Анна Новикова в коллективе два года.
– Когда я начинаю петь, во мне возникает такой порыв творчества, уходит и страх, и стеснение. Я связываю свое будущее с хором, хотела бы петь на клиросе, возможно даже стать регентом, – делится своими планами Анна.
Хоровое пение и православие неразделимы, а возможность с детства профессионально постигать хоровую культуру, петь в ансамбле, изучать нотную грамоту – важная ступень в духовном развитии ребенка. На сайте хоровой студии «Царевич» постоянно обновляется расписание прослушиваний во все составы. Возможно, скоро свои партии получат и юные прихожане Сретенки?
Материал подготовлен Алиной Темновой при участии
студии журналистики Воскресной школы «Сретенка»
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.