О грехе

Слово в Неделю преподобной Марии Египетской

Из сегодняшнего евангельского отрывка мы видим, что Господь хотел показать явное различие между Его разумом и разумом мира, между узким путем Его учеников и широкими дорогами мира.

1.jpg

Хозяева этого мира господствует в нем, но ученики Христа занимаются в мире служением. Эти отличия являются не просто отдельными характеристиками, а совершенно противоположными полюсами.

Христос учит тому, чтобы не нам служили, а мы служили, чтобы мы из господ стали слугами и были не первыми, но последними. 

Поскольку разум Христа есть истина, то его противоположность, то есть разум мира, конечно же, греховна. На языке Священного Писания грех – это больше, чем просто неправильный поступок или какие-то ошибки. Есть много ошибок, в которые мы впадаем, идя по пути Господа. Но у греха, однако, другое значение. Когда мы совершаем грех, мы движемся в неправильном направлении или не попадаем в цель. 

Грех – это неправильные отношения между Богом и нами. Ибо грех есть наше неправильное понимание Бога и неправильное отношение к Нему и к нашему ближнему.  

Например, грех по отношению к Богу состоит в том, чтобы предлагать Ему отношения, которые Ему не нравятся. Грех – это ставить Бога на сторону обвинителей, например, и называть Его судьей, или безразличным к нам, или даже виновником творящегося на земле зла, а ведь Он абсолютно всему этому противоположен. 

Бог – любящий и заботливый. Он – наш настоящий Отец. И в момент совершения греха мы сами расторгаем наши отношения с Ним. 

Мы также совершаем грех по отношению к себе, если ведем себя противоположно тому, кто мы есть на самом деле, уводя себя далеко от нашей цели, то есть от истинного счастья. Грех по отношению к самим себе состоит в том, что мы идем за наслаждением, которое впоследствии приносит нам боль, или если мы бежим с этим наслаждением по путям, ведущим нас ко всему, кроме душевного покоя.

1.jpg

Святой Максим Исповедник учит различать истинное наслаждение и истинное страдание. Грех, который мы совершаем по отношению к себе, заключается в том, что мы обманываем себя, предаваясь быстрым удовольствиям и развлечениям, думая, что это и есть истинное удовольствие. Позже мы обнаруживаем, что единственное, что остается от такого рода удовольствий, – это страдание. 

Грех в том, что мы принимаем что-то приятное и обманчивое и попадаем в беду. Это мышление мира, который гонится за дешевыми и легкими удовольствиями. Святой Исаак Сирин советует нам любить трудности. Это противоречит разуму, который советует нам любить развлечения и отдых. 

Грех – постоянное человеческое искушение. Но Господь его победил, когда сказал Своему Отцу: «Отче! О, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22: 42) и принял эту горькую чашу. 

Грех – постоянное человеческое искушение. Но Господь его победил

Христос очень хорошо понимал, что путь в Небесный Иерусалим должен быть проложен через Голгофу земного Иерусалима. 

Апостол Петр попытался воспрепятствовать Ему идти по этому пути, и Иисус увещевал Его, говоря: «Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн! Потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16: 23).

Христос – Повелитель всех господ и Царь царей. Его страдания – это Его слава. Лукавый с самого начала пытался предложить Ему весь мир только для того, чтобы убедить Его не входить на путь Его страдания, на что Иисус ответил: «Отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4: 10).

Это диавольский крючок для охоты на нас. Но Иисус всегда зовет нас на путь святой, путь страданий и жертв, вместо распущенности и себялюбия. 

Во время события Преображения ученики возжелали небесной славы и чести, но Господь сказал им, что с горы Преображения Он пойдет на другую гору, на Голгофу… Апостолы Иаков и Иоанн впали в это искушение. Они искали славы, не проходя через жертвы, страдания и смерть.

Путь к Воскресению проходит через Крест. И истинное наслаждение мы получаем только в результате труда по борьбе с грехом и стяжанию добродетелей. Знак победы в день Воскресения держит само древо Креста. 

1.jpg

Грех человека и его постоянное искушение заключается в том, что он берет легкодоступные ему земные удовольствия вместо того, чтобы трудиться для получения желаемой Божией благодати и вечных благ.

Но у греха нет реальной основы. Грех обманчив и безоснователен. Ибо когда честный человек совершает грех и вкушает его мимолетное наслаждение, он тотчас обнаруживает, что он обманут. 

Человек должен любить вечные и долгие пути и ненавидеть мертвые тупиковые пути. 

Апостол Павел сказал: «Любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8: 28) Да, все, даже грех. Обнаружить это легко всякому честному человеку, и этого достаточно, чтобы направить его на верный путь в Небесный Иерусалим.  

Разве не о пути покаяния здесь идет речь? Наше истинное наслаждение – это плоды Святого Духа, а наша истинная радость – это слезы надежды, когда мы каемся. 

Наше истинное наслаждение – это плоды Святого Духа, а наша истинная радость – это слезы надежды, когда мы каемся

Именно это произошло со святой Марией Египетской, которую мы вспоминаем сегодня, в пятое воскресенье Великого поста, перед тем, как войти в Иерусалим в шестое воскресенье.  

Эта женщина глубоко погрузилась в греховную пучину наслаждений. Но грех не есть пища человека, и он безоснователен. Эта египтянка далеко зашла в своем грехе, но это был тупик. Только после того, как она прожила, как говорит Предание, сорок лет в пустыне, ее дорога стала бесконечной. Только добродетель имеет начало и длится вечно, ибо получаемое от нее удовольствие истинно.

В следующее воскресенье мы войдем вместе с Господом в Иерусалим. Мы должны серьезно подготовиться к прохождению через земной Иерусалим и путь страданий, чтобы достичь славного Воскресения.

Наше созерцание на примере святой Марии Египетской и наше размышление о человеческом искушении, постигшем апостолов Иакова и Иоанна, призывают нас вести духовную жертвенную войну в оставшееся время поста.  

Только для распятых возможно Воскресение. Крест – это слава. Есть ли для христианина большая слава, чем участие в страданиях Его Учителя?

Близится Страстная седмица, и все яснее слышится для нас призыв к труду по стяжанию добродетелей, к борьбе, к подвижничеству и любви. 

Воистину, то, что приятно для людей мира, изнурительно для нас. А то, что изнурительно в умах Христовых, станет в конце концов по-настоящему радостным. Аминь.

Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Блог арабского православия

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить