Человек Царства Божия. Часть 1

11 лет назад, 29 октября 2009 года, не стало высоко почитаемого румынского духовника архимандрита Феофила (Пэрэяна). Слепой с младенчества, он был просвещен светом Божественным и, несмотря на свои ограниченные возможности, глубоко постиг мудрость Христова Евангелия и учения святых отцов. После падения социалистического режима в 1989 году архимандрит Феофил стал неустанно выступать с проповедями, обращая массы людей на путь веры Христовой. Он объездил более 80 городов и издал 38 книг, много выступал на радио и телевидении. Особенно любила старца молодежь, собиравшаяся в православных лагерях, которые организовали у себя монастыри. Своим массовым духовным подъемом Румыния во многом обязана в том числе и незабываемому незрячему проповеднику старцу Феофилу.

Другое слово Спаса нашего Иисуса Христа, которое Он сказал не как слово проповеди, а как пояснительное слово, – это слово, обращенное к святому Иоанну Крестителю при Крещении. Когда святой Иоанн Креститель сказал:

– Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? –

Господь Христос ответил ему:

– Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3: 14–15).

Что это значит? Это значит, что кто хочет быть в Царствии Божием, тот должен заботиться о том, чтобы исполнять всё, о чем знает, что это от него требуется Богом Отцом. В связи с этими словами Господа Христа, обращенными к святому Иоанну Крестителю, нам нужно помнить слова, сказанные Им в Нагорной проповеди:

если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (Мф. 5: 20).

Уважаемые слушатели, нам надо уточнить что-то очень важное, а именно: что Господь наш Иисус Христос пришел для того, чтобы основать Царство Божие (или Царство Небесное). В Святом Евангелии от Матфея мы всё время встречаем слова «Царство Небесное», это оттого, что евреи не решались и избегали произносить имя Божие, потому и святой евангелист Матфей, происходивший из евреев и получивший еврейское образование, больше использовал слова «Царство Небесное». В отличие от него, святые евангелисты Марк, Лука и Иоанн больше используют понятие «Царство Божие».

Мы, сегодняшние, как и другие люди в истории Церкви, говорим о Царстве Божием, не имея конкретного определения Царства Божия. А те, кому Господь Христос говорил, например: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4: 17) – или: покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие (Мк. 1: 15), знали, о чем идет речь, то есть они подразумевали реальность, которую понимали, и поэтому тогда не чувствовалось необходимости в том, чтобы давать определение Царства Божия.

Впрочем, в Новом Завете у нас только в одном месте имеется определение Царства Божия, и в действительности оно является окказиональным[1], – это то определение, которое святой апостол Павел включил в Послание к Римлянам: Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим. 14: 17).

Итак, что же такое Царство Божие? Это праведность, мир и радость во Святом Духе для тех, кто ищет Царства Божия.

Кто хочет быть в Царстве Божием, тот должен быть праведным, обладать всецелой праведностью: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду[2]; если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.

Праведность означает не справедливость, нет, здесь речь идет о состоянии праведности, состоянии правоты. В Евангелии от Матфея, глава 5, в связи с наставлениями Господа нашего Иисуса Христа, известными как «Нагорная проповедь», содержится вереница блаженств, в которых дважды упоминается Царство Небесное: в первом и седьмом блаженствах. В первом блаженстве говорится: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5: 3), где нищими духом являются те, кто никогда не считают себя совершенными, никогда не считают себя обладающими полнотой и всегда хотят большего, всегда стремятся к большему, всегда стараются превозмочь себя.

Скажу вам теперь слово, которое сказал мне мой давнишний духовник отец Серафим (Попеску)[3], когда однажды речь зашла о превозмогании себя: «Превозмоги себя и отдай себя другим». Превозмочь себя в том смысле, чтобы постоянно себя восполнять, всегда заботиться о том, чтобы делать всё больше и больше, – и даровать себя другим. Он не дал мне пояснений, и я сам подумал, что речь идет о превозмогании себя верой и даровании себя любовью.

Царство Небесное упоминается еще в седьмом блаженстве, где у нас есть слово Господа Христа в той же в веренице блаженств: Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5: 10).

Итак, понимая праведность как состояние, человек Царства Божия должен стать твердым в праведности, то есть чтобы праведность не была у него чем-то колеблющимся, флуктуирующим; она должна стать чем-то стойким, чтобы ты мог претерпеть даже гонения за то, что стремишься к состоянию праведности.

Праведность подразумевает также очищение от грехов и делание добра, потому что христианство – это не только устранение зла, но и делание добра; христианство позитивно, христианство должно подвигать человека к плодоношению добродетелей.

А теперь посмотрим, какие слова Господь Христос как Проповедник произнес первыми. Но сначала вспомним слова святого Иоанна Крестителя. Святой Иоанн Креститель был послан Богом подготовить людей к тому, чтобы они приняли Спаса нашего Иисуса Христа, чтобы приняли учение Господа Христа, и, как посланник Бога Отца, святой Иоанн Креститель говорил людям: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3: 2). Так же началась и проповедь Господа нашего Иисуса Христа, когда Он сказал людям: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4: 17).

Царство Божие – это праведность, но и мир – потому что состояние праведности приносит душе мир, примирение с собой и Богом
Мы сказали, что святой апостол Павел говорит о Царстве Божием, что оно – праведность, однако оно не только праведность, но и мир – потому что состояние праведности приносит душе мир, примирение с самим собой, примирение с Богом и примирение с людьми, а еще оно – радость во Святом Духе. Так что, говоря: «приблизилось Царство Божие», мы подразумеваем, что приблизилось состояние праведности, состояние мира и состояние радости, имея в виду определение, данное святым апостолом Павлом в Послании к Римлянам.

Как же можно достигнуть этого состояния? Прежде всего покаянием. Мы не знаем, что понимали люди во времена Спасителя под словом «покаяние», но знаем, что надо понимать нам под словом «покаяние». Слово «покаяние» на самом деле не является румынским, оно адаптировано из языков окружающих нас народов[4]. Святитель Василий Великий в своих писаниях среди прочего говорит, что «тот истинно кается, кто может сказать вместе с псалмопевцем: Неправду возненавидех и омерзих: закон же Твой возлюбих (Пс. 118: 163)»[5], когда говорит с Богом.

Итак, чтобы достигнуть состояния праведности, я должен ненавидеть и презирать неправедность, не хотеть пребывать в неправедности; закон же Твой возлюбих – то есть добро осуществляется путем исполнения Закона Божия. Так что же означает покаяние? Оно означает ненавидеть зло и делать добро, ненавидеть неправедность и любить Закон Божий.

У преподобного Пимена в «Патерике» есть такое слово: «Покаяние – это оставление грехов». Запомните это слово: «Покаяние – это оставление грехов»[6]. Покуда совершаешь грехи, у тебя нет покаяния. Грех определяется нашей Церковью как нарушение Закона Божия волею и ведением, то есть ты знаешь, чего хочет Бог, но, тем не менее, совершенно добровольно и сознательно нарушаешь Закон Божий.

Если не бросаешь грех, тогда нельзя сказать, что ты каешься, и нельзя сказать, что ты входишь в Царство Божие

А покаяние – это оставление грехов: бросаешь грех – ты на пути покаяния, не бросаешь грех – ты не на пути покаяния. Если не бросаешь грех, тогда нельзя сказать, что ты каешься, и нельзя сказать, что ты входишь в Царство Божие, потому что в Царство Божие не входит ничто нечистое, как мы читаем в 1 Послании к Коринфянам святого апостола Павла (см.: 1 Кор. 6: 9–10; ср.: Откр. 21: 27). Чтобы войти в Царство Божие, надо непременно быть человеком, отгоняющим грех от своей жизни.

Итак, как посланник Бога Отца, святой Иоанн Креститель говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3: 2); как Сын Божий, Господь наш Иисус Христос говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4: 17); а святой апостол Петр в слове, которое он сказал в день Пятидесятницы, как посланный Духом Святым (Спасителем, и Духом Святым, ибо он принял в себя Духа Святого, как и другие ученики), когда люди спросили его:

Что нам делать, мужи братия? –

святой апостол Петр сказал:

– Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа (Деян. 2: 37–38).

Так что покаяние очень важно для обращения и оставления греха.

Архимандрит Серафим (Попеску) и будущий архимандрит Феофил (Пэрэян) (https://doxologia.ro/

В Послании к Римлянам мы читаем, что святой апостол Павел сказал: Какой же плод вы имели тогда (когда у вас не было ведения о Боге)? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь (Рим. 6: 21). Это значит, что в покаяние должен войти и стыд за соделанные грехи, это неудобство из-за того, что ты сделал плохое, такое, чего делать не надо было. Если ты чувствуешь это неудобство, это значит, что ты на пути покаяния, это значит, что ты на пути оставления греха, поскольку покаяние – это оставление греха. Так что человек Царства Божия должен устранить из души своей грех.

Можно было бы задать вопрос: а кто без греха? В молитвах об усопших мы говорим: «Ты бо Един кроме греха (то есть только Бог без греха), правда Твоя правда во веки, и слово Твое истина»[7]. Но только святой Иоанн Евангелист в 1 Соборном Послании говорит, что рожденный от Бога не грешит (1 Ин. 5: 18), то есть он уже не может грешить. А как же тогда быть с утверждением, что только Господь Христос без греха, если есть и люди без греха? И есть ли на самом деле люди без греха? Да, есть, по крайней мере начиная с того времени, когда они уверовали, стали внимательными к жизни, которой живут, когда были рождены от Бога, преображены Богом – ибо это и означает быть рожденным от Бога, то есть быть измененным своей новой жизнью, так что ты уже не расположен к тому, чтобы совершать грех. Ты устранил из своей жизни грех как реальность и больше не добавляешь новых грехов.

А это возможно. На самом деле мы слишком мало задумываемся о таких вещах, а нам следовало бы знать об этом состоянии, в котором человек больше не совершает греха волею и ведением, и искать его. У нас в монастыре Сымбэта был один батюшка – да упокоит Бог его душу, – упомянутый отец Серафим, о котором я лично уверен, что он не совершал грехов; не говорю, чтобы у него никогда не было никаких отклонений, не говорю, чтобы у него не было ни одной ошибки, не говорю, чтобы у него не было ни единой немощи, но говорю другое: я говорю, что он не грешил в том смысле, что всегда заботился о том, чтобы не нарушить Закон Божий, и на деле его не нарушал. Я думаю, что отец Серафим, да упокоит Бог его душу, был человеком, более не совершавшим греха; он, как сказал бы святой Иоанн Евангелист, был рожден от Бога. И таким должен быть истинный человек Царства Божия, то есть он не будет добровольно устремляться на зло, на совершение таких дел, о которых знает, что Бог их не благословляет.

Дорогие слушатели, еще одним словом, сказанным Господом Христом в начале Его проповеди (и в ходе ее), согласно Евангелию от Марка, было следующее: исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк. 1: 15).

Что же значит «покайтесь»? Бросьте грех, обратитесь, изменитесь, станьте рожденными от Бога и веруйте в Евангелие. Веруйте в Евангелие, в Благую Весть, ибо «Евангелие» означает «благая весть о спасении». Когда мы говорим «Евангелие», мы обычно думаем о книге Евангелия, о той книге, которая содержит четыре Евангелия Нового Завета: Евангелие от Матфея, Евангелие от Марка, Евангелие от Луки и Евангелие от Иоанна. Эти четыре Евангелия, входящие в одну книгу, мы называем Евангелием. А еще под Евангелием мы понимаем Благую Весть как таковую.

И еще мы говорим о Евангелии Павла. Святой апостол Павел, не написавший Евангелия, проповедовал Евангелие и ссылался на Евангелие, проповедуемое им, – в Послании к Галатам мы читаем такие слова святого апостола Павла:

Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема (Гал. 1: 8)[8].

Не существует другого Евангелия. Я не знаю, какова ситуация у вас здесь, но в Ардяле[9] как-то циркулировал один гражданин, называвший себя Майтреей. На самом деле это был обычный человек по имени Франциск Хорват, но он называл себя Майтреей, индийским именем, и позиционировал себя как сына Божия. Говорил, что у Бога несколько сыновей (у Него на самом деле больше сыновей, но только в смысле всыновления) и будто бы он – брат Иисуса Христа и равен Иисусу Христу. И люди шли за ним и слушали его. А почему? Потому что не знали, что святой апостол Павел сказал: «Если кто-нибудь станет проповедовать вам другое Евангелие, нежели проповеданное мною, да будет анафема!»

Приходил и ко мне один такой, чтобы убедить меня, что Майтрея – это посланник Божий и подобен Господу Христу. И я сказал ему так:

– Послушай, брат, будь осторожней: святой апостол Павел сказал, чтобы был под анафемой тот, кто проповедует другое Евангелие, нежели Евангелие, проповеданное им. Кто проповедует другое Евангелие, нежели проповеданное святым апостолом Павлом, тот – хорошенько знай это – находится под проклятием, поскольку святой апостол Павел говорит, чтобы он был под анафемой, то есть чтобы был проклят тот, кто проповедует другое Евангелие.

Таким образом, в Царство Божие входят те, кто печется о том, чтобы учение было здравым; поэтому Господь Христос сказал: покайтесь и веруйте в Евангелие. В какое Евангелие? «В Евангелие, проповеданное Мной». Господь Христос не написал Евангелия, но Он оставил Евангелие, которое потом записали Его ученики как люди, позаботившиеся об этом.

Итак, условием вхождения в Царство Божие являются покаяние и вера. У кого есть вера, но нет покаяния, у того еще нет условий для вхождения в Царство Божие, он не человек Царства Божия.

Очень важно заметить и запомнить, что в Евангелии от Марка вначале содержится следующее изречение Господа Христа: исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие, а в конце Евангелия от Марка, глава 16, мы читаем, что Господь Христос сказал: проповедуйте Евангелие всей твари (всем людям). Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16: 15–16).

Значит, согласно этому слову Господа Христа, все неверующие, все, кто не верит в Господа Христа, все, кто не верит в Евангелие, осуждены. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет, – значит, верующие являются кандидатами на спасение, а неверующие осуждены.

Спасение – это освобождение от греха, освобождение от всего, что противится добру

Что же значит «спасение»? Мы слышим, что люди вокруг говорят о спасении, и даже сами говорим о спасении, но знаем ли мы, что такое спасение? Спасение – это освобождение от греха, освобождение от всего, что противится добру. Ты спасаешься, когда перестаешь быть виновным пред лицом Божиим, когда тебе прощаются грехи, когда вместе прежнего зла совершаешь сегодня, в настоящее время добро.

В «Патерике» повествуется об одном монахе, который молился Богу, говоря: «Господи, сподоби меня любить Тебя так, как я некогда любил грех». То есть «когда мы совершали грехи, мы любили грехи, а теперь я более не люблю грехов. Я хочу любить Тебя хотя бы так, как некогда любил грехи. Хочу быть устремленным к добру, как некогда устремлялся ко злу».

В Святом Евангелии от Луки мы читаем, что Господь Христос сказал верующему разбойнику, разбойнику раскаявшемуся, распятому вместе с Господом Христом:

– Ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23: 43).

Очень важно знать, что благодаря Жертве Спаса нашего Иисуса Христа кто-то может попасть в рай, туда, где Господь Христос. И после той радости, что разбойник попал в рай, – радости не из-за того, что он разбойник, а оттого, что он из разбойника стал порядочным человеком, хорошим человеком, святым человеком, человеком, который может находиться там, где пребывают святые, там, где Бог, – у нас еще есть та радость, что первым, кто увидел Господа Христа воскресшим, была женщина по имени Мария Магдалина, о которой в Святом Евангелии написано – от Марка, в частности, – что из нее Господь Христос изгнал некогда семь бесов, то есть страстей, зол (см.: Мк. 16: 9).

Она была одержима злом, но Господь Христос, тем не менее, удостоил ее быть первой увидевшей Господа Христа воскресшим. Почему? Потому что Господь Христос пришел взыскать и спасти погибшее (Лк. 19: 10), Господь Христос сказал, что не здоровые имеют нужду во враче, но больные (Лк. 5: 31), и еще сказал: пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы (Мф. 9: 13). Всё это дает нам знать, что произошедшее некогда может произойти в любое время с любым, кто бросает грех, с любым, кто более не делает грехов волею и ведением, то есть не совершает чего-либо плохого.

(Окончание следует.)

Перевела с румынского Зинаида Пейкова
Crestin ortodox (Православный христианин)

[1] Т.е. определением по случаю, неявным определением.

[2] В румынском переводе: исполнить всякую праведность. В русском и ц.-сл. переводе Священного Писания слова «правда» и «неправда» часто означают «праведность» и «неправедность».

[3] Архимандрит Серафим (Попеску; 1912–1990) окончил Сибиускую богословскую академию и Черновицкий богословский факультет, а также стажировался в Афинах, Вене и Берлине. В 1940 г. принял монашеский постриг в монастыре Сымбэта-де-Сус, где в 1944 г. стал настоятелем и духовником. Хорошо владея древнегреческим языком, помогал отцам Думитру Стэнилоае и Арсению (Боке) в подготовке к изданию первых томов румынского «Добротолюбия». Отец Феофил (Пэрэян) поступил в этот монастырь в 1953 г., окончив Сибиуский богословский факультет, и долгое время был духовным чадом отца Серафима.

[4] Очевидно, славянских, поскольку на румынском языке слово «покаяние» звучит как «покэинцэ».

[5] Василий Великий, святитель. Вопросы о сути и плодах покаяния. Вопрос 5 // Василий Великий, святитель. Творения. Т. 5. Правила, кратко изложенные.

[6] См.: Достопамятные сказания. Об авве Пимене, 120.

[7] Молитва «Боже духов и всякия плоти» из Последования отпевания мирян.

[8] В рум. пер.: «Но если бы даже мы сами или Ангел с неба стал проповедовать вам другое Евангелие, нежели Евангелие, которое проповедовал вам я, да будет анафема».

[9] Ардял иначе называется Трансильванией.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить