Церковный купол на фоне серого города

О творчестве Виктора Попкова

Лично для меня всегда интересно искусство, которое может сказать больше, чем просто передать реалии, пусть яркие и красивые, нашего здешнего мира, искусство, способное за временным разглядеть черты вечного. Именно к такому шел в своем творчестве Виктор Попков (1932–1974) – один из крупных и значимых мастеров русского искусства второй половины ХХ века. Сейчас в Государственной Третьяковской галерее проходит масштабная монографическая выставка мастера, на которой можно увидеть многие из его произведений.

1, превью.jpg
Виктор Попков

Когда про Виктора Попкова пишут, что он – представитель «сурового стиля», с этим категорически не хочется соглашаться. Хотя, безусловно, начинал он в духе именно этого направления, да и затем в работах художника будут проявляться черты «сурового стиля» – монументальность композиций, лаконичное цветовое решение, декоративность, масштабность образов. Но «суровый стиль» – это новый для того времени этап соцреализма, а Попкову оказалось тесно в его рамках. Большой художник всегда больше рамок стилей и направлений. Сказать, что Виктор Попков – представитель «сурового стиля», это как заявить, что Валентин Серов – представитель импрессионизма или, например, модерна (поскольку черты этих стилей присутствуют в его творчестве).

Хотя ранние работы Попкова тематически находятся в контексте «сурового стиля» – поэтизация людей труда, показ «наших будней» (вспомним знаменитую работу Павла Никонова «Наши будни» 1960 г.) без лакировки, но часто с оптимизмом.

Вот работа «Строители Братска» 1960 года, на которой в соответствующем ритме изображены монументальные фигуры рабочих, занимающие почти все изобразительное пространство. Они словно находятся на театральный подмостках – рабочий класс на сцене истории, те люди, что делают ее… В том же духе, но по-другому, с элементами лирики, картина «На работу» 1961 года. Похожее звучание этой тематики мы находим и в тогдашнем кинематографе, например, в фильмах «Весна на Заречной улице» (1956) Феликса Миронера и Марлена Хуциева, «Девчата» (1961) Юрия Чулюкина.

2.jpg
«Строители Братска»

Но вскоре молодые кинематографические рабочие начнут задумываться над смыслом жизни, над тем, куда они идут («Застава Ильича» (1965) Марлена Хуциева), и творчество Виктора Попкова будет наполняться все более глубоким содержанием.

3.jpg
«Мальчик родился»

Тема материнства и надежды звучит в картине «Мальчик родился» 1962 года. Работа построена на контрасте – серые рельсы, женщины в серых одеяниях вокруг главной героини – и светлая фигура молодой матери со светлым запеленатым младенцем. Ребенок приносит свет и надежду, и не случайно именно мальчик, это позволяет уповать на то, что когда-нибудь им, женщинам, занимающимся тяжелым делом, станет легче, что избы престанут гореть, а кони скакать. Кстати, знаменитое стихотворение Наума Коржавина «Вариации из Некрасова» написано в 1960 году, да и сам Попков взрослел в мире, в котором было больше женщин: многих мужчин, как и его отца, забрала война.

4.jpg
«Шинель отца»

Представить, что значит расти и взрослеть с отцом, понять его путь, спросить совета, который так необходим, – все это остро звучит в искусстве послевоенных десятилетий. Совета спрашивает у являющегося ему в полудреме отца один из героев уже упоминавшегося фильма Марлена Хуциева «Застава Ильича». А тот отвечает, что не знает, поскольку, когда погиб, был младше, чем его сын сейчас…

Попков успел в детстве застать отца, но этого, конечно, не хватило на дальнейшую жизнь. Поздняя «Шинель отца» 1972 года как раз про это. Художник примеряет шинель отца, словно вступает с ним в диалог. Неслучайно фоном – образы из картин художника, связанных с северной деревней, с потерями…

Снова возвращаясь к более ранним произведениям, художник уже в них стремится выйти за рамки «просто передать увиденное».

В картине «Студенты на практике» 1964 года показывается вселенная деревни, в которой и студенты, и беседующие старушки, и мальчик, и местные жители, и спешащая почтальон, причем все это ограниченно, словно находится под защитой – красноватых домов с палисадниками, виднеющейся вдали церкви. Красный и зеленый – главные цвета композиции, они объединяют работу.

5.jpg
«Студенты на практике»

Снова лаконичное решение, декоративный подход в работе «Полдень» 1964 года. Как уже говорилось, Попкову тесно в рамках направления, а глядя на окружающую реальность, он видит большее. В этой работе дерево, под которым укрылись люди во время обеда, воспринимается древом жизни, основой основ, и дальше прочитывается смысловой ряд – крестьянский труд, который питает всех, мужчины и женщины.

6.jpg
«Полдень»

«Воскресенье» 1967 года – практически монохромная работа, воспринимающаяся графикой. Бесконечные серые крыши домов, на одной из которых отдыхает и загорает человек, в котором угадываются черты художника. Жесткий ритм крыш разрушает плавность церковных куполов, которые выделяются и цветом. Это главное в композиции. Белый голубь в правой части работы, перекликаясь по цвету с цветом храма, соединяет передний и задний планы. И чем больше смотришь на работу, тем больше понимаешь, о чем думает художник и где ищет ориентиры...

7.jpg
«Воскресенье»

Судя по дневниковым записям, он был метущимся, ищущим, и даже раз на бумаге он признается в неверии, пишет, что после смерти ничего не будет, но даже в этом чувствуются сомнения, поиски… Виктор Попков – большой художник, а большой художник не может развивать свой талант так, чтобы хоть каким-то образом не приблизиться к Тому, Кто этот талант ему даровал (даже если сам напрямую не задумывается об этом), иначе он перестанет быть большим художником.

Отдельная страница в творчестве художника – работы, родившиеся во время поездок по Русскому Северу. Одна из них – «Воспоминания. Вдовы» 1966 года. Художник описал, как родился замысел этой картины. Он поехал собирать материалы для другой работы, и вот у хозяйки, у которой он остановился, собрались гости. Застолье, разговоры. Художник пишет, как он «ясно увидел всю сцену, которая сдвинула и время, и пространство, и их жизнь, и мою, и моего отца, в 36 лет убитого, и мою несчастную мать, и весь трагический смысл происходящего. Боже мой! Ведь во всей избе только они – обиженные войной в самую молодость – теперь уже старухи-вдовы. И только случайный человек, один свидетель их бабьей проклятой одинокой доли. Вся их жизнь, вся молодость проплывала сейчас у меня перед глазами. Остались только воспоминания».

8.jpg
«Воспоминания. Вдовы»

В картине художник делает образы величественно-монументальными, от виденной им сцены уходит в плоскость не просто символического, а более глубокую, в чем ему помогают увиденные на Русском Севере иконы и церковные росписи. И даже такая деталь, характеризующая время, как портрет Карла Маркса в красном углу, не мешает: именно потому, что Попков уводит повествование в пространство надвременного, чему способствует сам художественный язык, цветовой строй, фигуры героинь. Так без всякого внешнего пафоса художник говорит о подвиге, который совершили (и совершали) эти женщины, все женщины, на плечи которых легла война. Интересно, что картину в свое время обвиняли в мрачности, хотя чего-чего, а мрачности в ней нет. Трагизм – да, но трагизм не безысходности: Попков смог уловить нечто, эту безысходность преодолевающее.

В стихотворении Бориса Пастернака есть строчки:

«Со мною люди без имен,
Деревья, дети, домоседы.
Я ими всеми побежден,
И только в том моя победа».

В работах Попкова похожее, трепетное отношение к людям, ему оказываются важны все-все, кто встречается на пути. Причем у лирического героя стихотворения отношение к людям связано со встречей с Богом, все изменяющей. У Попкова, видимо, «работает» та самая глубокая чуткость большого художника. Здесь можно назвать работы «Мой день. Встреча» 1968 года, «В октябре» 1970 года.

Боль земной потери передана в картине «Тетя Феня умерла. Горе» 1968 года. Перед нами острое, до безысходности, горевание, острые силуэты людей, много черного на желтом тревожном фоне. Желтый фон, но совсем другой, в том числе и по своему смыслу, более светлый, даже сияющий, мы видим в работе «Мать и сын» 1970 года, где про уют, надежду, защиту, про материнскую молитву.

9.png
«Тетя Феня умерла. Горе»

Совсем иначе, нежели в работе 1968 года, звучит тема смерти в картине «Хороший человек была бабка Анисья» (1971–1973 гг.). Здесь уже нет безысходности и отчаяния, только грусть об ушедшей. И здесь уже появляется христианское чувство того, что вот этим пространством человеческая жизнь не ограничивается, – оно и в цветовом, и в композиционном решении картины. Если сравнивать окончательный вариант с эскизами, видно, как художник шел в пейзаже от реалистичности к еще большей условности, обобщению, вспоминая традиции иконописи.

10.jpg
«Хороший человек была бабка Анисья»

Многослойна картина «Тишина» 1972 года. Здесь и про недавнюю войну, на которой гибли солдаты, в том числе ради вот этой девочки, но после войны уже прошло время – память успели отлить в монументы. Важная доминанта – храм с колокольней, и вот уже появляется евангельское звучание, вспоминаются слова «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин 15: 13). Но купол храма разрушен, и это еще один акцент, показывающий, что не все благополучно в современном мире.

Неприютность, неправильность уклада современной жизни отражены в картине «Развод. Светлана, мама, папа и бабушка» 1966 года. В одеждах всех героев есть черный и красный, цвета зрительно объединяют фигуры, еще больше показывая неправильность происходящего – разъединения единого.

И совсем другая по своему настрою работа – «Семья» 1969 года. Она про единство.

Попков часто изображает предметный мир, детали интерьера, которые нередко выступают как символ уюта, домашней защиты, связи с прошлым, с историей («Окно с геранью», 1969 года, «Голубой интерьер» 1965–1968 годов, «Часы» 1970 года, «Супружеская фотография» 1969 года).

11.jpg
«Северная часовня»

Тема веры, очевидного присутствия в нашей реальности другой, надмирной – в работе «Северная часовня» 1972 года. Вообще удивительно, как сам художник шел к точному образу, к глубине, акцентируясь на самом главном, значимом, убирая вроде бы интересные художественно-выразительные детали, но мешающие этому главному. Это понимаешь, в том числе, когда, глядя на картину, вспоминаешь эскиз к ней.

О том, как временное соприкасается с вечным, – картина «В соборе» 1974 года. Просто экскурсия становится приближением к Богу – Тому, Который был распят за каждого, в том числе из тех, кто стоит здесь, слушая гида, и каждому даровал свет…

12.jpg
«В соборе»

Последняя работа художника – «А. С. Пушкин. Осенние дожди» 1974 года, и это очень символично. Пушкин, начав в юности с легких, порой фривольных стихотворений, приблизился в своем творчестве не просто к познанию русской жизни, а к истинному христианству, к познанию Бога. Попков с отражения окружающего в духе «сурового стиля» двигался к глубокому осмыслению бытия. И если бы не выстрел Дантеса, если бы не выстрел инкассатора, какие открытия могли бы еще ждать нас…

Кстати, когда подходишь к новому зданию Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной, видишь две «осенние» афиши. Одна – «Осень» Исаака Левитана – приглашает на выставку «Передвижники», вторая как раз «А. С. Пушкин Осенние дожди» – на выставку Виктора Попкова. И это тоже как-то очень неслучайно, тоже говорит о связи русского искусства, стремящегося за внешним увидеть вечное.

P. S. Выставка Виктора Попкова работает до 11 мая 2025 года в корпусе Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной по адресу: г. Москва, Кадашёвская набережная, 12.

Оксана Головко 5 февраля 2025
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить