«История Ионы – о милосердии»

Сегодня, 5 октября, Церковь празднует память пророка Ионы, одного из ветхозаветных пророков, чья книга является обязательной к прочтению православными христианами. Ведь трехдневное пребывание Ионы во чреве кита стало прообразом смерти Спасителя на Кресте и Его Воскресения. Не послушавшись повеления Господа идти проповедовать в Ниневию, Иона был наказан. Но книга пророка Ионы – о милосердии Божием, уверен кандидат богословия, преподаватель Сретенской духовной академии Михаил Скобелев.

Книга пророка Ионы входит в корпус книг двенадцати малых пророков. Сюжет книги достаточно известный: Господь повелевает пророку отправиться проповедовать в столицу Ассирии – город Ниневию и возвестить ее жителям о суде Божием (см.: Ион. 1: 2). Но пророк Иона, зная милосердие Божие и не желая милости ниневитянам, предпочитает не выполнить повеление. Он садится на корабль и отправляется в плавание по Средиземному морю. 

Но промыслу Божию на море начинается буря. Корабельщики с помощью жребия выявляют причину бедствия – жребий падает на пророка Иону. Тот признается, что не выполнил волю Божию и советует выбросить его за борт (см.: Ион. 1: 4–12). Корабельщики сопротивляются, но, так как буря не утихает, все же прибегают к этому крайнему средству. Иона оказывается сначала в море, а потом во чреве кита. В масоретском тексте Писания сказано, что это была большая рыба. Такова первая часть книги. 

Затем следует молитва пророка Ионы (см.: Ион. 2: 3–10), которая очень напоминает псалмы-жалобы. Пророк обращается к Богу с надеждой на избавление. В этой молитве можно увидеть раскаяние Ионы. Кит, по слову Господа, извергает пророка, и опять звучит повеление Божие Ионе отправиться в Ниневию. 

В истории Ионы наблюдается цикличность, начинается второй круг с новым призывом: «Встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в ней» (Ион. 3: 2). На этот раз пророк выполняет волю Божию и отправляется в Ниневию. 

В истории Ионы наблюдается цикличность

Он приходит в столицу Ассирии и проповедует покаяние. В книге сказано, что на всех, начиная от царя и вплоть до животных, был наложен пост. Все жители Ниневии покаялись, а Иона из-за этого сильно огорчился, покинул город и наблюдал издалека, какова будет судьба города. Но никакого бедствия не произошло, поскольку Господь принял покаяние жителей Ниневии. 

С Ионой происходит примечательная история. Стояла жаркая летняя погода, палило солнце. Господь повелел, чтобы над Ионой выросло растение (в славянском тексте – тыква), которое давало бы ему тень. Это стало большим утешением для пророка (см.: Ион. 4: 6). На другой день по велению Божию растение погибло, и Иона страшно опечалился. 

Господь преподает Ионе урок и указывает на то, что пророк печалится о растении, над которым не трудился. «Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» – говорит Господь (Ион. 4: 11).

Поскольку известно, что в 612 году до Рождества Христова Ниневия была разрушена, мы понимаем, что описанные события происходили либо в VII, либо VIII веке до Рождества Христова. Точной даты нет.

Согласно церковной традиции, история пророка была прообразом смерти и Воскресения Христа. С древних времен Церковь установила прочитывать целиком эту книгу на вечерне Великой Субботы, в канун Пасхи. Пророк Иона упоминается в Евангелии. В ответ на просьбу иудеев о знамении Христос говорит: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф 12: 39–40).

Историчность пророка Ионы многими подвергалась и подвергается сомнению. Возможно даже не столько историчность, сколько сюжет, связанный с пребыванием Ионы во чреве кита. Некоторые комментаторы древности и современности считают, что Книга пророка Ионы – это некая притча, дидактический рассказ с определенной целью: рассказать о милосердии Божием к язычникам. 

Но Церковь всегда смотрела на события, которые изложены в Книге пророка Ионы, как на реальную историю. Сам Христос ссылается в Евангелиях на этот отрывок как на исторический факт, а не как на литературный сюжет.

Сам Христос ссылается в Евангелиях на этот отрывок как на исторический факт

Книга занимает уникальное место в корпусе книг малых пророков, поскольку в ней возвещается, что Бог ждет покаяния не только от израильтян, но и от врагов Израиля. Всегда в Священном Писании врагам Израиля желают бедствий, наказания, суда (см.:  Ам. 1, Наум 2, Авд). А в этой книге говорится о милосердии Божием и не только к Израилю и к язычникам, но и к самим врагам Израиля. Для тех, кто читает Новый Завет, мысль о милосердии Божием привычна, а для эпохи Ветхого Завета она во многом революционная. Слова Ионы, обращенные к Богу: «Ты – Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый…» (Ион. 4: 2), можно взять эпиграфом к этой истории.

Записал Сергей Витязев

Михаил Скобелев 5 октября 2021
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить