Из жизни преподобного Стефана Филейского

Преподобный Стефан Вятский (в миру Симеон Куртеев) родился 17 июля 1830 года в семье крестьянина в деревне Молчановской Щербининской волости Вятской губернии близ города Вятки (район Северные Ворота, город Киров). В Крещении он был наречен Симеоном в честь палестинского святого преподобного Симеона Емесского, Христа ради юродивого (память 21 июля / 3 августа).

01. Преп. Стефан Филейский.jpg
Преподобный Стефан Филейский

Матери пришлось воспитывать его одной, потому что отец страдал алкоголизмом. О своей матери старец впоследствии всегда вспоминал с нежностью: «Первое счастье для детей – разумная мать». Симеон был тихим ребенком, хорошо учился. Среди сверстников выделялся тем, что любил рыть землянки, строить шалаши и, уединившись там, читать книги. Мать отдала сына в частную школу купеческой девицы Александры Алексеевны Суворовой, затем в гимназию. Он проучился в гимназии шесть лет (1841–1847), но закончить ее не смог из-за конфликта с преподавателем.

Книга настолько поразила юношу, что он решил всецело посвятить свою жизнь Богу

Впоследствии Симеон продолжал получать образование: он окончил Казанское сельскохозяйственное училище, а затем поступил в Медико-хирургическую академию в Петербурге.

02. Иеросхимонах Сергий (Веснин).jpg
Иеросхимонах Сергий (Веснин)

В 1850 году вышла в свет книга иеросхимонаха Сергия (Веснина) «Письма святогорца о Святой Горе Афонской». Книга настолько поразила юношу, что у него родилось желание стать иноком. Он бросил учебу и решил всецело посвятить свою жизнь Богу. Симеон вернулся на родину, чтобы получить на это материнское благословение. После этого он отправился в паломничество по монастырям, чтобы найти обитель по сердцу.

Первым на его пути был Соловецкий монастырь, но жизнь в северной обители оказалась юноше совершенно не по силам. После отказа Симеона выполнять непосильное для него физически тяжелое послушание он был вынужден оставить Соловки.

Переправившись по морю в Архангельск, он посетил некоторые другие обители. В Нило-Сорской пустыни Симеон познакомился со старцем иеромонахом Нилом, который благословил ему «возвратиться на родину и там учить детей, ища в этом спасения». По совету отца Нила Симеон вернулся в родные места.

Подвижничество

В версте от своей деревни Симеон выкопал в горе пещеру и стал в ней подвизаться. Поначалу он удалялся в пещеру только на время. Но его брат, порицая Симеона за то, что тот читает книги, молится и почти не занимается хозяйством, выгнал его из дома. Симеон удалился в землянку теперь уже на постоянное жительство.

Три раза днем и четыре раза ночью он становился на молитву. Клал земные поклоны, прося у Господа умножения веры. Пищу принимал в малом количестве единожды в день. В воскресные дни он приходил на богослужения в филейскую церковь. Симеон старался приучить себя к полному молчанию. Бо́льшую часть времени он проводил в келье, занимаясь выписками из Писания и творений святых отцов. Он старался возлюбить скудость и нищету. Известен случай, когда сердобольные люди купили ему хорошее платье, но он тут же отправился в Вятку, продал его, а деньги раздал нищим. Сохранилось описание внешнего облика Симеона того времени: «Мужик – в простом азяме (долгополый кафтан без сборок. – А. В.), с небольшою бородой, худой на вид, высокий». Земляки, недоумевая, не понимая жизнь Симеона, прозвали его Сенька-сумасшедший.

03. Преп. Стефан.jpg
Преподобный Стефан Филейский

Так, терпя крайнюю материальную нужду и насмешки окружающих, он прожил десять лет. Со временем сердце его брата Ивана смягчилось, и Симеон начал ходить помогать брату по хозяйству.

Вскоре после этого умерла их мать, самый близкий для Симеона человек, любовь которой помогала терпеть трудности. Оставаться в Филейке, где, вероятно, все напоминало о горячо любимой им матери, Семен больше не мог, он вновь отправился странствовать. Около полугода он прожил в Саровской пустыни. Там он нес послушание в трапезной и исполнял обязанности канонарха, так как обладал звучным, приятным тенором. Потом отправился в Киев, где тоже не задержался надолго. Странствования продолжались, и в итоге Симеон оказался на Святой Горе Афон. Зиму он провел в келье Сретения Господня. Впоследствии о его пребывании там была напечатана заметка в афонском «Душеполезном собеседнике»: «В этой келии прожил целую зиму, в бытность на Афоне, известный старец иеросхимонах Стефан, ныне уже отошедший в вечность, основатель мужского монастыря по Афонскому уставу, что близ города Вятки, на Филейке». После отца Стефана в келии остались сложенная им самим печь и кое-какие хозяйственные изделия.

Отметим, что Симеон ходил на Афон пешком через Балканы, которые в те годы находились под властью Османской империи. Причем это было не в самое благоприятное для путешествий время – между Крымской войной 1854–1856 годов и Русско-турецкой войной 1877–1878 годов.

Симеон ходил на Афон пешком через Балканы, которые в те годы находились под властью Османской империи

После пребывания на Афоне Симеон направился в Таврическую губернию к своему родственнику со стороны старшего брата. Симеон стал зарабатывать на жизнь обучением детей. Там в него влюбилась местная девушка. Симеон проникся к ней взаимным чувством, но воспринял это как искушение и просил Бога, чтобы Он избавил его от женитьбы. В итоге Симеон ушел в горные скиты в крымских горах и подвизался там два года, страдая от непрекращающейся лихорадки. Ослабевший, в 1862 году он вернулся на родину.

По причине болезни жить в землянке Симеон теперь не мог, рядом с ней он построил избу-келью. По просьбе одного знакомого он начал обучать детей грамоте. Как учитель он стал пользоваться уважением крестьян. В конце 1860-х годов в летописи филейской церкви священник напишет: «Заслуживает особенного внимания по своей просветительской деятельности и доброму влиянию на своих собратов крестьянин Симеон Петров Куртеев».

04. Покровская церковь с. Филейка.JPG
Покровская церковь с. Филейка

К этому же времени относятся первые случаи духовной прозорливости Симеона Петровича. Известно, что ночь на 4 апреля 1866 года он провел без сна, не переставая молиться: «Боже, спаси царя!» Через несколько дней пришло известие, что в тот день было совершено неудачное покушение на императора. В другой раз в селе Филейка случился страшный пожар. Сгорело множество домов, и лишь тот дом, где в ту ночь находился Симеон, остался нетронутым огнем. Симеон ходил по двору среди пламени с иконой Богородицы, пел акафист, и пожар не тронул дом.

По совету известного вятского миссионера протоиерея Стефана Кашменского Симеон повторно посетил Крым и прожил какое-то время в Георгиевском скиту. Вернувшись из Крыма на родину, он продолжил обучать детей.

В 1870 году Симеон совершил паломничество в Иерусалим и к другим святым местам Палестины, после чего повторно посетил Святую Гору Афон.

Жизнеописание преподобного Стефана показывает нам, что в свое время, еще будучи мирянином, он побывал во многих монастырях, пытаясь отыскать себе опытного духовника, под руководством которого он мог бы совершать свое спасение. Но его духовное окормление было отрывочным. Тем не менее отметим, что в жизни Семена Петровича было несколько поворотных моментов, которые происходили под руководством духовников обителей, в которых оказывался Симеон. Самый главный связан с личностью иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова).

05. Иеросхимонах Иероним (Соломенцов).jpg
Иеросхимонах Иероним (Соломенцов)

Личность отца Иеронима заслуживает особого внимания. В настоящее время его имя становится все более известным в среде христиан, повсеместно начали издаваться его труды и наставления. Несмотря на сложную межнациональную обстановку того времени на Афонской Горе, имя отца Иеронима было почитаемо всей многонациональной афонской братией. Старец собрал русских иноков в русском Пантелеимоновом монастыре, отстоял их право на самостоятельное существование на Афоне и указал им верный путь к духовному преуспеянию. Усилиями иеросхимонаха Иеронима число иноков Пантелеимонова монастыря возросло с 10 до 800 человек. Старец Иероним воспитал множество иноков-подвижников, среди которых были: его ближайший ученик схиархимандрит Макарий (Сушкин), схиархимандрит Андрей (Верёвкин), схиархимандрит Нифонт (Четвериков), преподобный Аристоклий Афонский (Амвросиев), дипломат и философ Константин Леонтьев и многие другие. Среди них оказался и Симеон Куртеев – будущий преподобный Стефан Филейский.

Усилиями иеросхимонаха Иеронима число иноков Пантелеимонова монастыря возросло с 10 до 800 человек

Как и для многих людей того времени, встреча с отцом Иеронимом сыграла для Симеона Куртеева ключевую роль в выборе жизненного пути. Именно ему Господь открыл Свою волю о Симеоне. Отец Иероним благословил Симеона жить в уединенной келье покойного иеросхимонаха Сергия (Веснина), чьи письма о Святой Горе однажды изменили его жизнь. Отметим, что со стороны отца Иеронима это было особое благословение, так как на жизнь в отдельной келье он благословлял кого-либо крайне редко. Но долго жить на Святой Горе Симеон не смог. Он обратился к старцу, желая узнать волю Божию, и тот благословил его вернуться на родину и подвизаться там. Он дал ему денег на дорогу, попросив в будущем их вернуть, тем самым предсказав его обширный издательский труд. Это благословение отца Иеронима стало поворотным моментом в жизни Симеона.

Духовное учительство и пастырство

В 1874 году стали появляться земские школы. Симеона Петровича как опытного преподавателя избрали учителем одной из них. Получив признание, Симеон начал издавать свои сочинения, которые стали плодом многолетнего труда, выписок из Священного Писания и размышлений. Около 1874 года вышла первая его книга «О пьянстве». Сочинения Симеона стали читать в приходских храмах после утрени, чтобы свободное время перед литургией не терялось в праздных разговорах.

Книги попали к вятскому архиерею – епископу Вятскому и Слободскому Аполлосу и очень ему понравились. Владыка предложил Симеону принять монашество. Семен Петрович колебался целый год и, наконец, принял это предложение. 23 февраля 1877 года в Слободском Крестовоздвиженском монастыре он был пострижен в монашество с именем Стефан в честь святителя Стефана Великопермского, просветителя вятичей. Спустя несколько дней он был рукоположен в иеродиакона, а в скором времени – в иеромонаха. Однако в Слободском отец Стефан не смог служить по слабости здоровья, и через семь месяцев его отпустили на покой. Он вернулся на Филейку и продолжил жить в своей пустыньке в лесу.

06. Иеромонах Стефан (Куртеев).jpg
Иеромонах Стефан (Куртеев)

Отец Стефан продолжал написание и издание своих книг. Они пользовались большим спросом и широко распространялись в народе. Кроме того, помня о долге отцу Иерониму, он издавал свои сочинения и для Афонского Пантелеимонова монастыря. Отметим, что впоследствии сам монастырь издавал отдельные сочинения преподобного как минимум до 1900 года. Можно говорить, что к началу 1880-х годов имя отца Стефана Филейского знала уже вся Вятка.

В 1883 году отец Стефан повез свои книги в Раифский монастырь Казанской губернии. В это время там находился епископ Казанский Павел. Познакомившись со знаменитым автором, он предложил ему остаться в обители и устроить скит, но вятский епископ Аполлос не отпустил отца Стефана. Тогда сам отец Стефан предложил основать на месте своего скита монастырь. Владыка дал согласие, но, как покажет дальнейшая история, не закрепил свое благословение указом.

Вокруг отца Стефана начали собираться ученики. Многие хотели остаться в новой обители, но батюшка принимал далеко не всех, проявляя большую осторожность, и поначалу взял в скит только шестерых человек. Вероятно, одним из них был будущий подвижник благочестия иеродиакон Тихон (Кожевников). Со временем кроме выстроенного храма было воздвигнуто до тринадцати деревянных больших и малых домов, мукомольная мельница, устроены некогда знаменитые Филейские пруды. Ежедневно здесь кормилось более пятидесяти человек, включая вдов с малолетними детьми из ближайших селений. Многим из крестьян отец Стефан построил избы, купил лошадей, коров, за некоторых внес подати.

07. Преподобный Стефан на фоне церкви Филейского скита.jpg
Преподобный Стефан на фоне церкви Филейского скита

В 1885 году после смерти епископа Аполлоса при разборе епархиальной документации покойного владыки работники вятской консистории не смогли найти указа на устройство скита на Филейке. За «самовольность» в построении молитвенного дома и устроении скита на время разбирательства 9 марта 1886 года отец Стефан был отправлен в Вятский Успенский монастырь «с запрещением священнослужения». В итоге заключение отца Стефана затянулось на несколько лет. Отметим, что именно к этому времени относится близкое знакомство преподобного Стефана с Митрофаном Кузьмичом – будущим вятским святым преподобным Матфеем Яранским, ставшим самым известным духовным преемником старца Стефана.

08. Преподобный Матфей Яранский.jpg
Преподобный Матфей Яранский

В 1888 году племянник отца Стефана, купец Петр Иванович Куртеев, решивший принять монашеский постриг, вероятно, не без поддержки со стороны дяди, начал заниматься ходатайством об открытии нового монастыря. Дело дошло до обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева, который положил доклад на стол непосредственно самому государю, который и утвердил решение об открытии нового Александро-Невского мужского общежительного монастыря близ села Филейка. Так в 1888 году скит отца Стефана был обращен в монастырь.

Сам старец деятельно включился в обустройство обители, а 4 декабря 1889 года он был выведен из-под запрета священнослужения.

В Великий пост 1890 года отец Стефан сильно заболел и стал слабеть. Нахождение в запрете надломило слабое здоровье старца. Господь открыл ему день кончины – 15 августа. Именно об этой дате отец Стефан сообщил одному из своих друзей за две недели до своего преставления. Также 10 июля приезжему жителю Кронштадта отставному унтер-офицеру Василию Бакину отец Стефан передал книгу своих сочинений для отца Иоанна Кронштадтского и попросил его молитв, но не о здравии, а об упокоении.

Незадолго до кончины отец Стефан принял схиму с тем же именем, после чего до самой смерти каждый день приобщался Святых Христовых Таин. Сохранились свидетельства, что отец Стефан нес бремя болезни безропотно и благодушно. За день до смерти к нему приехал проститься отец Ипполит Мышкин из города Уржума. Отец Ипполит спросил:

– Вы не боитесь смерти?

– О, да! Батюшка, даже не могу дождаться прихода ее, не знаю, куда она и девалась. Так хочется умереть!

На следующий день – 15 августа (28 августа по н. ст.), в праздник Успения Пресвятой Богородицы, на 61-м году жизни отец Стефан мирно отошел ко Господу. Он был похоронен у алтаря главной монастырской церкви. Тысячи богомольцев пришли, чтобы проститься со старцем. Последним завещанием отца Стефана была просьба к братии спеть у него на могиле любимую им песнь «С нами Бог».

Посмертное почитание и канонизация

Через месяц после кончины отца Стефана, 16 сентября, состоялось официальное открытие монастыря, на которое собралось, по свидетельству очевидцев, не менее 10 тысяч человек. Созданный с любовью, монастырь становился крепостью отеческой веры. В 1904 году началось строительство главного храма – Свято-Троицкого собора.

С приходом к власти безбожников монастырь был закрыт, все постройки разрушены, но паломничество к могиле преподобного Стефана не прекращалось даже в самые страшные годы гонений. Богоборческие власти прилагали все усилия к тому, чтобы стереть память о подвижнике из людских сердец. Так, в годы хрущевских гонений на месте могилы отца Стефана планировали посадить фруктовый сад. Но в итоге под покровом ночи могилу просто разорили бульдозером. Наутро монахини собрали найденные разрозненные останки и похоронили их на Филейском кладбище.

Паломничество к могиле преподобного Стефана не прекращалось даже в самые страшные годы гонений

В 1998 году была чудесно обретена келейная икона отца Стефана – чудотворный образ великомученика и целителя Пантелеимона. В ней был обнаружен тайник, внутри которого найден крестообразный мощевик и записка следующего содержания: «В сем кресте св. мощи св. целителя Пантелеимона и св. новомч. Евфимия Афонского. Св. Афон 1863, 6 декабря, настоятель обители Благовещенья схимонах Парфений».

10. Келейная икона о. Стефана.jpg
Келейная икона о. Стефана

29 октября 2001 года на основании фактов непрекращающегося народного почитания подвижника и чудотворений по его молитвам Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил совершить прославление преподобного Стефана в лике местночтимых святых Вятской епархии. Прославление отца Стефана состоялось 14 июля 2002 года в Успенском соборе Трифонова монастыря архиепископом Вятским и Слободским Хрисанфом в сослужении с архиепископом Костромском и Галичском Александром, архиепископом Верейским Евгением, епископом Архангельским и Холмогорским Тихоном.

Была написана икона святого, составлены тропарь, кондак и краткое житие, а на Филейском кладбище в честь преподобного была построена и освящена часовня. С 2002 года ежегодно к часовне и предполагаемой могиле отца Стефана совершается крестный ход.

11. Икона преподобного Стефана Филейского работы иеромонаха Макария Флореса.jpg
Икона прп. Стефана Филейского
работы иеромонаха
Макария (Флореса)

Отметим, что преподобный Стефан некоторое время являлся духовным чадом отца Иеронима и несомненно впитал тот живой духовный опыт, который можно воспринять только при личном общении с духовником. Впоследствии сам преподобный Стефан возрастил много духовных чад, самым ярким из которых мы можем назвать преподобного Матфея Яранского, чудотворца (1855–1927). Тот в свою очередь оставил после себя духовного преемника игумена Иоасафа (Сычева) (1889–1961), а тот – архимандрита Гавриила (Кислицына) (1929–2020), почившего в 2020 году 90-летним старцем, к которому до самой кончины обращались за духовным советом и благословением люди из самых разных регионов России. Таким образом на протяжении двух веков сохраняется преемство духовного опыта, значимым звеном которого является личность отца Стефана.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить