Настоящая энциклопедия казачьей жизни

В Издательстве Сретенского монастыря вышла книга Марии Пискуновой «Кубанские сказки».

Автор книги, Мария Пискунова, родилась в 1980 году в Краснодаре, вместе с мужем, иереем Александром Пискуновым, сейчас живет в Порто (Португалия), где руководит Центром детского развития. По образованию она юрист, но увлечение этнографией, историей кубанского казачества побудило ее в сказочно-притчевой форме рассказать детям об особенностях жизни казаков до 1917 года и напомнить о важности таких нравственных ценностей, как милосердие, почитание старших, любовь к родине.

В сборнике есть сказки, перекликающиеся с фольклорными, но события в них разворачиваются неожиданно для читателя. «Добрая Аринка» – вариация известного сюжета о кроткой падчерице, которую злая мачеха заставляет трудиться, вместе со своей избалованной дочерью живя за счет кроткой девушки. Однако Аринка, когда ей представилась возможность с помощью Бабы-яги отомстить мучительницам, проявляет великодушие и спасает им жизнь. За это ее ждет совсем несказочная, вполне жизненная награда: любящий и преданный жених, а завершается сказка, как и положено, свадьбой.

В сборнике есть сказки, перекликающиеся с фольклорными, но события в них разворачиваются неожиданно для читателя

«Малец Федотка и гуси-разбойники» напоминает «Гуси-лебеди». Только в отличие от несмышленого и покорного братца из народной сказки, Федотка оказался предприимчивым и храбрым. Взнуздал вожака стаи веревочкой и начал ловко управлять им, как конем, – настоящий казак! И в результате привел всю стаю к себе на двор, а они решили ему служить, а не злой лесной старухе, напоминающей Бабу-ягу. Причем самое важное здесь то, что Федотка старался не только для себя и своей матушки, а для всех: «избавил родной край от разбойников!» Именно так много веков казаки служили родине, защищая не только свой дом, но границы России.

Сюжет про то, как отец продавал сына на ярмарке, встречается и в русском сказочном фольклоре, и у других народов. Но чтобы сын «забросил себе на спину старика да потащил вон из дому» продавать, это что-то новое. В сказке «Как сын отца на ярмарку возил» старый казак Макар так донимал домочадцев ворчанием и придирками, что старший сын Филипп, не стерпев, выставил родного батюшку на торжище в базарный день. Конечно, это вызвало осуждение окружающих: «Остановись, казак, виданное ли это дело так не почитать своего родителя! Негоже православному человеку людьми торговать!» Но вспыльчивого и упрямого Филиппа остановило не это, а искреннее сочувствие к старику, которое проявил мальчонка-сирота. Дрогнуло сыновнее сердце, опомнился казак, залился покаянными слезами и вернулся домой не только с отцом (который, кстати, присмирел и тоже задумался над своим тиранским, абьюзивным, как сейчас говорят, поведением), но и с мальчонкой, которого с радостью приняли в семью. Сказка-притча о почитании родителей и о том, что все мы, дети, в неоплатном долгу перед ними. А старческое брюзжание можно и потерпеть, невелика беда. Тем, кто не знаком с традиционным казачьим укладом, сюжет этой сказки может показаться даже слегка шокирующим. Но он отражает реальность: испокон веку в казачьей семье власть переходила от состарившегося отца к старшему сыну, который брал не только бразды правления, но и ответственность за всех членов семьи. В сказке отец не желает мириться с неизбежностью, бунтует, и младшим членам семьи приходится напомнить ему о необходимости соблюдать традиции.

В сказке «Любашины женихи» отец выбирает дочери в мужья не того, кто ловок и отважен, а того, кто добр: «Желал я, хлопцы, чтоб мерились вы силой и ловкостью, а Бог иначе судил, соревноваться пришлось вам в сердечности». А это важнее, чем удаль.

«Семь матерей» – это даже не совсем сказка, а иллюстрация поговорки «Долг платежом красен». В бою казак по имени Петро своей грудью закрыл товарища и погиб. Тот не имел родителей, звался Сиротой Тимофеем. И вот Сирота Тимофей нанялся в работники к матери своего спасителя: «Навеки у вас в должниках». И не только этой семье помогает, но и еще семи казачкам, которые потеряли на войне сыновей. Так у Сироты Тимофея стало семь матерей. Счастливый финал суровой жизненной истории.

Тонко и аккуратно поднята в этом сборнике и тема отношения к смерти («Как казак смерть перехитрил»), в которой показано, с каким достоинством и мудростью ведет себя при встрече со смертью старый казак.

Книга – настоящая энциклопедия казачьей жизни. Читатель узнает много интересного о казачьих обычаях, которые неплохо и позаимствовать. Например, традиции гостеприимства: «На Кубани каждый гость свят для хозяина, каждого как родного встретят да борщом наваристым попотчуют».

Живописный, полный смысла обряд сватовства на Кубани показан в сказке «Грушенькины дочки».

О том, что казаки не только отважно сражались, защищая Россию от многочисленных врагов, но и были отличными хозяевами, много трудились и потому имели крепкие хозяйства, повествуется в сказке «Как казак коня лишился и через то разбогател». В ней кропотливый труд привел бедствующую казачью семью к материальному благополучию.

История казачества знает случаи, когда из набегов на соседей по Северному Кавказу казаки привозили «живые трофеи» – горских красавиц. Но в сказке «Девочка-ясырка» казак-вдовец привозит из похода осиротевшую девочку Айше, ровесницу его старшей дочери Настеньки. Двенадцать лет – и без того трудный возраст, подростничество (хотя в те времена, да еще в казачьей семье, взрослели рано), Настя испытывает ревность к непрошеной «сестрице». Но доброе сердце Айше, ее готовность помочь, ее кротость растапливают лед неприязни, и девочки становятся настоящими сестрами. Несмотря на принадлежность к разным народам и разным религиям.

Сказки Марии Пискуновой помогают задуматься о вечных ценностях и ненавязчиво напоминают о том, какую огромную роль имела православная религия в жизни казаков. А иллюстрации В. Коркина, передающие детали домашнего быта, одежды, помогают лучше представить уклад казачьей жизни прошлых веков.

КУПИТЬ КНИГУ

Книгу можно приобрести:

Наталья Богатырёва 6 октября 2021
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить