«Надо нудить себя»

14 июня 1990 года в Иоанновском монастыре на Карповке в Санкт-Петербурге состоялся чин канонизации протоиерея Иоанна Сергиева.

Кронштадтский пастырь был дан Церкви в непростое время. Он предвидел и революцию, и войну, и море крови.

Многими дарами Святого Духа Господь наделил этого священнослужителя. Его слова, проникающие в душу, исцеляли ее. В Андреевском соборе Кронштадта, в котором отец Иоанн прослужил 56 лет, на Божественную литургию собирались до 5–7 тысяч человек одновременно. Люди приходили на общую исповедь к отцу Иоанну и прилюдно выкрикивали свои грехи. По свидетельствам, после этого страсти переставали их мучить.

Живое слово праведного Иоанна Кронштадтского доступно нам и сейчас. Через сто лет он обращается и к нам, ныне живущим. Не стали иными духовные ценности и сама духовная жизнь. И мерило ее – в должном отношении ко всем – и ближним, и дальним.

1.JPG

*

Подвиги нужны и необходимы для воспитания своего внутреннего человека, для умерщвления в нем гнездящихся страстей, для выработки себя в ту «меру возраста исполнения Христова» (Еф. 4: 13), когда сделаемся способными принять и носить в своем сердце Царствие Божие. Бог всегда с нами, у дверей сердца нашего, как сказано: «се, стою при дверех и толку» (Откр. 3: 20); да сердце-то всегда ли способно принять Его? Вот и указаны нам и книгами, и примерами подвиги как сила вспомогательная для нашего усовершенствования, чтобы путем их очистить свое сердце для принятия внутрь его Царствия Божия, т. е. Самого Христа.

*

Знаешь ты тропарь святому великомученику Феодору Тирону: «Яко хлеб сладкий Троице принесеся»? Что это значит? Как ты понимаешь эти слова? Для того, чтобы хлеб был сладкий, приятный, надобно прежде всего хорошенько просеять муку, очистить ее от всякой примеси, от всего негодного, чтобы хлеб был чистый, вкусный. Так и сердце наше, чтобы было приятною Богу жертвой, надо прежде очистить от страстей, в нем находящихся, высеять их, тогда и будет оно приятно.

*

Неужели ты думаешь, что наше неспание или какие-либо подвиги сильны и достаточны дать нам дерзновение пред Святою Чашею? Помнишь разбойника? Один вздох искреннего раскаяния, одна вера в заслуги Распятого – вот наше оправдание, а не мнимые наши подвиги. Конечно, надо и подвизаться, но не с тем, чтобы в этих подвигах видеть и полагать свое оправдание и достоинство. «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50: 19).

*

Надо нудить себя; слышишь: «надо нудить себя» на пользу ближних во славу Божию.

*

А разве ты не считаешь рассеянность за грех? Она есть потеря внимания, о ней и Спаситель упоминал, когда говорил о семени, падшем при пути, и когда сказал апостолу Петру: «Симоне, Симоне, се, сатана просит вас, дабы сеял, яко пшеницу» (Лк. 22: 31) (сеял, т. е. рассеивал).

2.JPG

*

«И Соломон во всей славе своей не одевался так, как каждая из полевых лилий. Если Отец Небесный так одевает цветок, который сегодня есть, а завтра брошен будет в печь, не много ли паче вас, маловерные». Как очевидна истина слова Божия: «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, а все остальное приложится вам» (Мф. 6: 29–30; 33). Это я испытываю на себе: с тех пор как я начал усиленно искать и исключительно заботиться о благоугождении Господу молитвою и делами милосердия ближним и другим, я почти не имею надобности заботиться о себе, т. е. о своих внешних нуждах; меня, по милости Божией, одевают, обувают, угощают добрые люди и сочтут за обиду, если бы я не принял их усердия.

*

А я так это понимаю: «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославлят Отца вашего, Иже на небесех» (Мф. 5: 16). Пусть люди видят твои добрые дела, и чрез то Господа славят, и для себя имеют живой пример, живое побуждение к деланию добра. Вот от кого надобно скрывать (и при этом батюшка показал пальцем на свое сердце) добрые дела! От него утаивай все, «да не увесть шуйца твоя, что творит десница твоя» (Мф. 6: 3). Шуйцей называется свое личное самомнение, тщеславие.

*

Зачем нам заглядывать в будущее? «Довлеет дневи злоба его» (Мф. 6: 34). Предадимся, как дети, Отцу нашему Небесному, Он «не оставит нас искуситися паче, нежели можем» (1 Кор. 10: 13). Подозрительностью лишь себя измучишь, да и делу не поможешь, еще повредишь, заранее представив себе зло там, где, может быть, его и не будет. Лишь бы мы не делали зла, а нам пусть делают, если попустит Господь.

Из книги: Беседы протоиерея Иоанна Кронштадтского с игуменией Таисией
Изд-во Сретенского монастыря, 2022

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить