Лютеранин, баптист, православный священник

Памяти священномученика Владимира Амбарцумова

Армянин по рождению, лютеранин по воспитанию, православный священник по призванию – священномученик отец Владимир Амбарцумов.

1 (50).jpg
Источник: zachatevmon.ru

20 сентября 1892 года в семье благочестивых лютеран Амбарцума Егоровича Амбарцумова и Каролины Андреевны Кронблох родился младший ребенок, которого назвали Владимиром (Вольдемаром – на немецкий манер). Отец семейства был сподвижником основателя обучения глухонемых в России Федора Рау и содержал частную школу для детей с этим диагнозом. В 1890-х годах из-за финансовых проблем семье пришлось перебраться из Саратова в Москву, где будущий отец Владимир начал свое обучение в Петропавловском мужском училище при лютеранской церкви Петра и Павла, а затем поступил в Московский университет на физико-математический факультет.

По настоянию матери в марте 1913 года Владимир отправился в Берлин и продолжил обучение в Берлинском высшем техническом училище. Там же впервые познакомился с христианским молодежным движением, которое активно занималось проповедью слова Божия среди студентов и объединяло христиан разных конфессий.

Через год, проснувшись одним июльским утром, Владимир неожиданно почувствовал, что ему пора возвращаться в Россию, причем немедленно. Дочь, Лидия Владимировна, вспоминала рассказ отца об этом эпизоде:

«Поезд из Берлина в Россию шел огибая город и имел несколько остановок. Когда отец принял решение ехать на родину, поезд уже отходил от первой станции. Папа успел закончить свои дела и на последней станции сел в этот последний или предпоследний поезд из Германии в Россию накануне Первой Мировой войны».

Вернувшись в Россию, он продолжил обучение в Московском университете, стал членом Христианского студенческого кружка и познакомился там со своей будущей женой, Валентиной Алексеевой. Примерно в это время будущий православный священник перешел в баптизм.

Несмотря на свои способности к физическим наукам, Владимир решил полностью посвятить себя проповеди Евангелия и впоследствии всегда выбирал ту работу, которая бы не мешала главному делу его жизни.

Папа успел закончить свои дела и на последней станции сел в этот последний поезд из Германии в Россию

В годы Гражданской войны семья Амбарцумовых и их близкие друзья перебрались в Самару, где Владимир поступил на работу в музей и параллельно смог организовать порядка десяти христианских кружков, суммарное количество участников которых было примерно 100–150 человек. Это не могло быть не замечено безбожными властями, и в 1920 году Владимир был впервые арестован и привезен в Москву. Через пять недель его освободили с подпиской о невыезде из столицы, так что Валентине с сыном Женей нужно было возвращаться в Москву вслед за мужем.

2 (45).jpg
Владимир Амбарцумов (третий справа в верхнем ряду) с членами христианского кружка. Москва, 1921 г. Источник: drevo-info.ru

Благодаря неустанным трудам и искренней вере Владимир Амбарцумов был избран председателем Центрального комитета Христианских студенческих кружков – административного центра христианского студенческого движения России.

В 1923 году, когда дочь Лида, второй ребенок семьи, была еще младенцем, Валентина умерла от пищевого отравления. Супруги прожили в браке всего семь лет. Владимир очень любил свою жену и часто говорил: «Я плохо различаю, где кончаюсь я, а где начинается она».

Перед смертью Валентина сказала своему мужу: «Я умираю, но ты не очень скорби обо мне. Я только прошу тебя: будь для детей не только отцом, но и матерью… Времена будут трудные. Много скорби будет. Гонения будут. Но Бог даст сил вам, и все выдержите…»

Похороны были торжественные, все пришли в праздничных белых одеждах. Процессия с гробом шла под общие песнопения. Позднее отец Владимир общался с человеком, который рассказал, что пришел к вере, потому что когда-то случайно оказался на этих похоронах и был очень сильно удивлен контрастом такого скорбного события и таких радостных лиц и пения.

Воспитание детей взяла на себя подруга Валентины – Мария Алексеевна Жучкова. Впоследствии она стала крестной матерью для Жени и Лиды.

3.jpg (2).jpeg
Клеймо житийной иконы сщмч. Владимира «Предсказание о священстве».
Источник: zachatevmon.ru

«О папе было предсказано, что он будет священником (священство ему предсказала блаженная Мария Ивановна из Дивеево, где первый раз он был еще до перехода в Православие), поэтому Мария Алексеевна, зная, что второженец не может быть священником, отказалась выйти за него замуж. Еще она боялась быть нам мачехой, если будут свои дети... Об этом разговор у них был только один раз. Больше отец к этому вопросу никогда не возвращался...»

В 1924 году советская власть официально запретила деятельность христианского студенческого движения. Несмотря на это, Владимир Амбарцумов продолжал деятельность нелегально, в основном на частных квартирах. Однажды он чудом избежал ареста. Когда он ночевал в квартире у своего друга Николая Евграфовича Пестова, туда пришли сотрудники ОГПУ и начали обыск, продолжавшийся до раннего утра. Чекисты не поняли, что гость является председателем студенческого движения, и отпустили его, арестовав только хозяина квартиры.

В то утро Владимир, дождавшись открытия парикмахерских, сбрил усы и бороду, подстригся и свои обычные очки поменял на пенсне. Позже он уволился с гражданской службы и надолго не задерживался на каком-то одном месте жительства.

Владимир всем сердцем стремился к истине и все больше склонялся к принятию Православия. Большое влияние на окончательный выбор оказал протоиерей Валентин Свенцицкий, также пострадавший за веру в годы репрессий. Сначала Мария Алексеевна покрестила детей, а затем, в возрасте 33 лет, Православие принял и сам Владимир. «Баптизм – это первый класс, но нельзя всю жизнь ходить первачком», – говорил он.

«Баптизм – это первый класс, но нельзя всю жизнь ходить первачком»

По рекомендации отца Валентина Свенцицкого Владимир Амбарцумович был направлен для рукоположения к будущему святому исповеднику епископу Ижевскому и Воткинскому Виктору (Островидову). 95 лет назад, в декабре 1927 года, владыка совершил диаконскую хиротонию над ставленником, а затем рукоположил отца Владимира во иерея. Меньше чем через две недели после этого события отца Владимира отправили служить в храм князя Владимира в Старых Садех. Примечательно, что этот приход находится всего лишь в 150 метрах от лютеранской церкви, где учился и молился молодой Володя при переезде в Москву с родителями.

4 (28).jpg
Удостоверение о рукоположении В. А. Амбарцумова во священника.
Источник: drevo-info.ru

В 1928 году духовником семьи Амбарцумовых стал архимандрит Георгий (Лавров), который в настоящее время прославлен в лике священноисповедников (его мощи находятся в Даниловом монастыре). В 1929 году Князь-Владимирский храм закрыли, а в 1930 году по просьбе священника Василия Надеждина отец Владимир взял на себя заботы о приходе храма святителя Николая у Соломенной Сторожки. В общине было много представителей молодежи, студентов и научной интеллигенции. Благодаря его огромному опыту, горящему сердцу, вниманию и любви к людям прихожане приняли отца Владимира и искренне полюбили.

В сентябре 1931 года он принял решение выйти за штат в связи с предложением благочинного следовать формуле поминовения властей, введенной Временным Патриаршим Священным Синодом, и определить свое отношение к Декларации митрополита Сергия 1927 года. Отец Владимир вновь поступил на гражданскую службу в НИИ птицеводства, но также активно продолжал духовную деятельность, помогал семьям репрессированных и благословлял делать то же самое и своих состоятельных духовных чад.

В это время дети жили в Подмосковье на разных съемных квартирах, а отец семейства все так же не имел постоянного места жительства и часто находился в стесненных условиях. Когда отец Владимир хотел навестить детей, то всем говорил, что едет в «Лидино». «Вспоминая его, – пишет духовное чадо отца Владимира, – стыдно оправдываться и слушать оправдания других, что не было условий для молитвы».

Сотрудники ОГПУ искали антиминс, хватали каждую тряпку, но так и не узнали, что святыня спрятана в керосиновой лампе

В апреле 1932 года отец Владимир был арестован органами ОГПУ как «активный участник Всесоюзной контрреволюционно-монархической организации “Истинно Православная Церковь”». Это дело было сформулировано для ареста более ста человек, не поминающих митрополита Сергия и не признающих его декларацию. Отца Владимира должны были отправить в ссылку в Северный край на три года, но за него вступилось руководство Академии наук, в которой он работал. Стоит отметить, что руководству академии было что защищать: отец Владимир как сотрудник был очень ценен, участвовал в разработке и конструировании различных приборов, имел авторские свидетельства на изобретения.

5 (12).jpg
Фрагмент росписи придела в честь сщмч. Владимира.
Источник: zachatevmon.ru

Последние три года перед заключительным арестом семья жила вместе, отец Владимир перебрался к детям в Подмосковье. Эти годы, по воспоминаниям детей, были для них самыми счастливыми. В ночь с 8 на 9 сентября 1937 года в квартире Амбарцумовых провели обыск. Сотрудники ОГПУ искали антиминс, хватали каждую тряпку, но так и не узнали, что святыня спрятана в керосиновой лампе. К утру стало ясно, что это не только обыск квартиры, но и арест главы семейства.

Дети проводили отца до железной дороги. «Мы видели, как папа махнул нам рукой, садясь в поезд. Поезд ушел… Папу мы больше не видели. Так кончилось мое детство», – вспоминает Лидия, которой тогда было 15 лет.

В Бутырской тюрьме отца Владимира допрашивали несколько раз. Он называл имена только тех людей, которые либо давно умерли, либо находились вне зоны досягаемости советской власти. Остальные имена он прямо отказывался называть «по религиозным убеждениям».

Что произошло с отцом Владимиром и какой была его смерть, его семья узнала только десятилетия спустя, когда внуки были уже взрослыми, а власть стала чуть более лояльна к Церкви. 3 ноября отца Владимира приговорили к расстрелу. 5 ноября 1937 года, 85 лет назад, на Бутовском полигоне приговор был приведен в исполнение, а тело погребено в общей безвестной могиле.

В 2000 году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Владимир Амбарцумов был причислен к лику святых как священномученик.

6 (7).jpg
Клеймо житийной иконы сщмч. Владимира «Арест».
Источник: zachatevmon.ru

Его сын Женя прошел войну и впоследствии стал знаменитым ленинградским протоиереем. У них с матушкой Татьяной родилось восемь детей. Отец Евгений работал секретарем Ленинградской епархии, был сотрудником Отдела внешних церковных связей, а также преподавал в Ленинградской духовной академии. Одним из его учеников был и будущий Святейший Патриарх Кирилл.

Дочь Лида вышла замуж за сына друзей семьи Амбарцумовых – Глеба Каледу, который стал ректором Богословско-катехизаторских курсов, преобразованных в будущем в Православный Свято-Тихоновский богословский институт, и первым священником, положившим начало делу тюремного служения в Москве (он служил в Бутырской тюрьме, где отца Владимира приговорили к смерти). У Лидии Владимировны и отца Глеба родилось шестеро детей, а в конце своей жизни матушка приняла постриг с именем Георгия – в честь преподобноисповедника Георгия (Лаврова), своего святого духовника. Отпевали монахиню Георгию в Зачатьевском монастыре, в приделе, посвященном ее отцу – священномученику Владимиру.

Среди потомков семьи Амбарцумовых и Каледы также много знакомых московской и питерской пастве имен: настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских на Бутовском полигоне протоиерей Кирилл Каледа, игумения московского Зачатьевского монастыря Иулиания (Каледа), настоятель храма Живоначальной Троицы на Грязех протоиерей Иоанн Каледа, руководитель Центра приемных семей «Умиление» иерей Феодосий Амбарцумов, матушка Мария Ильяшенко (в девичестве Амбарцумова) – жена известного московского протоиерея – отца Александра Ильяшенко – и другие.

7 (4).jpg
Источник: noev-kovcheg.ru

При жизни Владимир и Валентина Амбарцумовы мечтали, что у них будет двенадцать детей. Двенадцать проповедников Христовой истины, по числу апостолов. Господь, милостивый Сердцеведец, исполнил, приумножил и продолжает умножать это чаяние в новых поколениях семьи Амбарцумовых, прославляя Своего угодника.

«Радуйся, священномучениче отче Владимире, во Царствии Небесном венцем нетленным увенчанный!»

Анна Голик 4 ноября 2022
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить