Миротворец и созидатель Нифонт Новгородский

8/21 апреля Церковь чтит память русского святителя Нифонта Новгородского. Святой XII века стал первым новгородским пастырем, возведенным в сан архиепископа.

Будущий святитель Нифонт Новгородский родился в конце XI века в Киеве, при крещении ему дали имя Никита. В 7 лет родители отдали отрока обучаться грамоте, он удивлял всех быстрыми успехами и постоянным обращением к небу, постоянным постом и воздержанием. После смерти родителей Никита, единственный наследник, раздал все свое имущество и пришел в Печерскую обитель. Так в юности он был пострижен в инока в Киево-Печерской лавре, игуменом которой в то время был старец Тимофей. Больше сведений о его детстве и юности не сохранилось.

В 1130 году епископ Новгородский Иоанн удалился с кафедры на безмолвие в монастырь, а на Софийский престол по единодушному решению новгородцев избрали блаженного Нифонта. Епископская хиротония его состоялась в Киеве.

Нифонт-миротворец

В Новгороде в те времена было неспокойно. За 26 лет служения Нифонта в городе 10 раз сменились князья, а в 1134 году горожане подняли мятеж после не очень успешного военного похода князя Всеволода. Чтобы вразумить народ, митрополит Киевский Михаил II наложил церковное запрещение на весь город, после чего «новгородцы с князем их Всеволодом опечалишася зело». Тогда святитель Нифонт направил в Киев игумена Исаию с челобитьем митрополиту. Он смиренно просил даровать прощение и благословение преступному Новгороду. Михаил очень уважал Нифонта и после прошения сам прибыл в Новгород лично вразумлять строптивый народ.

Появление Нифонта перед войсками смутило враждующих, и святитель убедил князей заключить мир

Святитель Нифонт многое сделал для прекращения междоусобиц и установления мира между русскими княжествами. Этому способствовали его мудрые послания к соперничавшим князьям. В 1135 году Нифонту удалось предотвратить очень крупное кровопролитное столкновение между Киевом, Черниговом и Новгородом. Он был очень опечален разладом на Руси и вестями о том, что таким положением дел решили воспользоваться половцы, собрал мужей новгородских и в их сопровождении ходил по городам, уговаривал князей помириться. Киевлян и черниговцев он застал уже на ратном поле в ожидании битвы. Но появление Нифонта перед войсками смутило враждующих, а святитель убедил князей заключить мир.

Святитель настаивал на соблюдении церковных правил державными князьями. Он был честен и строг. В 1136 году править в Новгороде стал черниговский князь Святослав Олегович. Святитель Нифонт не благословил его на брак с близкой родственницей. В конце концов Святослава обвенчал в своей домовой церкви черниговский священник.

Новгородский епископ открыто выступил против великого князя Изяслава II, когда тот в 1147 году, узнав о смерти Михаила II, созвал церковный Собор, решив самостоятельно, без совета с Константинопольским Патриархатом, поставить нового киевского митрополита – русского инока-затворника Клима Смолятича. Это был известный подвижник и богослов. Князь решил не обращаться за благословением к Константинопольскому патриарху, а посвятить Клима главою святителя Климента, папы Римского, мощи которого были получены в дар из Херсонеса.

Преподобный Антоний Римлянин

Святитель Нифонт понимал, что это еще больше увеличит бедствия России: разрушится духовный мир, наступит раскол. Он был категорически против нарушения традиции и отказывался служить с Климом в Софийском соборе. В 1149 году Нифонт по призыву великого князя прибыл в Киев, но по-прежнему отстаивал свою позицию. Изяслав заточил его в Киево-Печерский монастырь, откуда святителя освободил в 1150 году князь Георгий (Юрий) Долгорукий.

Новгородцы очень любили своего пастыря, для них он был строгим и справедливым исповедником истины. Принципиальность Нифонта оценил патриарх Николай IV Музалон, он послал ему похвальную грамоту, в которой сравнил святителя с первыми святыми отцами, пострадавшими за Православие. Нифонт стал архиепископом. Однако князь Изяслав вернул себе великокняжеский престол, и Клим Смолятич продолжил управлять митрополией до 1154 года – до смерти великого князя.

Святитель Нифонт часто посещал обитель своего духовного друга – преподобного Антония Римлянина, который в 1131 году рукоположил его в священники и назначил игуменом над братией. В 1147 году преподобный отошел ко Господу, погребение честного тела угодника Божия совершил сам святитель Нифонт. Он упокоил Антония в церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Перед кончиной он увидел преподобного Феодосия, который сказал ему: «В добрый час пришел ты к нам, брат»

В апреле 1156 года святитель отправился встречать в Киев приехавшего из Царьграда законного митрополита Константина, остановился в Киево-Печерском монастыре – в месте своего пострижения, там и преставился. Перед кончиной он увидел во сне преподобного Феодосия, который сказал ему: «В добрый час пришел ты к нам, брат и сын мой Нифонт, отныне ты будешь с нами неразлучен». В руках преподобный держал свиток со словами: «Се Аз и дети, яже Ми дал есть Бог». Святитель отошел ко Господу в субботу на Светлой седмице. Он завещал положить его в Феодосиевой пещере, но позже его святые мощи перенесли в Ближние Антониевы пещеры.

Святитель – летописец и созидатель

Святитель Нифонт описал жития нескольких Киево-Печерских угодников. Историки утверждают, что он продолжил Несторову летопись с 1116 года, после Сильвестра. «Вопрошание Кириково», написанное Кириком Новгородцем, – древнейший памятник русской литературы – тоже связывают с именем святителя Нифонта. Это каноническое богословское сочинение 40–50-х годов XII века приглашает к размышлениям о богослужебной практике, постах, Причащении, чиноприеме в Православие католиков, прочих иноверцев и язычников, о взаимоотношениях полов в среде мирян и духовенства. Много в труде рассуждений о нравственном благочестии, материнстве, детстве, суевериях. До наших дней дошла Кормчая XIII века, которая хранится в Московской патриаршей библиотеке. В ней «Вопрошание Кириково» представлено приложением к основному тексту.

Святитель Нифонт строил и украшал церкви Новгорода, некоторые из них существуют до сих пор
Каменная церковь во имя святого Климента

Святитель Нифонт многое сделал для умножения славы Божией – строил и украшал церкви Новгорода, некоторые из них существуют до сих пор. В 1135 году он заложил каменную церковь Успения Божией Матери «на Торговищи» на Козьей Бородке. Строили ее девять лет. В этой церкви, которая стоит и сейчас, есть икона Нифонта, молящегося со святителем Никитой – он тоже был пострижен в Печерской лавре, потом стал архипастырем Новгорода. В 1144 году Нифонт украсил соборный храм Святой Софии: было сделано иконное писание до притворов, а храм покрыли оловом. Храм Святой Софии святитель украшал изнутри и снаружи еще раз в 1151 году. В том же году он возвел церкви святого Василия и равноапостольных Константина и Елены, заложил каменную церковь святого Климента, сохранившуюся до наших дней, на Торговой стороне Новгорода, на Иворовой улице. А еще через три года его старанием построена каменная церковь Саввы Освященного на Софийской стороне, на Савиной улице. Кроме того, он обновил немало других церквей на Торговой стороне, обгоревших во время пожара 1152 года.

Своим примером святитель побуждал к созиданию и других благочестивых людей: с 1135 по 1146 год заложена в Неревском конце на Яковлевой улице каменная церковь Николая Чудотворца, построена деревянная церковь святых благоверных Бориса и Глеба в околотке, а в Каменном городе – святого пророка Илии и святых апостолов Петра и Павла на холме, Косьмы и Дамиана на Холопьей улице.

Нифонт строил храмы и за пределами Новгорода. В 1153 году на Ладоге он заложил каменную церковь во имя святого Климента. А перед своей кончиной, в 1156 году, около Пскова выстроил церковь Преображения Господня, создал при ней Спасо-Мирожскую обитель.

Прославление святителя

Сведения о почитании Нифонта как святого встречаются впервые в середине XV века. А общецерковное прославление его прошло в 1549 году на втором Макарьевском Соборе. «Слово о Нифонте Новгородском» в 1462 году написал насельник Киево-Печерской лавры инок Кассиан. Священноинок Варлаам дополнил его в 1558 году новыми сведениями, а самое подробное житие святителя Нифонта составили в Старорусском Косинском монастыре в 1687 году. Неизвестный автор собрал воедино все летописи и известные устные предания о святителе Нифонте.

Первые иконы святого появились в середине XVII века. Многие из написанных позднее не соответствуют древним традициям иконного письма.

Ольга Нефедова 21 апреля 2021
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить