Благодатный пастырь

Ко дню памяти протоиерея Валентина Амфитеатрова

«Мы все стоим на острие,
Желая совершенства…
Не за талант – за житие
И святость, и блаженство».
Иеромонах Роман (Матюшин-Правдин)

1/13 сентября 1836 года родился протоиерей Валентин Амфитеатров. Известный проповедник, подвижник благочестия. Святой праведный Иоанн Кронштадтский отзывался о нем как о «великом пастыре», а в Первопрестольной его с любовью называли «московским утешителем». Насельник Сретенского монастыря архимандрит Иов (Гумеров), автор книги «Благодатный пастырь. Протоиерей Валентин Амфитеатров», рассказывает о пути к Богу отца Валентина, о служении и о том, чему он может научить нас, ныне живущих.

1.jpg

– Отец Иов, благословите. Вы занимались сбором материалов для канонизации протоиерея Валентина Амфитеатрова, составили его житие. Расскажите, пожалуйста, о его жизни.

– Отец Валентин родился в день церковного новолетия, 1 сентября 1836 года, в селе Высоком Кромского уезда Орловской губернии. Семья была благочестивой и имела глубокие духовные корни. Отец его, протоиерей Николай, был племянником святителя Филарета, митрополита Киевского и Галицкого (1779–1857), родившегося в том же селе. Можно быть уверенным, что отец Валентин испытал глубокое влияние своего двоюродного деда, которого еще при жизни называли благочестивым.

Вот, что читаем в «Оптинском патерике»: «Сердце святителя Филарета было по-матерински нежным и широким. Оно могло вместить и вмещало в себя очень многих людей, о которых молился и переживал святитель. Сердиться он совершенно не умел, чужую боль переносил, как свою собственную, а чужие недостатки покрывал снисходительной, ласковой любовью. Когда же была необходима строгость, митрополит подолгу готовился к разговору с провинившимся, молился о нем и о себе, был неспокоен. Даже по крайней необходимости он не мог причинить никому огорчения. В самом дурном человеке святитель Филарет видел сияющий образ Божий, который не осмеливался омрачить».

Мать свою, Анну, отец Валентин называл святой женщиной. В одной из проповедей он с особой теплотой говорит об отце и матери: «Когда я вспоминаю о попечениях своих родителей над моей нравственностью, то и теперь, под сединами, помню и прославляю душой их любовь»[1].

Имя ему дали в честь святого мученика Валентина (память 24 апреля). Сей мужественный воин Христов, происходивший, по преданию, из славян, стойко претерпел мучения и был в 228 году усечен мечом в тридцатилетнем возрасте.

2.jpg

В 1847 году Валентин поступил в Орловскую духовную семинарию. В 1853 году по собственному прошению был переведен в Киевскую духовную семинарию, которую окончил в 1854 году.

В 1854–1858 гг. учился в Московской духовной академии. Окончил ее со степенью кандидата богословия и был определен инспектором и преподавателем в Калужскую духовную семинарию. С апреля 1859 года он преподавал там всеобщую и русскую историю, а также греческий язык.

17 июля 1860 года он женился на дочери протоиерея Иоанна Чупрова Елисавете (†1880). У супругов родились сын Александр и три дочери: Александра, Любовь и Вера.

15 сентября 1860 года епископом Тульским и Белевским Алексием (Ржаницыным) он был рукоположен во священника Благовещенской церкви в Калуге. Чуть позже епископ Калужский и Боровский Григорий (Миткевич) возвел его в сан протоиерея.

В 1871 году он переехал в Москву и был назначен законоучителем в Московскую учительскую семинарию, затем в Московское казенное реальное училище. Результатом преподавательской деятельности протоиерея Валентина явились книги по Священной истории: «Библейская история Ветхого и Нового Завета» и «Очерки из библейской истории Ветхого Завета».

3.jpg

– Что вас тронуло больше всего в его личности?

– У отца Валентина было чуткое, любящее сердце. Он искренне соболезновал всем несчастным, больным, обездоленным, страждущим. Его служение было необыкновенным по силе духовно-молитвенного напряжения. Вся его фигура, высокая и благообразная, совершенно преображалась.

Вся его фигура, высокая и благообразная, совершенно преображалась

В. Н. Зверев, с детского возраста много лет наблюдавший за ним в алтаре, вспоминает: «Среди голубоватых волн расходившегося по алтарю ладана лик отца Валентина приобретал вдохновенное выражение, граничившее с восторгом. Взором и мыслию отрешаясь от всего земного в предстоянии своем пред Богом, отец Валентин всей душой переживал счастье Богообщения»[2].

В 1874 г. по ходатайству святителя Иннокентия (Попова-Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского, отец Валентин был назначен настоятелем церкви во имя святых Константина и Елены в Кремле. В народе ее называли «Нечаянная Радость» по находившемуся в ней чудотворному образу Божией Матери.

Подвижническое служение протоиерея Валентина Амфитеатрова преобразило жизнь храма, долгое время фактически не имевшего прихожан. Постепенно там образовалась одна из самых известных и многочисленных православных общин в Москве. В праздники церковь не могла вместить всех желающих. Ежедневно отец Валентин служил Божественную литургию. Его служение было необыкновенным по силе молитвенной сосредоточенности.

Вот свидетельство современника: «Отец Валентин доказал, что ревностный священник может привлечь молящихся в покинутые, бесприходные храмы. Даже по будням в его храме бывало тесновато. Народ стекался к нему не только чтобы помолиться, но и чтоб открыть ему душу, излить накопившееся горе, спросить совета. Начиная литургию в девятом часу (он служил сам ежедневно), затем отец Валентин совершал требы, затем объяснялся с ожидавшими его прихожанами, так что из церкви уходил сплошь и рядом в третьем часу, голодный до этой поры, но радостный и оживленный. Протоиерей Валентин опирался на традиции православного старчества. В центре отношений духовника и его чад было обязательное послушание… Когда думаешь о нем, вспоминается храм, заполненный народом, таинственно прекрасные минуты литургии, жар искренних молений – народ, Святая Чаша, чувство вечности слилось в возвышенное прекрасное целое верою этого пастыря»[3].

Он был вдохновенным проповедником, обладал даром дерзновенной молитвы, прозрения и чудотворения, по его молитвам происходили исцеления от болезней.

4.jpg
Похороны протоиерея Валентина Амфитеатрова. Часть процессии у храма святителя Николая Мирликийского на Щепах

Был он и неутомимым благотворителем, оказывая помощь огромному числу нуждающихся из личных средств или через своих духовных чад, среди которых были состоятельные люди. В числе постоянных помощников отца Валентина была княжна Н. Б. Шаховская (1820–1906), основательница общины «Утоли моя печали».

– Где можно прочитать о чудесной помощи людям протоиерея Валентина?

– Духовный сын протоиерея Валентина В. Н. Зверев вспоминает: «С течением времени было с совершенной точностью отмечено, что о. Валентину присущ дар провидения, прозорливости. Он необыкновенно легко понимал душевное состояние к нему обращавшихся, часто затруднявшихся даже высказаться, и, к смущению таковых, часто отвечал на даже еще не поставленные вопросы. По своей природной деликатности о. Валентин старался, чтобы это было возможно менее заметно, но у всех, с ним соприкасавшихся, составлялось убеждение, что от о. Валентина и его проницательности ничего утаенным остаться не может. О действенной силе его молитв было известно давно. К отцу Валентину постоянно стремились болящие, особенно безнадежные. Многие из них были ему обязаны облегчением их страданий и исцелением»[4].

У всех, с ним соприкасавшихся, составлялось убеждение, что от о. Валентина и его проницательности ничего утаенным остаться не может

Духовная дочь отца Валентина Анна Зерцалова (прославлена в 2000 году как святая мученица) с помощью духовных чад батюшки выпустила четыре книги с описанием его выдающейся пастырской деятельности, случаев прозорливости и дара чудотворений[5].

– Какой урок из его жизни могут извлечь современные верующие миряне и пастыри?

– Отец Валентин был человеком высокой праведной жизни, а праведность, по слову святителя Иоанна Златоуста, «не только спасает приобревших ее, но и возбуждает многих к ревности по ней и переносит от смерти к вечному бессмертию»[6].

Беседовала Александра Калиновская


[1] Духовные поучения. Проповеди прот. В. Н. Амфитеатрова, бывшего настоятеля Московского придворного Архангельского собора, записанные с его слов одной из его духовных дочерей. М., 1916

[2] Зверев В. Н. Памяти о. Валентина Амфитеатрова – «Православная жизнь». Джорданвилль. 1950, № 9. С. 11–12.

[3] Поселянин Е. Памяти ревностного пастыря // Церковные ведомости. 1908. I – 44. Ноября. С. 2171–2173.

[4] Зверев В. Н. Памяти о. Валентина Амфитеатрова. Православная жизнь. № 9, 1950. Джорданвилль

[5] См.: Новомученица Анна Зерцалова. Подвижник веры и благочестия: Воспоминания о протоиерее Валентине Амфитеатрове. М., 2002.

[6] Толкования на притчи Соломона. Глава 10.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить