Стремиться преображать себя + АУДИО

Проповедь в день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца

1.jpg

Проповедь в день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца. Игумен Павел (Полуков). (Продолжительность 00:14:00 мин, размер 19,2 Мб)

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня, братья и сестры, мы вспоминаем святителя Филиппа, митрополита Московского. По милости Божией у нас много святых. Господь в идеале всех нас призывает к святости, то есть к преображению своей души в стремлении к Нему, к тому явлению, которое богословы XIV века, православные исихасты называли «обожение», то есть соединение с Богом. И в святцах есть люди, которые, может быть, максимально этого достигли, достигли своим подвигом, своей жизнью. У всех жизнь разная, у всех своя мера подвига, но вместе с тем эти люди, говоря современным языком, – это те точки роста, к которым мы призваны присматриваться, о которых мы призваны узнавать и которым мы призваны в меру своих сил подражать.

Святитель Филипп родился в семье потомственных бояр – род Кулычевых был известен еще с XIII века. Детство его проходило в обучении, потому что отец его готовил к продолжению служения в Боярской думе, в которую он сам входил. Но обучение в то время в основном проходило по церковным книгам: по Псалтыри, житиям святых, Священному Писанию. И вроде бы все обучались по одним и тем же книгам, но, скорее всего, не все глубоко задумывались и воспринимали в сердце слова Священного Писания. Юный Феодор, проходя это обучение, достиг больших высот, больших успехов, но вместе с тем все глубже и глубже падали в его душу и сердце слова Священного Писания. Немало потрудилась над этим и его мать, которая последние годы своей жизни провела в монашестве.

Принимая непосредственное участие в жизни государства, молодой Феодор, конечно, много замечал, многое ему не нравилось. Мы знаем, что это было сложное время для государства. Судя по всему, Феодор рано стал задумываться о монашестве. Об этом говорит то, что он достаточно долгое (по тем меркам) время не был женат, не создавал семьи. Он служил, молился. Началась смута, при которой стали страдать его близкие, родные были казнены. И, совершенно разочаровавшись в той карьере, к которой его готовили, он молча (поскольку его вряд ли благословили бы и отпустили) уходит в одежде простого крестьянина и путь свой держит на Север, в сторону Соловков. Какое-то время он живет на берегу Онежского озера, как бы испытывая свои силы, ведь он все-таки воспитывался в боярской семье, на вершине власти. А здесь Феодор нанимается к крестьянину пастухом и больше года проверяет, насколько он способен к такой жизни. И затем, укрепившись, он приходит на Соловки: его принимают в братию, и в течение девяти лет он несет самые обычные, но вместе с тем тяжелые физические послушания на хлебне, в кузнице, несет их очень хорошо. Но замечает, что дух в нем разгорается, он молится и действительно желает уединения.

Святитель преображает все вокруг. Но преображение это он начинает с себя

По милости Божией учителя у него были хорошие, и вот когда через 9 лет умирает настоятель обители, то братия единогласно выбирает его игуменом. За несколько десятилетий пребывания игуменом он преображает все вокруг. Но преображение это он начинает с себя, своей души, своего сердца. Мы знаем, что будущий митрополит любил уединение, любил уходить за две версты от монастыря в ту пустынь, которую прозвали еще при его жизни Филипповой пустынью. Кто был на Соловках, знает, что до сих пор это место есть. Он молится, заботится о том, чтобы восстановить более глубокую духовную жизнь. Составляет достаточно строгий монашеский устав, возобновляет память основателей монастыря Зосимы и Савватия. А ведь монастырь до него существовал, по историческим меркам, совершенно немного, чуть больше ста лет. Он находит икону, какие-то вещи, поклонный крест, принадлежащий основателям. 

Он начинает строить храм, первый каменный храм в обители: Успенский, затем Преображенский. Он сам кладет кирпичи на стройке, он преображает и человеческие души, и сам монастырь, местность вокруг. Он соединяет несколько озер, делает их проточными, осушает болотистую местность, засаживает полями, разводит рыбу и даже использует воду не только для мельницы, но и для многих других хозяйственных нужд монастыря, что для XVI века необычно. И когда приходили паломники или гонцы в Соловецкую обитель, они удивлялись, они говорили: «Там у Филиппа телега сама едет, без лошади, сама нагружается хлебом, сама возвращается и скидывает этот хлеб». А все это было при помощи воды, и для этого нужна была смекалка и нужно было это духовное преображение.

В Москве про него вспоминает юный царь Иван Грозный, которому нужна поддержка. Поддержка, которую он часто не видит вокруг себя. Своеобразный, часто впадающий в гнев… Мы знаем, что два святителя Московских перед Филиппом недолго задерживаются на кафедре. Один – Афанасий – уходит сам, другой – Герман Казанский – изгнан Иваном Грозным. Царь хотел бы видеть в Филиппе нового святителя, а ведь он помнит его по своей юности, помнит дружбу с ним, знает о его святой жизни и надеется, что рядом будет молитвенник, настоящая опора и поддержка.
Святитель Филипп поддается на уговоры только благодаря тому, что люди говорят: «Ты рядом с царем можешь как-то смягчить его нрав, ты сможешь принести пользу для многих людей». Филипп соглашается и приходит в Москву.

2.jpg
Я. П. Турлыгин «Митрополит Филипп обличает Ивана Грозного»

И действительно, из небольшого времени его святительства (около двух лет) большую часть – полтора года – царь прислушивается к нему, прислушивается к его древнему праву печалования, но затем все-таки сердце Филиппа не выдерживает, он видит несправедливость, видит много крови, и в определенный момент он не благословляет царя, внешне показывает свое несогласие с его политикой… Немного времени проходит, и начинаются гонения, издевки. Страшное время он переживает: ему приносят голову его любимого племянника. Филиппа изгоняют из Москвы, из собора буквально выкидывают, выталкивают метлами. В простой одежде, сняв с него святительские ризы, отправляют в Отроч монастырь в Твери. Там он принимает свою мученическую кончину.

Но продолжает жить в людях память о святителе, любовь народная, желание его заступничества. И сначала по ходатайству соловецких монахов его мощи переносят в Соловецкий монастырь, а затем, уже при Алексее Михайловиче, правнуке Иоанна Грозного, переносят их в Москву, где Алексей Михайлович просит прощения за своего прадеда. Место, где москвичи встречали честные останки, с тех пор называлось Крестовской заставой – ныне это проспект Мира, улица Гиляровского, где как раз и стоит храм святителя Филиппа, митрополита Московского. Я думаю, москвичи все про этот храм знают. А почему это место называлось Крестовской заставой? Потому что в память о встрече этих мощей был поставлен когда-то поклонный крест, то есть это место тоже связано с временем митрополита Филиппа.

В какой-то степени жизнь нашего монастыря тоже связана с Соловками. Мощи нашего покровителя, священномученика Илариона, покоятся на Соловецких камнях, и, безусловно, есть какие-то параллели с жизнью Соловецкого монастыря, который так неожиданно через 100 лет своего существования увеличился, усилился и духовно, и внешне. Так же и в нашей обители в последние десятилетия произошел огромнейший расцвет. Священномученик Иларион (Троицкий) – умнейший, ученейший человек своего времени, почитавший святителя Филиппа и отбывавший ссылку на Соловках, и там старался подражать ему и преображал души окружающих его людей. Он поддерживал тех, кто нуждался в этой помощи.

Что часто лежит в основе прогресса и одновременно мешает преображению? Грех

У священномученика Илариона есть работа «Прогресс или Преображение»: чем отличается одно от другого? Самое главное, что часто помогает прогрессу или лежит в основе его, и наоборот, что мешает преображению, – грех. Часто в основе прогресса лежит грех, и священномученик Иларион говорит: «Еще десять лет назад мы не знали, что такое аэроплан, а сейчас, во дни Первой мировой, мы только и слышим, как эти аэропланы кидают бомбы, бомбят войска, бомбят населенные пункты». А преображению всегда мешает грех.

Такие святители, как Филипп, митрополит Московский, кроме своего нравственного подвига, несогласия с неправдой и злом показывают нам пример преображения своей души, преображения мира вокруг себя. Святитель показал, к чему это преображение может привести каждого человека. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить