Увидеть славу Божию

Во все времена было много тех, кто относился ко Христу совершенно по-разному. Для некоторых Его имя – синоним ругательства или кульминационная фраза скверных анекдотов. Кто-то представляет Его по-своему: Он тот, кого можно попросить о чем угодно. Для одних Он учитель или пророк, которого можно почитать, но никак не Сын Божий, Которому нужно поклоняться. В сегодняшнем евангельском чтении Христос представлен совершенно другим – как Тот, Кто возвращает зрение слепым нищим и речь человеку, одержимому бесом. Христос, конечно, не просто чудотворец, Он – Спаситель мира, Который, как пишет апостол Павел, принял нас в славу Божию (см.: Рим. 15: 7).  

Мы продолжаем праздновать Преображение Господне, вспоминая, как духовные очи Петра, Иакова и Иоанна отверзлись, и они увидели Божественную славу Христа, увидели, как может преобразиться всякий человек. Слепые нищие, описанные в сегодняшнем Евангелии, были из евреев, они просили милости у Сына Давидова, по-еврейски Мессии, верили, что он человек очень праведный, способный совершать чудеса (см.: Мф. 9: 27). Хотя их вера была далеко не совершенной (это символизирует их слепота), Господь их помиловал и вернул им зрение. Полный смысл этого исцеления раскрывает Преображение: Богочеловек дает нам возможность видеть не только вещи материальные, вещи мира сего, но также душой познавать и чувствовать Божественное. Подобно тем нищим, апостолы были евреями, они ожидали не Сына Божиего, а праведного человека, Мессию. До Воскресения ученики не понимали, Кто Он. Увидев сияние и свет Его Божества, они тоже получили дар прозрения.  

Богочеловек дает нам возможность видеть не только вещи материальные, вещи мира сего, но также душой познавать и чувствовать Божественное

Наступила середина Успенского поста, подводящего нас к празднику Успения Пресвятой Богородицы, празднуемого 28 (15) августа. Земная жизнь Божией Матери завершилась, но через три дня Ее гробница была найдена пустой, Она последовала за Своим Сыном, став первым святым человеком, который наследовал Царство Небесное. В период поста мы воздерживаемся от вкусных и обильных яств и посвящаем больше времени молитве, желаем уподобиться Пресвятой Богородице, первой впустившей Христа в Свою жизнь. Она выдающийся пример для всех нас. Если мы хотим увидеть свет Христов, нужно смириться и закрыть глаза перед искушением искать смысл жизнь в чем угодно, но не в Нем. 

Если мы хотим увидеть свет Христов, нужно смириться и закрыть глаза перед искушением искать смысл жизнь в чем угодно, но не в Нем

Так и поступила Дева Мария, когда Архангел Гавриил сообщил Ей, что Бог избрал Ее быть Матерью Его Сына: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1: 38). В тот момент Она полностью впустила Господа в Свою жизнь. Пресвятая Богородица видела, что Христа оклеветали и убили, но всё равно осталась Ему верной, не оставила Сына, когда Его распинали, была среди жен-мироносиц, когда они пошли помазать Тело Господа перед погребением. Богородица первой услышала, что Христос воскрес, и, очевидно, Она первой узнала, что Он воплотился в Ее чреве. В Успенский пост мы особенно стремимся к тому, чтобы наше духовное зрение было таким же чистым, как у Нее.

В сегодняшнем евангельском чтении Господь также изгнал беса из мужчины, вернув ему способность говорить. Он был язычником, поэтому люди говорили: «Никогда не бывало такого явления в Израиле», а фарисеи твердили: «Он изгоняет бесов силою князя бесовского» (Мф. 9, 32–34). Апостол Павел христианам в Риме, среди которых были как бывшие иудеи, так и язычники, недвусмысленно указывает, что они должны «едиными устами славить Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 15: 6). Более не рабы идолопоклонства, неспособные славить Бога, потому что язык связан, мы, язычники, ныне можем славить Бога всяким дыханием, как и потомки Авраама, ибо данные в Ветхом Завете обещания распространяются на всех, кто имеет веру в Мессию. Святой Дух объединил языки, некогда разделенные на Вавилонской башне, и все мы можем с полным правом славить Бога в храме веры. 

Способности видеть и говорить для человека жизненно важны. Христос многим вернул зрение и, неся благую весть о спасении, обращался к образам света, тьмы и зрения. Он стремился не просто донести людям, насколько важно видеть окружающий мир, но призывал нас познать Бога через духовное единение с Ним. Богородица сияла Божественным светом, как раз поэтому Она пророчески воскликнула: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1: 46–48). Слова Девы Марии были истинными: Она обладала истинным духовным зрением, оно не была ничем затуманено, Она на личном опыте знала Бога. 

Слова всегда (только за исключением случаев сознательного лицемерия) отражают нашу подлинную сущность. Признать это может быть страшно. Наверное, как раз поэтому Священное Писание очень часто предостерегает от многословия. Например, в Псалтири: «Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих» (Пс. 140: 3). Господь учил, что мы дадим ответ за каждое слово, сказанное праздно: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12: 36–37), «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» (Мф. 15: 11). Апостол Иаков пишет, что язык – небольшой член, но много делает, его крайне трудно удержать: язык «оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны» (Иак. 3: 6). Ругаясь, проклиная, осуждая, мы обнажаем свою духовную слепоту и полную закрытость сердца Богу. 

Слова всегда (только за исключением случаев сознательного лицемерия) отражают нашу подлинную сущность. Признать это может быть страшно

Конечно, нам следует очень внимательно следить за своими словами, но еще лучше – молчать, когда в сердце есть злоба, не высказывать ее ни тому, на кого гневаемся, ни кому-либо еще. Если рассуждать более глобально: исполненные злобы слова – симптом того, что наша душа больна. Чтобы обрести духовную цельность, чтобы «устами» славить Бога и благословлять ближних, наше сердце должно озариться светом Христовым. Преобразившись под действием Божественной благодати, мы более не будем говорить слов праздных и пустых, но будем каждым словом прославлять Господа.   

Чтобы обрести духовную цельность, чтобы «устами» славить Бога и благословлять ближних, наше сердце должно озариться светом Христовым

Давайте в оставшиеся дни Успенского поста подражать Богородице – тому, как Она впустила Бога в Свою жизнь, стремиться молитвой и покаянием приблизиться к Нему. Наша душа должна полностью преобразиться, и тогда мы обретем силы, чтобы во всем, что говорим и делаем, славить Бога и благословлять ближних. Будем смирять себя постом, чтобы всю свои энергию направить не на угождение эгоистичным желаниям, а на угождение Богу, по образу и подобию Которого мы созданы. Поэтому, открывая сердце Богу, впуская Его в свою жизнь, в молитве мы должны всегда стоять перед Ним. Поэтому нужно особое внимание уделять не удовлетворению своих капризов, а служению ближним. Поэтому необходимо каяться, исповедовать грехи, из-за которых мы блуждаем в духовной тьме. Непрестанно стремясь к Богу всем сердцем, мы станем более восприимчивыми к Божественной благодати, наше духовное зрение станет более ясным, мы сможем видеть славу Божию, соответственно, словами и делами будем прославлять Его. Праздник Христова Преображения – напоминание о том, что наша цель – преобразиться, освятиться, чтобы наши одежды, по благодати Божией, сделались белыми, как свет. Пусть в стремлении к Богу примером для нас будет Пресвятая Богородица.

Перевод с английского Марии Лицман
Ancient Faith

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить