В поисках современной экономической модели: опыт Ветхого Завета

Мир переживает очередной экономический кризис. Требуются новые способы решения проблем, требуется вернуться к источникам экономического успеха нового времени. Ведущий научный сотрудник РЭУ им. Г. В. Плеханова, кандидат физико-математических наук Сергей Копылов обращает внимание на рецепты экономического развития, содержащиеся в Ветхом Завете.

Сергей Копылов.jpg
Сергей Копылов

– Сергей Анатольевич, расскажите, почему Вы решили обратиться к Ветхому Завету?

– Существующий сегодня экономический кризис в первую очередь идейный. Многие люди думают о том, как его решить. Капитализм себя исчерпал. Соответственно, нужно менять какие-то институты и думать, что еще можно сделать.

Мне пришла в голову мысль посмотреть, как были устроены экономическая структура и институты Ветхого Завета. Оказалось, это очень интересно. Многие основополагающие хозяйственные институты – собственность на средства производства, банкротство, кредитование – устроены там по-другому, и потому в итоге получается другая система хозяйствования. В современных условиях она может оказаться более эффективной.

– Что такое средства производства?

– Средства производства – это то, чем осуществляется производство: земля, труд, основные фонды – станки, машины, оборудование, иногда знания, умения и навыки, описание технологий. В рамках капитализма собственность на вещественные средства производства полностью принадлежит их собственнику-капиталисту. В какой-то мере это справедливо: он ведь затратил определенные ресурсы, чтобы эти средства производства себе присвоить. И поскольку он эти ресурсы затратил, его не волнует, что его завод строился 70 лет назад другими людьми, которые служили другой идее. Так современный российский капиталист себя и ощущает.

Другое дело, когда вы понимаете, что этот завод был до вас и вы должны его передать. Есть такой популярный сериал «Охота на изюбря», там показано такое отношение. Олигарх принимает в свою семью молодого человека, который женится на его сестре. Он везет его к доменной печи и объясняет, что теперь этот молодой человек должен служить этой печи, а не она ему. И эта домна дана, чтобы на ней плавили чугун, и дальше этот чугун шел по производственной цепочке. А задача владельцев, чтобы эта печь работала. У А. И. Куприна есть повесть «Молох», где котлам и домнам усваивается достоинство личности. Это другая крайность.

2.PNG
Иллюстрация к повести «Молох» А. И. Куприна

Но есть и средний путь – отношение к средствам производства, предлагаемое в Ветхом Завете. Средства производства передаются Богом людям в рамках их завета с Ним. С этой точки зрения неважно, кому принадлежит предприятие, важно, чтобы оно работало. Например, при банкротстве важно сохранение деятельности предприятия, а не удовлетворение кредиторов, как сейчас закреплено в нашем праве. Никто не должен брать в залог верхнего и нижнего жернова, ибо таковой берет в залог душу (Втор. 24: 6). Ветхозаветное право устанавливает жесткую субординацию преступлений и наказаний, в отличие от римского права, и потому уничтожение предприятия (или должника) оказывается несоразмерным возврату им долга. Сейчас же принцип другой – любой ценой возместить, возможно, временный, сиюминутный ущерб кредитора.

Средний путь – отношение к средствам производства, предлагаемое в Ветхом Завете

– То есть сейчас главное, чтобы предприятие в любой момент времени могло отдать долги, расплатиться по счетам? И если оно не может этого сделать, его закрывают, так?

– Реально с банкротством у нас творится жуткая ситуация. Уничтожаются предприятия. Даже сейчас, когда идет специальная военная операция и очень сильно не хватает военного оборудования, через механизмы банкротства уничтожаются заводы, которые должны это оборудование производить. В рамках ветхозаветного права такое невозможно. По ветхозаветному праву завод должен работать, и неважно как. Забирая у человека его средства производства, ты забираешь у него душу.

Сейчас есть и позитивные примеры того, как люди спасают свои предприятия. Среди них – известная торговая сеть. Западные акционеры начали ее «поджигать», а работники сказали, что будут работать. И они это предприятие вытаскивают, хотя им очень тяжело. Это ветхозаветное поведение.

В принципе, хозяйственная деятельность человека – это вторая (после почитания Бога) основа что первого, что второго завета Адама, завета Ноя. А уж у Моисея вообще всё прописано. Хозяйствование является важной составляющей завета. Необходимо эффективное хозяйство, потому что проклят, кто дело Господне делает небрежно (Иер. 48: 10). Когда заключается договор, все должны его принять и показать серьезность намерений. Со стороны человечества принятие договора всерьез – это начало хозяйственной деятельности.

– Насколько озвученные Вами идеи глобально применимы и действительно могут сегодня помочь?

– В контексте законодательства о банкротстве, я считаю, что этот закон должен быть основан не на римском, а на ветхозаветном праве. Закон о банкротстве как раз сейчас пересматривают. Наша хозяйственная жизнь должна воцерковляться, это будет принцип симфонии властей. Он всех вдохновляет. Вот конкретная вещь, где это можно применить.

Конечно, есть риски. Вопрос эффективности того, как компания должна объявлять банкротство, очень непростой. Есть термин «несостоятельность», и она бывает разной. Действующий закон о банкротстве говорит о финансовой несостоятельности, но несостоятельность может быть и технологическая. Я, конечно, не готов прямо сейчас выйти в Госдуму с проектом закона – это непростой путь, который должны вместе пройти мы все, экономисты, юристы, финансисты, предприниматели, инженеры. Но я хочу поставить этот вопрос на обсуждение. Это конкретная вещь, назревшая и вполне подходящая для внедрения. Многие люди ее поддерживают. Я обсуждал это со многими своими коллегами как из науки, так и с практикующими юристами, арбитражными управляющими, они нормально к этому относятся. Хотя мы все понимаем, что здесь будут важны детали.

– Для Вас идеи, которые Вам нравятся в Ветхом Завете, представляют только профессиональный теоретический интерес? Вы просто видите, что это эффективно и поэтому предлагаете? Или же это проистекает из убежденности в том, что Господь в Священном Писании определил некое устроение, и если мы будем жить по Божественному закону, тогда у нас всё будет как надо?

– Когда мы говорим о том, что Господь что-то определил по Божественному закону и мы должны без рассуждения этому следовать, мы начинаем строить вавилонскую башню. Именно мы, люди, а не Господь. Господь определил три года не трогать растения, на четвертый год плоды для празднеств Господних, а с пятого года плоды брать себе. Но у нас в России яблоня растет семь лет (по моему личному опыту). Так что, если применять этот закон, этот срок нужно увеличивать как минимум до семи лет плюс одного года. Не нужно бездумно копировать.

3.JPG

Большой вопрос – что отражает хозяйственные особенности хозяйства ветхозаветного времени, а что является первоосновами. Для меня по итогам этого исследовательского проекта ясно, что, во-первых, средства производства должны быть в долгосрочной аренде, а не в собственности. Это снимает ряд проблем финансового капитализма, из-за которых сейчас экономика испытывает сложности в России и за рубежом. Божественный закон хороший, значит, нужно вводить его в обиход. Но для этого, конечно, нужно так воспитывать людей. Должно быть правильное отношение к труду, к тем плодам, которые он приносит, к орудиям труда.

Должно быть правильное отношение к труду, к его плодам, к орудиям труда

В общем, ветхозаветное право задает определенную жизнеспособную структуру, альтернативную той, что мы имеем. Структуру, в котором основной посыл в том, что не отдельный конкретный человек и не отдельное конкретное сообщество людей есть мера всех вещей. У нас на самом деле сейчас сложился такой редкий момент из-за кризиса, когда мы можем попробовать посмотреть на всё это с консервативной точки зрения и инерция прошлого не помешает смотреть с верой в будущее.

– Что тогда будет мерой всех вещей?

– Нужно думать. Понятно, что природа не подходит, потому что она не является лицом. Мы с вами знаем, что мера всех вещей – Бог.

Если посмотреть на историю религий, православное христианство является устойчивой идейной системой. Православие наработало за счет первых семи Вселенских Соборов иммунитет ко всякого рода ересям, поэтому развитие народного хозяйства стремится к православию естественным образом, если этому процессу не ставить искусственных преград. Проблема только в том, что необходимо формирование методологии общественных наук (политологии, экономики, социологии), основанных на консервативных исходных посылках. К сожалению, с эпохи так называемого Просвещения XVIII века такие подходы планомерно пресекались. Ветхий Завет – это экономическая система, которая построена на консервативных основах.

У нас в Конституции сейчас в качестве основы заявлены традиционные ценности (например, ст. 67.1). Сейчас мы можем привести в соответствие с этим ее положением закон о банкротстве. Давайте начнем с малого, и от этого все выиграют.

Беседовал Сергей Витязев

Сергей Копылов 8 июня 2023
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить