Господь судится со Своим народом

Книга пророка Исаии. Беседа 5-я

После надписания книги начинается прямая речь Исаии.

Стихи звучат в форме судебного обвинения против Иуды. Через пророка Господь судится со Своим народом, призывая во свидетели все творение. «Это вступление исполнено великого гнева», – отмечает святитель Иоанн Златоуст.

«Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет. Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святого Израилева, – повернулись назад» (Ис. 1: 2–4).

Обвинение Божие

Можно попробовать представить, как обвинение было произнесено. Не исключено, что Исаия пришел во двор храма и при множестве народа объявил слова Господни. Безусловно, проповедь человека Божиего шокировала иудеев.

Пророк начинает свою речь с тех же образов, которые использовал некогда Моисей в своей обличительно-предупредительной песне: «Внимай, небо, я буду говорить; и слушай, земля, слова уст моих» (Втор. 32: 1, также Втор. 4: 26). Наверное, Исаия, обвиняющий Израиль, в этот момент действительно был похож на Моисея.

Небо и земля – «свидетели», при которых евреям дан закон. Тех же «свидетелей» вспоминает Исаия при обличении иудеев в нарушении закона. Моисей пророчествовал о том, что Израиль некогда согрешит перед Богом и будет рассеян по лицу всей земли, – Исаия выступает с проповедью уже накануне этих событий.

Святитель Василий Великий замечает, что слова Исаии движутся в противоположном порядке по сравнению с гимном Моисея. Там сказано: «Внимай, небо… слушай, земля», а здесь: «Слушайте, небеса, и внимай, земля». Когда народ еще не отступает от Бога, Моисей призывает небо как нечто близкое: «Внимай, небо» (по-церковнославянски интереснее: «внуши», т.е. «прими в уши»). Когда же народ стал далек от небесного и изменил Богу, Исаия говорит небу как чему-то дальнему: «Слушайте, небеса».

Через небо и землю Бог подавал Израилю материальные блага – их же пророк и призывает во свидетели перед тем, как на Израиль обрушатся бедствия за беззаконную жизнь.

Святитель Василий Великий предлагает и духовное толкование: небом названы обитающие на небе ангелы, а землей – все живущие на ней.

Такое торжественное вступление: «Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит», – подчеркивает и важность момента. Сам Господь беседует со Своим народом!

Жалоба огорченного Отца

«Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня» (по-церковнославянски сильнее: «тии же отвергошася Мене»).

Поразительное место! Мы видим жалобу огорченного Отца. Всесильный и всемогущий Бог, Творец неба и земли, жалуется на Своих заблудших детей. Сколько благодеяний получили от Бога иудеи, сколько раз прощал их Господь за их предательство, идолопоклонство и разврат! Но они так и не захотели полюбить своего Творца…

Дальше Господь употребляет очень трогательное сравнение: привязанность животных к своим хозяевам.

«Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет».

Впоследствии к подобным образам прибегнет и Иеремия, указывая на горлицу и ласточку: «И аист под небом знает свои определенные времена, и горлица, и ласточка, и журавль наблюдают время, когда им прилететь; а народ Мой не знает определения Господня» (Иер. 8: 7). Соломон тоже использовал этот инструмент убеждения, отсылая проводящего ленивую жизнь человека то к пчеле, то к муравью: «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым» (Притч. 6: 6). Как чудно: иногда животные и насекомые могут учить человека…

Забывший Бога сравнивается с волом и ослом. Вспоминаются слова Псалтири о людях, живущих по своим страстям: «в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им» (Пс. 48: 13).

Пророк взял образ животных домашних, чтобы пристыдить иудеев, которые оказались несмысленнее их. Увы, люди порой не способны полюбить Бога хотя бы так, как привязывается животное к своему хозяину! Вол различает голос того, кто кормит его, осел сам находит дорогу к привычным местам отдыха – а человек не слышит голос Божий и не хочет идти к своему Отцу. Но при этом блуждает вслед «богов», которые не существуют, и идет вслед своих страстей.

Образы вола и осла у святых отцов

Святые отцы предлагают несколько вариантов того, кого символизируют вол и осел.

«Вол изображает Израильтян, осел – Иудеев, потому что Иудеи гораздо безрассуднее были Израильтян; им Бог являл более Своего благоволения, но они не познали Его» (преподобный Ефрем Сирин).

Блаженный Августин считает, что вол обозначает иудеев, осел – язычников: «Те и другие пришли к одним яслям (Церкви. – С.К.) и обрели там корм Слова». Вол – животное рогатое, что указывает на Крест, который приготовили Христу иудеи. Осел – животное длинноухое, что указывает на слышание язычниками евангельской проповеди: «Народ, которого я не знал, послужил мне, по слуху уха повиновался мне» (Пс. 17: 44–45).

Вол – иудеи, осел – язычники; рога вола – Крест, что приготовили Христу иудеи; длинные уши осла значат: язычники услышат евангельскую проповедь

Святой Беда Достопочтенный также имеет подобное мнение: «Через вола он обозначает иудейский народ, который привык носить ярмо закона и привык пережевывать его слова, а через осла он изображает народ язычников, который всегда пребывал нечистым в сквернах идолопоклонства».

На иконах Рождества Христова возле яслей Богомладенца часто изображают вола и осла. Их образы берутся из книги Исаии и обозначают соединение иудеев и язычников в одной Церкви. Как писал апостол Павел о Христе: «Он есть мир наш, соделавший из обоих одно» (Еф. 2: 14). Что значит «соделавший из обоих одно»? Павел имеет в виду иудеев и язычников, вошедших в христианскую Церковь.

Блаженный Иероним Стридонский писал, что Богородица положила Младенца Христа в ясли во исполнение пророчества Исаии.

Блаженный Августин сравнивает с волом и осленком всех христиан: «Взгляни на ясли – и не постыдись стать вьючным животным для Господа. Ты будешь нести на себе Христа и не заблудишься, идя по пути, – ибо на тебе восседает Путь. Вы помните про того молодого осла, которого привели к Господу? Никто да не смущается, ибо это – мы. Пусть воссядет на нас Господь, пусть влечет нас, куда угодно Ему. Мы – Его вьючное животное, и идем мы в Иерусалим. Хотя Он восседает на нас, мы не отягощаемся, а возвышаемся; под Его водительством мы не заблудимся; к Нему идем мы, с Его помощью идем – не погибнем».

Плач об иудеях

«Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева – повернулись назад».

Фраза «увы, народ грешный» относится к библейскому жанру «плача». Пророки часто оплакивали неисцельно больных иудеев, используя подобные выражения. Особенно их много у «плачевного пророка» Иеремии. И Христос восклицал: «Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида!» (Мф. 11: 21). Такой плач в Библии – вид наставления. «Кого не вразумило учение, того часто исправляло сетование», – пишет Златоуст.

«Сыны погибельные» – в Священном Писании так обозначаются люди, которые все мысли свои направляют на зло и думают о том, как бы им погубить других. Страшно представить, что таким стал народ, некогда преданный своему Господу…

«Племя злодеев» в церковнославянском передается как «семя лукавое». Буквально у масоретов: «Семя от дурных мужчин», «потомство от грешников». Златоуст комментирует: «Не происхождение их порицает, но показывает, что они порочны с самого первого возраста». Очевидно, развращение иудеев достигло такой степени, что даже малые дети уже не имели возможности возрастать в благочестии и вере: взрослые портили их с самого детства.

Даже малые дети не могли возрастать в благочестии и вере: взрослые портили их с самого детства

Еще одно расхождение текстов: «презрели Святаго Израилева» в церковнославянском читается как «разгневасте Святаго Израилева». Такой вариант значительно усиливает напряжение речи пророка.

«Повернулись назад» – куда? К дикому первобытному состоянию, к власти страстей и необузданности, к примитивному идолопоклонству. Начали жить так, как будто и не знали Бога никогда.

***

В целом монолог Исаии создает грозную и устрашающую картину. Иудеи действительно «достали» Творца своим непокорством, грехами, глупостью, развратом, неверием. Они стали хуже зверей. Далее пророк будет ясно говорить о грядущих бедствиях – которые, впрочем, еще можно отвратить покаянием.

О карах Господних, которыми пророк угрожает непослушным евреям, мы поговорим в следующей статье.

(Продолжение следует.)

Сергей Комаров 23 ноября 2020
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить