Миссионер от Бога. Священноисповедник Сильвестр (Ольшевский)

Святой нашего времени старец Паисий Святогорец говорил: «Если дерево пропитано олифой, оно не гниет. Если немного "пропитать" детей благоговением, страхом Божиим, то это будет помогать им всю жизнь».

Эти слова, сказанные в ХХ веке, как нельзя лучше иллюстрируют жизнь родившегося в веке девятнадцатом священноисповедника Сильвестра, с младенчества освященную христианским благочестием окружавших его взрослых. Его духовность произрастала под этим благодатным воздействием. Господь наделил будущего святого дарами кротости, молитвенности, благоговейности. Эти качества стали очевидны в нем с самого нежного возраста. Будущий святитель «пропитывался олифой» благочестия, евангельской правды, святоотеческих трудов, и все это, безусловно, было на пользу возраставшей душе христианина.

1.jpeg

1 июня 1860 года в селе Косовка Сквирского уезда Киевской губернии в семье диакона Льва Ольшевского родился мальчик, которого нарекли Иустином. Наречение это не носило случайный характер. 1 июня по старому стилю (14 июня по новому) Святая Церковь чтит память мученика Иустина Философа. Житие этого святого II века христианской эры повествует нам о весьма образованном юноше, искушенном многими философскими учениями и участвовавшем в диспутах различного толка, вдруг переменившем свои взгляды и всем сердцем уверовавшем в Христа после беседы с неким величественным старцем. «И ты прежде всего молись, чтобы открылись тебе врата света, ибо никто не может видеть и воспринимать Бога, если только Бог и Христос Его не дадут человеку это понять», – наставлял старец юношу. Всю свою жизнь мученик Иустин проповедовал Евангелие. «Признаюсь, поставляю себе во славу быть и всеми силами стараюсь явиться на самом деле христианином», – говорил святой. Перед мученической смертью Иустин говорил своим истязателям: «Я надеюсь получить награду, уготованную тем, кто хранит заповеди Христа, если перенесу мучения... Таково наше самое горячее желание – пострадать за Господа нашего Иисуса Христа и получить спасение. Так мы уверенно и спокойно сможем предстать перед Страшным судом нашего Бога и Спаса, на который должны будут явиться все». Мученик Иустин был обезглавлен.

Таково наше самое горячее желание – пострадать за Господа нашего Иисуса Христа и получить спасение

Нет никаких сомнений, что Иустин Ольшевский с самого раннего возраста знал житие святого, в честь которого был наречен, и это тоже формировало христианские качества его души.

Юноша учился в Киевской духовной семинарии. Житие говорит нам, что в это учебное заведение его определили родители. Любящие папа и мама всегда, наблюдая за чадом, постараются, помолившись Богу, определить, к чему более всего их чадо способно. А Иустин был послушлив и кроток, покорен воле родителей. Видимо, так, в большой любви и по Промыслу Божию, и совершилось это предназначение – посвятить себя служению Господу. Семинарии приготовляют воспитанников для академий – так было заведено. И Киевская духовная семинария была ступенькой в Киевскую духовную академию.

2 (1).jpg
Киевская духовная академия. The History Collection / legion-media.ru

В семинарии Иустин учился очень прилежно, был добр с товарищами, послушен, поражал всех своей молитвенной настроенностью. Его рекомендовали в чтецы к профессору Духовной академии архимандриту Сильвестру (Малеванскому), впоследствии епископу Каневскому, викарию Киевской епархии и ректору Духовной академии. Как впоследствии говорил сам святитель, он был «очами и пером» архимандрита Сильвестра. Иустин помогал своему наставнику, практически потерявшему зрение. Он читал старцу вслух огромное количество разнообразной духовной литературы. И записывал то, что диктовал ему духовный отец. Можно сказать, что руками Иустина были написаны первые два тома труда архимандрита Сильвестра «Догматическое богословие».

Это великое счастье – получить от Господа такого наставника благочестия, как архимандрит Сильвестр. Ученый-апологет, подвижник, милосердный христианин и строгий аскет, отец Сильвестр оказал огромное влияние на развитие личности молодого Иустина Ольшевского. Пропитывался благодатной «олифой» будущий священноисповедник, и это миро благочестия благотворно влияло на устроение его души.

Духовную семинарию Иустин окончил в 1883 году, в том же году поступил в Академию, которую окончил через четыре года. Все это время его духовным наставником был архимандрит Сильвестр. Обучение в Академии подарило Иустину знаковые в его жизни встречи. Там он познакомился с преосвященным Иларионом (Юшеновым). Это знакомство имело важное продолжение, но об этом чуть позже.

Примечательный момент. На каникулы Иустин всегда ездил домой. Вся местность, где проживала семья молодого человека, была заражена сектантством. Иустин с интересом принялся изучать различные сектантские течения, не из интереса к сути сектантских учений, а с тем, чтобы лучше понять, как православному миссионеру справляться с этой чумой. Уже тогда вырабатывалось первое направление его будущего христианского служения – миссионерство.

3.jpeg
Архимандрит Сильвестр (Малеванский)

По обычаю того времени по окончании Духовной академии Иустина назначили законоучителем: он преподавал Закон Божий в училище. В губернии лютовали сектанты. Иустин Львович изложил свое видение ситуации в письме, адресованном митрополиту Киевскому Платону (Городецкому), и 7 марта 1889 года был назначен миссионером Киевской епархии. Результатом миссионерского служения Иустина Ольшевского явился труд «Обличение штунды в библейских текстах». Даже многое время спустя этой книгой миссионеры пользовались в качестве настольного пособия.

В 1890 году Иустин Львович был приглашен преподавателем в Полтавскую духовную семинарию. Приглашение исходило от преосвященного Илариона, с которым Ольшевский познакомился в Киевской духовной академии во время своего там обучения. А владыка Иларион возглавлял на тот момент Полтавскую кафедру. Миссионерские труды Иустина Львовича в Полтавской епархии насчитывают более двух десятилетий. За этот период родилось несколько миссионерских трудов, которые были изданы.

Сложно подсчитать, сколько людей возвратил в лоно Матери-Церкви из сектантских лап Иустин Львович! Его миссионерская деятельность была удостоена наивысших похвал современников. «Мы с Иустином Львовичем Ольшевским являемся передовыми по времени деятельности миссионерами. Я в Киеве несколько раньше выступил на непроторенную миссионерскую стезю, Иустин Львович – немного позже. Он первый из ученых – кандидатов Духовной академии – взял на себя научную разработку штундизма, и его работы сохраняют свою свежесть и высокую ценность и в настоящее время. Его записка о миссионерстве... напечатанная в "Руководстве для сельских пастырей", открывает собой эру в истории нашей внутренней миссии. До того времени считали, что миссионерами могли быть лишь лица, облеченные священным саном. И в это время мы с Иустином Львовичем выступили на непроторенную дорогу… Наблюдая сектантское движение и его развитие в государстве и среди народа, Иустин Львович увидел масштаб и значение той угрозы, которая нависла со стороны сектантства над русским народом и над самим существованием государства», – писал миссионер и чиновник особых поручений при Святейшем Синоде В. М. Скворцов.

В 1891 году в Москве проходил Второй миссионерский съезд. Иустин Львович принимал в нем участие. В 90-е годы ХIХ века Иустин Ольшевский много потрудился в качестве миссионера в селах Полтавской епархии. Он очень помогал приходским священникам, у которых руки опускались от ужасающих масштабов сектантства в их приходах.

4.jpg
Миссионерский съезд в Москве

В это же время происходит значимое событие в жизни Иустина Львовича. Епископ Полтавский Иларион (это все тот же владыка, с которым Ольшевский познакомился в своей альма-матер) предложил ему принять священнический сан. Иустин Львович был не женат. Мы не знаем, дал ли он Господу обет безбрачия в юности, но это очень похоже на правду, учитывая его образ жизни. Он попросил у владыки разрешения быть рукоположенным в своем сущем состоянии, без заключения брака. Соответствующее разрешение было получено, и в 1892 году в день Сретения Господня преосвященный Иларион, епископ Полтавский, рукоположил Иустина Львовича во священника. Иустин Ольшевский сподобился рукоположения в 31-летнем возрасте. И жил как монах в миру, жизнью чистой, преданной Богу во всей полноте. «Отец Иустин являет в своем лице пастыря высокого христианского душенастроения и мировоззрения, пастыря исключительной силы воли и характера», – писали о нем «Полтавские епархиальные ведомости». Став священником, отец Иустин все также миссионерствовал, просвещал народ светом Христовой истины, писал и издавал миссионерские труды. За свою деятельность на ниве просвещения евангельским светом и пасомых, и тех, кто еще не принадлежал к Православной Церкви, он имел множество церковных наград различного уровня. Но к поощрениям и признаниям своих трудов был равнодушен.

Житие говорит нам, что отец Иустин, не будучи монахом, вел совершенно монашескую жизнь. Много молился, постоянно читал Евангелие, посвящал себя пастырским трудам, в летние каникулы паломничал на Святую Землю и по русским святыням. 15 октября 1896 года отец Иустин был назначен епархиальным наблюдателем церковных школ Полтавской епархии. Невероятно близкие и удивительно трогательные отношения сложились у руководителя с подчиненными и учащимися. Все воспринимали его не как начальника, а как мудрого и любящего наставника. Его приезды в каждое учебное заведение воспринимались как праздник. По окончании всех дневных дел и вечерней молитвы отца Иустина не отпускали. Его просили рассказать что-нибудь. И батюшка повествовал о святынях, которые видел, о подвижниках благочестия, к мощам которых имел счастье приложиться, об Иоанне Кронштадтском, которого знал лично и с которым служил как-то Литургию. Расходились глубоко за полночь. Он был кормчим для учащих и примером для учащихся. Его любили.

Он был кормчим для учащих и примером для учащихся. Его любили

К 15-летию его служения на образовательной ниве отцу Иустину был преподнесен адрес, который содержал, в частности, такие слова: «Из богатой сокровищницы своей души Вы щедро вливали в нашу школу живые потоки благоуханной молитвы и того благоговейного духа церковности, который неотъемлем и неотделим от Вашей личности. И такое Ваше глубокое духовное влияние отобразилось на всем внутреннем и внешнем складе бытия нашей школы... Ваше бережное, любовное отношение к школьным работникам так часто поднимало в них энергию, пробуждало святые порывы и обогревало порой иную иззябшую душу».

Этому адресу вторили «Полтавские епархиальные ведомости»: «Чарующая простота обращения, искренность, сердечная отзывчивость – вот основные черты его служебных отношений… он не умел возвышать голоса, но мягкий деликатный укор в его устах почти всегда скорее достигал цели, чем грозные окрики и доносы. <…> С особенной нежностью и лаской отец Иустин относился к детям, которых любил безгранично. Дети инстинктивно чувствовали это».

5.jpg

Через 10 лет своего беззаветного служения Матери-Церкви и высокохристианской подвижнической жизни отец Иустин был возведен в сан протоиерея. Ему много раз предлагали принять сан архиерея. Он всегда отказывался. Уговорить удалось только в 1910 году. К этому моменту отец Иустин уже 18 лет был в священническом сане, а его миссионерской деятельности исполнился 21 год. 23 декабря 1910 года архиепископ Назарий постриг протоиерея Иустина в мантию с наречением ему имени в память преподобного Сильвестра Печерского, а 25 декабря, в день Рождества Христова, иеромонах Сильвестр был возведен в сан архимандрита. Промыслительно, что его монашеское наречение совпало с именем духовного руководителя его юности – епископа Сильвестра (Малеванского).

15 января 1911 года в Санкт-Петербурге в зале заседаний Святейшего Синода произошло наречение архимандрита Сильвестра во епископа Прилукского, викария Полтавской епархии. Здесь архимандрит Сильвестр произнес слово. Он говорил о духе современного ему времени, о страшной борьбе темных сил со светлыми христианскими истинами за души людей, о том, что темные силы не гнушаются ничем в этой борьбе. «Трудно и страшно ныне архипастырствование», – заключил отец Сильвестр.

16 января 1911 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялась хиротония архимандрита Сильвестра во епископа Прилукского, викария Полтавской епархии. Первые богослужения в сане епископа отец Сильвестр провел в храме Иоанновского монастыря, где был погребен святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Удивительный человек был епископ Сильвестр. Тих и скромен, кроток и наполнен христианской любовью ко всему и ко всем. На все хвалебные речи в свой адрес он неизменно отвечал: не свои заслуги он видит в этих речах, а любовь говорящих. «Что было в моей… деятельности доброго, то – от Господа Бога, а что было несовершенного, то – мое собственное. Посему Господу Богу нашему за все слава и держава во веки веков. Аминь».

Епископ Сильвестр был тих и скромен, кроток и наполнен христианской любовью ко всему и ко всем

Епископ Сильвестр, помимо несения епархиальных трудов, много служил в храме Божием. Его службы очень любил народ. Когда в 1912 году его хотели перевести на другое место, паства написала прошение об оставлении епископа на их кафедре. Перевод отложили на два года. Спустя эти два года, 13 ноября 1914 года, он был назначен епископом Челябинским, викарием Оренбургской епархии. Шла Первая мировая война.

На новом месте владыка столкнулся с нехваткой священнослужителей. Оренбургскую епархию в то время возглавлял епископ Мефодий (Красноперов; священномученик, день памяти 17 февраля). Отец Сильвестр обратился к владыке Мефодию с просьбой разрешить ему приглашать иеромонахов из Полтавской епархии. 7 марта 1915 года епископ Сильвестр был назначен настоятелем новообразованного Георгиевского монастыря в Челябинском уезде с правом приглашать иеромонахов и монахов из Полтавской и других епархий. Всего несколько месяцев отец Сильвестр обустраивал духовную жизнь вверенных ему приходов. Уже в июне того же года он был назначен епископом Омским и Павлодарским.

6.jpg
Успенский кафедральный собор – главный храм Белой Сибири. Омск, зима 1919 г.

На новой кафедре епископ Сильвестр произнес слово. Очень созвучно все то, что говорил владыка, с нашим временем, с современными реалиями: «Уже второй год дорогое Отечество наше переносит допущенное Господом тяжкое испытание в виде жесточайшей войны с просвещенными западноевропейскими варварами. Напряжение жизни страшное, потери великие. Множество семейств оплакивают потерю своих кормильцев. И степной край наш разделяет общую судьбу скорбей и тягостей. Потребен, дорог мир исстрадавшемуся сердцу, но мир Христов, а не мир вражеский».

Надо отметить, что Омская кафедра в начале ХХ века сильно страдала от сектантства. В работе проректора по воспитательной работе Омской духовной семинарии иерея Александра Ткачева «Противосектантская деятельность в Омской епархии после указа "Об укреплении начал веротерпимости"» читаем: «Подписанный указ "Об укреплении начал веротерпимости" в 1905 году привел к тому, что в связи с активным переселенческим движением в Омскую епархию переехало множество сектантов, что "негативно" повлияло на миссионерскую деятельность». Магистрант Омской духовной семинарии иерей Александр Родкин в своей работе «Миссионерская деятельность Омской епархии в 1901–1903 годах» отмечает, что в епархии «сохранились остатки древних верований. В миссионерском отчете упоминаются шаманы, баксы, предсказатели, гадатели и лекари, действующие на территории епархии». Думается, совершенно не случайно в этот очаг сектантской чумы был назначен известнейший миссионер с 26-летним стажем трудов на данном поприще. Отец Сильвестр имел ценнейший опыт, столь необходимый для оздоровления обстановки в епархии.

7.jpg
Архиепископ Омский и Павлодарский
Сильвестр. Единственный сохранившийся
омский снимок

1917-й. Революции в феврале и в октябре. Отец Сильвестр участвует в Поместном Соборе, на котором было восстановлено патриаршество на Руси с избранием Патриарха Тихона. Революционные изменения катились по всей стране мутным потоком. Владыка видел все эти ужасающие изменения, душа его скорбела. Было больно от того, как попираются не только христианские, но даже элементарные нравственные устои, ломается жизнь всего общества некогда христианской империи.

Однажды владыка ехал по епархиальным нуждам в общем вагоне. Отца Сильвестра сопровождал его верный келейник послушник Николай (Цикура). Попутчиками владыки по вагону были простые солдаты, которые возвращались с фронта Первой мировой. Нашлись такие, которые стали хулить православную веру. Их особенно подзадоривало присутствие православного епископа. Владыка не выдержал: «Братцы, признаете ли вы свободу за всеми людьми? Если признаете свободу, чтобы не веровать, то признайте свободу и за теми, кто желает веровать. Не дозволяйте глумиться над неверующими, но не оскорбляйте и верующих. О чем угодно гражданском говорите и обсуждайте свободно, но не касайтесь Господа Бога и святыни... А желаете узнать насчет религии, спрашивайте тех, кто на это дело поставлен. Ведь насчет лекарства спрашиваете у доктора, насчет суда спрашиваете у адвоката, так насчет религии спрашивайте у пастырей».

Если признаете свободу, чтобы не веровать, то признайте свободу и за теми, кто желает веровать

Они ехали в одном вагоне десять дней. Владыка многих обратил тогда ко Христу. Не могу не привести здесь слова владыки, которые с болью в сердце он сказал солдатам из-за того, что постоянно слышал от них нецензурную брань: «Дорогие мои! <…> Пред моими глазами много было случаев, когда вы жалостливо относились к бедствующим людям, которые просили у вас приюта. Вы их устраивали у себя и даже кормили. Это доброе евангельское качество. Видел ваше терпение, с каким вы переносите выпадающие на вашу долю лишения. И это добро, ибо без терпения нет спасения. Видел, как вы искренно и без лукавства относитесь друг к другу. И это добро, ибо из этого вырастает дружба и христианская любовь. За все эти качества с нами может быть Христос. Но кроме этого, я видел у вас одну привычку, о которой не могу говорить без глубокой скорби. Это – постоянное употребление гнилых слов... Знаете, кого оскорбляет эта скверная брань? Она прежде всего оскорбляет Матерь Божию, общую духовную Матерь рода христианского. Затем она оскорбляет родную матерь каждого из нас, ибо все мы происходим от одних прародителей – Адама и Евы. Наконец, она оскорбляет нашу мать-сыру землю, ибо из земли мы сами взяты, земля нас кормит и в землю по смерти возвращаемся… можно ли сохранить при этом чистоту души? Спаситель наш сказал, что только чистые сердцем увидят Бога. Поэтому ясно: чтобы с нами был Господь Христос, нам обязательно навсегда нужно отказаться от употребления гнилых слов… В добром намерении этом сами постараемся, и Господь нам поможет. Господь Христос да будет с вами». Когда владыка закончил, весь вагон запел «Достойно есть»…

В 1918-м в Омск вошли большевики. 4 февраля 1918 года в Омске состоялся грандиозный крестный ход, который возглавил епископ Сильвестр. Цель: призыв сохранять православную веру и защищать свои святыни. Далее события развивались стремительно.

8.jpg
Крестный ход в Омске в 1918–1919 гг.

В ночь с 5 на 6 февраля к архиерейскому дому прибыл вооруженный отряд карателей из числа матросов. Они стали ломиться в дом. На этот случай владыка заранее издал распоряжение: не отворять. Матросам никто не открыл. Они стали угрожать, что взорвут дверь. По указанию послушника Николая (Цикуры), который помимо несения келейного послушания у владыки также был экономом архиерейского дома, ударили в набат на соборной колокольне. Матросы разбежались. К дому стал прибывать народ. В какой-то момент стало известно, что каратели грабят дом кафедрального протоиерея. Часть народа отправилась туда. Внезапно вновь появились матросы и на сей раз у них получилось ворваться в архиерейские покои.

– Где архиерей?

– Я архиерей, – навстречу им, вооруженным матерящимся палачам, спокоен и строг, вышел епископ Сильвестр.

Владыку увели, не дав надеть теплую одежду (февраль, Сибирь).

Главарь этой банды остался расправиться с оставшимися. Он застрелил послушника Николая, верой и правдой служившего владыке Сильвестру многие годы.

Послушник Николай (Цикура) причислен к лику святых новомучеников и исповедников Церкви Русской в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла от 18 мая 2018 года, в соответствии с уточненными данными Синодальной комиссии по канонизации святых (рапорт Председателя Комиссии № 64 от 16.05.2018), послушник Николай (Цикура) именуется преподобномучеником; память 18 февраля.

Омск гудел набатным звоном. От храма к храму передавался набатный призыв. А в это время в здании Совета депутатов матросы глумились над владыкой Сильвестром… У здания собралось огромное количество народа. Люди требовали освободить владыку. Это противостояние властей и народа Божия продолжалось несколько дней. Людей разгоняли стрельбой из оружия, в городе объявили осадное положение. Но в итоге власти сдались: владыку отпустили. Под подписку о невыезде.

Противостояние властей и народа Божия продолжалось несколько дней. В итоге власти сдались

22 апреля / 5 мая 1918 года владыка Сильвестр был возведен в сан архиепископа.

В ходе Гражданской войны Омск был освобожден от большевиков. В ноябре 1918 года было образовано Высшее Временное Церковное Управление Сибири. Его возглавил архиепископ Сильвестр. Церкви вернули все, украденное у нее. В школах возобновилось преподавание Закона Божия. Вновь стали действовать пять духовных училищ и пять духовных семинарий.

Именно владыка Сильвестр 29 января 1919 года привел к присяге адмирала Колчака как Верховного правителя России.

Владыка Сильвестр восстановил институт полковых священников для окормления солдат и офицеров белой армии. В августе 1919 года архиепископ Сильвестр на съезде казачьих войск в Омске благословлял воинов хоругвями с изображением креста и надписью: «Сим победиши».

В ноябре 1919-го в Омск вновь вошли большевики… Владыку выгнали из архиерейского дома. Его приютил настоятель Успенского кафедрального собора отец Феодор Чемагин. Неизвестно, как сложилась бы дальнейшая судьба архиепископа Сильвестра. Тихого, кроткого христианина, строгого подвижника и аскета, доброго любящего пастыря, крепкого воина Христова в доспехах всех христианских добродетелей. Большевики лютовали. Без суда и до завершения следствия расстреляли адмирала Колчака. Жестоко расправлялись со всеми неугодными.

Бог послал скоротечную смертельную болезнь Своему служителю. У владыки Сильвестра очень быстро был диагностирован рак. Господь забрал его в Свои светлые обители через месяц после расстрела Верховного правителя России – 10 марта 1920 года.

9, превью.jpg
Архиепископ Сильвестр. Музей КЦ УМВД России по Омской области

Тело владыки было похоронено в склепе при Успенском кафедрального соборе Омска. Собор был разрушен в 1935 году, на его месте создан сквер пионеров. В 2005 году правительство Омской области приняло решение воссоздать Успенский собор. На месте разрушенного собора в сквере начались раскопки, в ходе которых было обретено место захоронения владыки Сильвестра. В потайной комнате под притвором святителя Николая Чудотворца были найдены икона с дарственной надписью владыке, остатки его облачения, параман, а также останки тела архиепископа, принадлежность которых подтверждена результатами экспертизы. Новый Успенский собор был торжественно освящен 15 июля 2007 года.

25 февраля 2009 года в омском Успенском кафедральном соборе установлена на постоянное место своего размещения рака с мощами священноисповедника Сильвестра (Ольшевского). Она располагается в нижнем приделе собора, в пещерной церкви, где и было изначально захоронено тело владыки.

Владыка Сильвестр, ставший свидетелем Первой мировой войны, трех революций, Гражданской войны, очень много в своей жизни говорил о мире. Но это были слова не о мире после войны. И даже не о мире душевном. Владыка мыслил понятиями Горнего мира, он говорил о том, что ведет христианина ко спасению. Я хочу закончить словами архиепископа Сильвестра о мире в христианском понимании как о важной ценности нашего бытия: «Мир Христов есть мир совести как нравственная безукоризненность. Мир Христов есть мир с Богом как дерзновенная молитва».

Наталья Ващина 9 марта 2025
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить