Турчасовское царство

Север, – как много смысла в этом слове,
как много воспоминаний в этом слове,
как много эмоций в этом слове, целая вселенная –
и в одном лишь слове.

Преображенский храм с. Турчасово

Есть много интересных мест в Архангельской области, куда ездят волонтеры «Родной земли». И часто они становятся второй родиной. Поездки в такие деревни совершаются командой, состоящей из одних и тех же людей с небольшими изменениями состава. Появляются семьи, с которыми волонтеры дружат на протяжении многих лет, появляются свои обычаи и традиции, даже свой фольклор, не говоря уже о шутках. Турчасово – одно из мест, куда много лет подряд ездила команда из Сретенского монастыря. О жизни там ребята составили целый альманах. Эта работа – итог поездок 2019 года. Для будущих поколений Турчасовского царства будет этот труд и руководством, и назиданием, а для всех прочих людей – уникальной возможностью присоединиться к восторгу рассказчиков и соприкоснуться с атмосферой добровольческой экспедиции. 

Краткая история царства Турчасовского и славных ее жителей

Какое же это прекрасное и неповторимое место! И без конца хочется творить возвышенные оды сему краю! Но вот люди, которые там живут, а также приезжают в гости, настолько простые, что вы себе не представляете. О них в этот раз и сложится рассказ…

Больше всех по нам скучает тетя Света, и последнее, что мы с собой увезли с Севера, – это ее маленькие гостинчики. Сколько молока и пирожков она нам приносила – ух! И когда видишь тетю Свету, хочется хоть чем-нибудь ее обрадовать, хотя бы заставить немного улыбнуться, потому что жизнь на Севере, несмотря на ее красоту, сурова. Поэтому, если мы послужили причиной хотя бы одной улыбки местного жителя, значит, наша поездка уже не прошла даром.

Если мы послужили причиной хотя бы одной улыбки местного жителя, значит, наша поездка не прошла даром

Бабушка Валя. От ее компота до сих пор никак не сдуется живот. У нее просто шедевральный компот из клюквы. А в ее домике мы с ребятами устроили футбольную фан-зону Турчасова. Много эмоций и молитв в ее жилище слышалось из наших уст во время футбольных матчей. Но, несмотря на наши старания, почти все матчи выиграла Хорватия. Причина одна – просто за нее болела бабушка Валя.

Бабушка Женя. Многим она известна под псевдонимом Тетя Женя. Ну, к ее гостеприимству и добавить нечего. А ее «шанежки» – это объедение. Смотришь на нее – идет еле-еле, но на утренних молитвах как штык.

Познакомились в этом году и с Юлией Михайловной, в прошлом она работала врачом. Когда слушали ее истории о том, как она роды принимала в тяжелых условиях и без оборудования, удивлялись. Ни одного несчастного случая при родах – все родились здоровые. А когда на нее смотришь, нельзя не улыбнуться – похожа она на Божий одуванчик.

Беседа и чаепитие с местными жителями

Альберт Александрович – наш главный поставщик овощей и консервации. И, кажется, мы невольно придумали способ, чтобы он почаще к нам приходил в гости. Нужно не спешить отдавать ему его банки. В итоге получаем: Альберт Александрович – наш регулярный гость.

Помимо этих прекрасных людей, мы имели радость видеться и общаться с бабушкой Антониной, Надеждой Семеновной, тетей Машей, тетей Аней, тетей Олей и другими.

Отдельно хочется черкнуть пару строк об Алексее Сютине. Лично я удивляюсь и восхищаюсь им! Какое же нужно иметь широкое сердце, любовь к северному краю и деревянным храмам! Ведь он посвящает бо́льшую часть своей жизни восстановлению Преображенской церкви, а также регулярно взаимодействует с проектом «Общее Дело» и его участниками. А мог бы жить спокойно своей жизнью в Норвегии и имел бы на это полное право. Благодаря таким неравнодушным людям в нашем мире и меняется что-то к лучшему.

Добры молодцы

Красны девицы турчасовские. У переправы в д. Улитино

О северной кулинарии

Это небольшая история о том, как можно научиться любить свое дело, служить многим людям нелегким трудом – заботой об их чреве и его своевременной наполненности…

В Москве я очень люблю готовить: мегаполис дает все условия для разнообразия рациона, для самых замысловатых идей и задумок. Исходя из этого постулата, я и решилась взяться за кухню на Севере. До поездки моя затея казалась мне идеальной: работа не самая сложная, степенная, основательная, женская, возле деревенской печки, в гармонии с Севером и собой, вдали от трудных, как мне казалось, послушаний, тяжелого физического труда, да и подальше от обещанного дождика при температуре +15.

Меню я написала неслабое: лобио по-грузински, супы-пюре, пасты из овощей, салаты с тунцом. Разве что не хватало спагетти «Болоньезе» или пасты «Карбонара» …

И с таким радостным настроением, что легко, просто и вкусно смогу накормить народ, я поехала на Север. Но каково же было мое удивление, когда я увидела, что фраза «кроме печки там ничего нет» оказалась стопроцентной правдой и полностью описывала состояние трапезной, точнее, условия для приготовления пищи. Итак, в моем распоряжении было несколько полок для продуктов, деревенская печь, три стола со скамьями для трапезы и один для приготовления пищи – вот и вся утварь. Сначала хотелось бросить все и уехать, потом, послушав совесть, решила накормить народ и потом уже уехать. А потом поняла, что и уехать не получится – деревня почти со всех сторон окружена Онегой, да и нехорошо как-то выходит – бросать таких же, как и я, в беде. И тут все началось…

А точнее, началось мое знакомство с приготовлением настоящей русской пищи в деревенских условиях. Мы действительно пользовались только печью – никакого электричества: все резали, чистили, «стругали» и нарезали только вручную, используя натуральные продукты, а точнее, их минимальное разнообразие, которое покупали у местных жителей или заказывали в местном магазине с крупных местных ферм, которые еще уцелели.

И могу свидетельствовать, что такой радости от простого борща, щей или рыбного супа я еще ни разу не испытывала, а пшенная, геркулесовая каши, от которых в городе многие нос воротят, трещали за ушами почти у каждого моего сотрапезника, а их было не меньше 25! Вкус блюд получался поистине замечательным, хотя, может быть, и далеким от совершенства. Приготовленные на колодезной воде, практически на открытом огне, с минимальным количеством приправ, блюда приобретали совсем другие вкусы и оттенки. Так я познакомилась с волшебством простой сельской печки, которое не под силу ни одной современной и навороченной электрической плите. Правда, были и свои, не очень приятные, нюансы в виде чрезмерно кипящего супа, картофеля или каши, невозможности регулировать силу жара, а также, что самое непредсказуемое, количества сотрапезников во время каждого приема пищи, которое менялось постоянно. Но вместе с такими испытаниями пришла некоторая сноровка в расчете продуктов, в способности «на глаз» измерять как количество ингредиентов, так и их пропорции, что в последующем выразилось в спокойном приготовлении незамысловатого, но достаточно вкусного и приятного завтрака, обеда или ужина.

На праздничном обеде в день святых Петра и Февронии

Моя «смена» на кухне была не ежедневной, и я могла лицезреть, какие вкусности получаются и у моих одногруппников-турчасовцев, с каждым разом убеждаясь, какая же великая помощница – Деревенская Печка!

Я заметила, что вернулись мы, походники, паломники, плотники, танцоры и певцы – одним словом, турчасовская группа – совершенно иными – сроднившимися. Может быть, это тоже искусное волшебство Турчасовской печки?..

Катерина Мартынова

«В лето 2018…» (краткая летопись событий)

Это было, это было в той стране,
О которой не загрезишь и во сне.

Жарким июльским днем тронулся подсевший от груза и 36 авантюристов автобус от Сретенского монастыря. Найдя себе местечко у окна, я наблюдал, как за стеклом медленно уплывали московские улицы, а в мое сердце все больше приходила уверенность и понимание, что я участвую в этой большой для себя авантюре.

«В чем же заключалась эта авантюра?» – спросишь ты меня, дорогой читатель сего неказистого произведения.

А представьте городского жителя, привыкшего к удобствам повседневной жизни, горячей воде из крана, теплой постельке, к микроволновке, в конце концов! Представили? Так вот, поехал он на какой-то Север, где нужно спать в спальнике, готовить на печке, топящейся дровами, отбиваться от комаров размером в ладонь и, о ужас, чистить зубы по утрам холодной водой из колодца!

Вторая же часть авантюры заключалась в том, что ехал я в основном с совершенно незнакомыми людьми, а тех, кого немного знал, хотелось узнать гораздо, гораздо лучше!

Согласитесь, что ехать в поход на отрезанную от связи и благ цивилизации землю, где ты будешь проживать, общаться и выполнять общепоставленные задачи на протяжении двух недель с малознакомыми людьми, довольно авантюрно.

Но совершенно не было страха за то, что кто-то из этих милых людей воткнет нож в спину или оставит топнуть в болоте, не подав ветку. Поэтому за это, милый читатель и, возможно, будущий путешественник на Север, можешь быть спокойным. Ну, максимум лягушку в кастрюлю с супом подкинут!

Дорога наша на Север оказалась насыщенной и познавательной. Останавливались мы в Няндоме и постояли немного на службе в местной церкви, где наш сборный хор придал объем и мощь церковному пению, что очень порадовало местного батюшку.

На пути к Каргополю, где у нас должно было состояться чаепитие на местном Дне города, заехали мы в Большую Шалгу близ деревни Казаково. Стоят там две церкви: Церковь Рождества Христова (1745 г.) – деревянная и недействующая. Стоит вся в лесах, которые сами-то уже менять надо. По рассказам местного священника, было несколько попыток реставрации, но из-за отсутствия финансирования ни одна не увенчалась успехом.

Подле нее стоит каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1857 г.) – действующая, с прекрасной акустикой. В ней шел небольшой ремонт.

Близ церкви выстроен дом церковного причта, огороженный забором из деревянного сруба, по углам которого стоят небольшие башенки, поэтому весь комплекс издалека напоминает небольшую крепость. Священник провел нам экскурсию по дому: в нем действует воскресная школа для детишек из окрестных деревень и библиотека. В доме есть очень красивая печь, она расписана местными пейзажами. Во дворе даже стоит сцена для выступления, а напротив – ряд скамеек.

Сам же священник, выстроивший все это буквально своими руками, очень переживает. Его скоро переведут служить в другое место, и душа его неспокойна за свое детище – боязно, чтобы не запустело.

На колокольне в Каргополе

Последней большой остановкой перед Турчасово был поселок Савинский. Выйдя из автобуса, все махом забежали обратно. Прошло всего часа 3-4 с тех пор, как мы отъехали от Каргополя, где было настоящее лето. В Савинском же было ощутимо прохладно, что сподвигло всех извлечь из недр рюкзаков теплые вещи... У кого, конечно, были.

Церковь находилась в здании бывшего детского садика, на основе которого отец Антоний сделал целый комплекс с хорошим спортзалом, воскресной школой, настоящей русской печкой и прекрасной столовой, в которой очень вкусно готовят, в чем после вечерней службы мы убедились вполне! Проводит он миссионерско-воспитательную деятельность среди малолетних преступников, попавших в специнтернаты. С этими ребятами нам потом предстояло познакомиться в Турчасово, и скажу, что отче не зря старается.

Строят здесь и настоящий деревянный храм в честь Воздвижения Креста Господня, в которой во главе с местным владыкой мы отслужили вечернюю службу.

Удивительно, какую работоспособность дает Север! При таком режиме совсем не чувствовалась усталость, нас не касалось бесконечное желание уснуть. Наоборот, хотелось все больше и больше что-то делать и творить.

А как Север людей раскрывает с неожиданной стороны, приятной стороны! Особенно это было видно по нашим девушкам. Кто бы мог подумать, что хрупкая Полюшка может так отважно играть в футбол, а Настя Миронова, с виду очень тихая и спокойная, стала лучшим бомбардиром в нашем футбольном чемпионате и так красноречива была на беседах с местными жителями о православное вере. И такое можно сказать про многих…

Страшилки про огромных комаров и других летающих гадов, которыми меня все пугали до поездки, оказались не такими и страшными. Было их, конечно, вдоволь – хоть лови сачком и суп вари каждый день!

Были у нас походы в соседнее село Нермушу и на озеро, где стоит избушка почившего в том году отшельника со всем его нетронутом скарбом.

Поездка в Турчасово очень сплотила и сдружила нашу группу. Появились у меня добрые, теплые и верующие друзья в этой холодной Москве. И за это низкий поклон Турчасовской земле!

Александр Ивлев

Турчасово - сказочный остров

Две ночи в автобусе и первый день в Турчасово слились для меня в одни большие сутки. Сама дорога от Москвы до Севера была такой интересной, что временами мне казалось, что, когда мы разобьемся на маленькие группы, интересно уже не будет. Как сильно я ошибалась! Осознание этого пришло очень скоро.

Когда автобус остановился на противоположном берегу от Турчасова, было два часа ночи (ночью на Севере светло, почти как днем). Перед нами спуск к реке Онеге, а на противоположном берегу – оно, долгожданное Турчасово: высокий деревянный храм и колокольня. Но связи нет. Кричать бесполезно. На нашем берегу стояла одна-единственная лодка. Ребята уже подумывали о том, чтобы переплыть на ней в село, поискать Алексея – местного жителя, который занимается восстановлением храма в Турчасово и который в ту ночь должен был приплыть за нами, но по неизвестным нам причинам никак не появлялся. Но лодка, стоявшая на нашем берегу, оказалась на замке. Тогда мы, сбившись в кучу, чтобы не замерзнуть, стали читать акафист святителю Николаю.

Только мы начали, как нам показалось, что где-то звонят колокола. Позже выяснилось, что это местные мальчишки заметили нас с колокольни и встречали радостным звоном. А через некоторое время мы увидели, как на противоположном берегу проехала машина, и вскоре Алексей приплыл за нами на моторной лодке. За то время, пока мальчики грузили и перевозили вещи, мы успели дочитать акафист, а вскоре начали петь песни. Так родилось на свет турчасовское сарафанное радио, которое работало, почти не переставая, все две недели и продолжает работать, когда мы, турчасовцы, снова собираемся вместе…

…Уже в первый день мне казалось, что мы живем в Турчасово никак не меньше недели – так долго он длился, и так не хотелось, чтобы он когда-нибудь закончился. Но следующие две недели промчались вприпрыжку, и мы оглянуться не успели, как уже надо было возвращаться в Москву.

В скучную, душную и шумную столицу мы приехали 16 июля. А на следующий день Церковь чтит святых царственных страстотерпцев. В Сретенском монастыре служили ночную Литургию. И как приятно было войти в храм и в каждом третьем узнать родного человека, а потом всей гурьбой подойти ко кресту к отцу Иринею: в храме собрались почти все, ездившие в этом году на Север.

Не знаю, как у других групп, но прошло две недели с тех пор, как мы вернулись из Архангельской области, и у нас намечается уже четвертая общая встреча.

Пелагея Парменова

«Сарафанное радио» села Турчасово

Ночные турчасовские посиделки

Из нового патерика. Чудо в автобусе

Дорога обратно не предвещала никаких трудностей, лишь немного была окрашена еще плохо осознаваемым предчувствием скорого расставания. Между Вологдой и Ярославлем автобус неожиданно стал замедлять ход, потом медленное движение сменилось недолгими остановками, в течение которых водитель по нескольку раз выходил, копался в моторе и заводил его снова. Автобус опять медленно ехал, но звук мотора заметно изменился. А «старец» в это время спал.

Путешественники вскоре почувствовали неладное и, опасаясь, что в случае окончательной поломки автобуса возвращаться придется своим ходом, стали потихоньку молиться. Однако остановки становились все длиннее, а мотор работал все глуше. Несколько раз прочитали акафист святителю Николаю. Водитель выбился из сил, пытаясь исправить поломку. Но результата не было никакого. А «старец», так мы зовем руководителя нашей группы, иеромонаха Иринея (Пиковского) в это время спал.

Наконец, было решено разбудить «старца», сон которого все берегли, зная, как он устал.

– Отче, автобус сломался, ехать дальше невозможно. Что будем делать?

«Старец» проснулся, внимательно посмотрел на измученного водителя, оглядел руль и приборную доску и коротко сказал:

– Заводитесь! Благословляю ехать.

Водитель с недоверием в очередной раз завел мотор, звук которого вначале был такой же глухой, как прежде, но потом что-то вдруг в нем изменилось, мотор неожиданно стал набирать обороты, автобус тронулся, поехал сначала медленно, потом быстрее, и через пятнадцать минут все уже забыли о поломке, так как мчались по направлению к Москве с завидной скоростью.

Мария Парменова

«Заветы милой старины»

Уезжая на Север, мы чувствовали себя великими миссионерами и восстановителями порушенных святынь, но, проведя там недельку или две, неожиданно поняли, что Север дает нам намного больше, чем мы ему. А действительно, что с нас взять? В настоящих восстановительных работах почти не участвуем (за всю смену девочкам выпало лишь красить доски и аналои и два раза убирать в храме накануне службы), поем, мягко говоря, неважно (каждый раз во время службы поешь и думаешь: «Как наше пение с постоянными запинками и ошибками выдерживают бабушки?»), к концу смены начинаем просыпать утреннее правило… А взамен получаем поле, реку, свежий воздух, чуть ли не каждодневные пирожки от местных бабушек, коими они нас потчуют усерднее, чем своих внуков, счастливую возможность научиться колоть дрова, готовить на печке и грести веслами. Одним словом, санаторий, особенно для городского человека, который действительно хочет прикоснуться к настоящей деревенской жизни.

Работы по храму

Но самое главное – это, конечно, не река и не пирожки, а сами люди, местные жители, которых мы едем «учить» и «просвещать» и которые учат и просвещают нас (безо всяких кавычек!). Учат на своем примере доброте, бесхитростности, уважению к каждому и гостеприимству – важной русской черте, позабытой в современном городе. Излишне говорить, что на улице с тобой все здороваются, независимо от того, знали ли тебя до этого или видят впервые. А если ты надумаешь заглянуть к кому-то в гости – так, на минуточку… Но это отдельная история.

Самое главное – это не река и не пирожки, а сами люди, которых мы едем «учить» и «просвещать» и которые учат и просвещают нас

Мы довольно часто ходили «по бабушкам»: сначала просто знакомились, потом заходили напомнить о грядущей службе, пригласить на беседу. И если сначала ходил один человек, то очень скоро к нему присоединились еще четверо-пятеро. И всю эту ораву деревенские бабушки никогда не оставляли в сенях и уж точно не отпускали с пустыми руками. В мгновение ока вся наша компания оказывалась за столом, на котором тут же появлялись пироги с морошкой и кастрюля клюквенного или брусничного морса. Начать отказываться, руководствуясь правилами городской напускной вежливости, – значит обидеть. А попытаться помыть после себя посуду – просто оскорбление.

Не ожидая такого пышного приема, мы однажды допустили стратегическую ошибку: пошли «по бабушкам» сразу после обеда и уже после первого дома со страхом думали, как мы осилим визит во второй, с не менее знатным угощением. То, что в городе называется «зайти на 5 минут», когда ты сам жутко торопишься, да и хозяин мечтает поскорее от тебя отделаться и не пропускает гостя дальше порога, здесь каждый раз перерастало минимум в получасовое чае- или морсопитие. А стоило высказать свое восхищение волшебным северным морсом, как нас тут же снабжали тазиком ягод, чтобы мы сварили для всей команды такой же. Никогда не забуду, как одна бабушка не нашла, чем нас попотчевать: «Вы хоть лучку зеленого с огорода возьмите», – нежно просила она нас. А узнав, что нам нужны цветы для храма (мы как раз готовились к службе), тут же нарезала со своей клумбы под окном лучших лилий и турецких гвоздик.

То, что в городе называется «зайти на 5 минут», здесь каждый раз перерастало минимум в получасовое чае- или морсопитие

Это было настоящее гостеприимство. Не показное и наигранное, как зачастую бывает у нас, – нам действительно были рады, независимо от того, с чем, для чего и в каком количестве мы приходили.

А как помогли нам местные жители при подготовке к празднику Петра и Февронии, когда к нам в Турчасово съехались люди из разных деревень (всего около ста человек), и всех надо было накормить руками нескольких неопытных девчонок! С раннего утра к нам в трапезную несли пироги: с морошкой, вареньем, яйцом и капустой, рыбники, пончики… Даже жареную рыбу принесли. У нас образовалась настоящая пирожковая лавка, припасы из который мы доедали даже на следующий день.

«Пирожковая лавка». Трапеза после праздничной службы в день святых Петра и Февронии

Не мы учили – нас учили: делать все радостно, бескорыстно и принимать каждого встречного как самого дорогого гостя, как человека, которого послал тебе Сам Господь. Для нас, «миссионеров», это открытие, а для деревенских людей – образ жизни, норма. Вот и решайте, кому надо прививать христианские ценности. А ведь ничего особенного – просто обыкновенный русский обычай, хорошо забытый нами, горожанами.

Не мы учили – нас учили: делать все радостно, и принимать каждого встречного как самого дорогого гостя, как человека, которого послал тебе Сам Господь

Поэтому снова и снова хочется говорить спасибо всем деревенским жителям Турчасова и не только (в других деревнях нас принимали не хуже) за то, что сохраняете в нашем модернизированном мире «привычки (а лучше так: заветы) милой старины» – частичку настоящей жизни.

Дарья Парменова

Заметки мамы

Признаюсь, что цель моего участия в поездке на Север была совсем не миссионерская. Цель была личная, узкосемейная. Дело в том, что наши дети достигли того возраст, когда из-под покрова семьи их пора было выпускать в «свободное плавание». Но сделать надо было так, чтобы это «первое плавание» произошло бы не в «грязном болоте», а в чистом благодатном источнике. Тем более что все переживаемое впервые оставляет свой след на всю дальнейшую жизнь.

Добровольцы с. Турчасово после концерта в честь святых Петра и Февронии

Увиденное в нашем путешествии превзошло все мои ожидания. Я встретила не искалеченное современной жизнью подрастающее поколение, которое нуждается в постоянном контроле и назидании, а взрослых, чистых, творческих, во многом зрелых молодых юношей и девушек, между которыми жила любовь, та самая любовь, по которой узнаются ученики Христовы. И вот среди этих чад Божиих, как в первохристианской общине, мне посчастливилось провести целых две недели. За эти дни я сама научилась большему, сама узнала себя глубже, чем за последние несколько лет. Среди этих ребят мои дети обрели таких друзей, с которыми можно не только разделять радость и горе, но – верю – и достичь Царства Небесного, а это ведь и есть настоящая цель любого нашего общения.

Мария Парменова


Ночью
Мария Красникова 25 сентября 2021
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить