Как смотреть мультики

«Все есть яд и все есть лекарство. Только доза делает лекарство ядом и яд лекарством», – сказал когда-то перевернувший историю медицины ученый врач Парацельс. Его слова можно отнести не только к лекарственным препаратам, но и ко всему на свете, в том числе и к мультикам, которые становятся злом или добром в зависимости от того, как именно мы их используем.

Фото 1.jpeg

Сразу оговорюсь, что я не претендую на роль нейропсихолога, педагога или иного представителя научного мира. Мои предположения основаны только на личном опыте, здравом смысле и критическом мышлении. И это мышление не может не подсказывать мне очевидную вещь: мультфильмы – это мощнейший инструмент пропаганды (или, если выбрать более мягкое слово, воспитания).

В чем причина этой уникальной мощности? В том, что синтетические виды искусств воздействуют на нас через разные каналы восприятия. Проще говоря, мультики воздействуют на детей и через слух, и через зрение.

Из этого тезиса, который не требует особых доказательств, я делаю два вывода. Во-первых, моя важнейшая обязанность – быть цензором, решающим, какие именно образцы поведения я впускаю через экран в сердце ребенка. А во-вторых, если я хочу уменьшить мощность воздействия на детскую нервную систему, то я могу выбрать не мультики, а другие переходные жанры искусства.

Ребенка песни и аудиосказки зачаровывают так же, как и мультики, но нагрузка оказывается в разы ниже, ведь глазки в это время отдыхают

Для чего же мне снижать мощность инструмента, которым можно сеять высокое и прекрасное с тройным КПД? Для того, чтобы мой ребенок не разучился слышать тихое: стрекотание кузнечиков, шуршание страниц и шепот Бога. Если позволить себе гастрономическую аналогию, мультики – это остро-солено-перченое блюдо. Очень выразительное и развивающее кругозор, но при ежедневном и многоразовом использовании притупляющие чувственность вкусовых рецепторов. А я очень хотела бы сохранить в своих детях восприимчивость к скромному и способность нырять за глубоким.

Неизбалованного экранным временем ребенка песни и аудиосказки зачаровывают так же, как и мультики, но нагрузка оказывается в разы ниже, ведь глазки в это время отдыхают. И если я иногда, вовремя не оценив ситуацию, сталкивалась с перевозбуждением или истерикой после мультиков, то выключение аудиосказок всегда воспринимается спокойно. Оговорюсь, что у нас никогда и ничего не играет «фоном», просто так. Мы любим тишину (условную тишину, которая бывает в доме с маленькими топающе-поющими детьми).

Фото 2.jpeg

Музыка – это событие, сознательно принятое решение, некая конечная ситуация. Ребенок просит (или я сама предлагаю) аудиосказку, сказка включается и играет до тех пор, пока я не замечаю, что детское внимание рассеялось или переключилось на что-то другое. Время этого внимания зависит и от возраста, и от склада ребенка. Но даже если ваш ребенок – ярко выраженный визуал, то, мне кажется, было бы весьма полезно сознательно развить у него и слуховое восприятие, которое пригодится и для написания школьных изложений, и для того, чтобы вовремя услышать свою остановку в электричке. Кроме того, мультики – дело сидячее, тогда как прослушивание песен можно сделать делом танцующе-подпрыгивательным, а дополнительная физическая активность в наше зимне-квартирное время никому не повредит.

Богато иллюстрированные книги, фотоальбомы, репродукции картин и диафильмы учат ребенка вдумчиво вглядываться и внимательно всматриваться

Визуальные аналоги мультиков – богато иллюстрированные книги, фотоальбомы, репродукции картин и диафильмы – учат ребенка вдумчиво вглядываться и внимательно всматриваться.

Вроде бы мультик тоже дает много пищи для глаз, но пища эта так быстро убегает, что редкий охотник за прекрасным успевает ее поймать. И это не единственная, но тоже весомая причина, почему для изучения мультфильма надо посмотреть его много-много раз. Да-да, изучения, вы не ослышались. Каждый новый мультик, как и новая тема в математике, – это напряженное исследование. Надо следить за сюжетом, переживать за попавшего в неприятности героя, вникать в смысл фраз, вслушиваться в слова песен, поэтому каждый новый (для ребенка) мультфильм мы смотрим вместе. Я комментирую-проговариваю сюжет или задаю наводящие вопросы: «Это – голубой щенок. Он добрый. А это – черный пират. Он какой? Правильно, злой». Я наблюдаю за реакцией ребенка и стараюсь направить ход его мыслей в нужное русло, потому что даже если мультфильм – любимая классика моего детства, мой ребенок – другой отдельный человек. Он может сделать совсем другие, неожиданные для меня выводы.

Так, например, из всего мультфильма «Жихарка» – серии из моего любимого глубокоуважаемого мультипликационного сериала «Гора самоцветов» – моего сына больше всего зацепила и напугала сцена с бабайкой. То, что для меня было смешным и безобидным, для него оказалось страшным и вредным. И если бы во время просмотра меня не было рядом, то как я узнала бы о том, что сейчас происходит в доверенной мне Богом детской душе?

Фото 3.jpg.PNG
Кадр из мультфильма «Жихарка»

Когда мы посмотрели, обсудили и разобрали мультфильм, то… мы смотрим его еще раз. А потом еще, и еще, и еще раз. Зачастую родители торопят ребенка, им хочется интересненького и новенького, а «"Колобка" ты уже сто раз слушал, зачем тебе еще?» Но повторение – мать учения. А еще – мать спокойствия и стабильности. Ежедневные ритуалы делают мир по-домашнему предсказуемым, и если ребенок привязался к каким-нибудь мультикам, книжкам или занятиям, то я стараюсь отойти в сторонку со своими передовыми идеями, и дать человеку спокойно, в своем темпе прожить эту историю, пропустить сюжет через себя, наиграться в новую роль.

В это блаженное время мультик перемещается в раздел «для самостоятельного использования». Прекрасный раздел, который достается из закромов в те минуты, когда маме нужно свое время. Я включаю старшему сыну совместно изученные мультфильмы и с чистой совестью ухожу укладывать младшего, не опасаясь, что мой сын встретит не нужную ему бабайку.

Чем дальше в лес, тем зубастее и причудливей волки, но, по крайней мере, в самые нежные годы детства родитель может (у меня напрашивается слово «должен», но я по себе знаю, как отталкивает нравоучительная интонация) фильтровать детский контент. Ребенок не захочет «Синий трактор», если он не видел «Синий трактор». Невозможно хотеть то, чего не видел, правда? Самая удачная и, наверное, ушедшая в прошлое схема из моего детства – иметь на компьютере папку «Мультфильмы». Все, что в этой папке, тебе можно. А других папок для тебя не существует. В этой папке не включится неизвестно откуда взявшийся «Бармалей», и реклама не прервет ниточку душевного рассказа.

Фото 4 и Превью.jpg

Я пишу эти слова, находясь в роли мамы трехлетки и прекрасно осознавая, что построенные мной заборчики дисциплины постепенно будут раздвигаться. Однажды мои дети дорастут до полнометражных фильмов, а потом и до споров со мной: «Мам, ты не понимаешь, это новая культовая вселенная, не закончилось же на "Гарри Поттере" развитие фэнтези». И, надеюсь, мне хватит мудрости и гибкости для выстраивания дружеского уважительного диалога со своими повзрослевшими детьми.

Но сейчас – время строить заборчики и выбирать мультики. Что там у нас сегодня по плану? Ага, «Рождество» Михаила Алдашина. Приноси с кухни миску с мандаринами, устраивайся поудобнее и смотри, как Мама Мария заботливо купает Своего Новорожденного Малыша. А ты – мой малыш, и я тоже тебя люблю. Сильно-сильно? Конечно, сильно-сильно. Как лев? Ну, как тебе сказать…

Мария Чебан 15 февраля 2024
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить