Наименщики

Кто, как, почему?

В Толковом словаре Владимира Даля слово «наименщик» означает того, кто дал тебе имя. Кто, как и почему дает имя человеку? Как правило, это, конечно же, родители. И, как правило, выбор имени связан с пятью основными мотивами. Во-первых, имя может просто нравиться родителям, красиво звучать, сочетаться с отчеством. Во-вторых, ребенок может быть назван в честь какого-либо значимого для родителей героя или великой исторической личности. В-третьих, имена могут давать в честь родственников – прадедов, дедов, бабушек и т. д. Далее, например, в православной семье выбор имени дитя происходит по святцам, то есть связан с памятью святых дня и месяца года, с церковным календарем. А вот в пятом случае видимой причины вообще может не быть. Видимой – нет, но невидимая в этом случае всегда есть. Это тот случай, когда наименщиком является святой, который сам берет под свое покровительство человеческую душу. Человек может этого никогда не узнать, а может и неожиданно открыть это для себя путем осмысления различных странных случаев из своей жизни и даже приключений. Неслучайно корень в слове «приключение» – «ключ», ведь приключения очень часто открывают нам новые знания и смыслы.

1.jpeg

 Греческое имя Ирина: «мир, покой»

Как, если не приключением, можно назвать мой поиск того, что связано с именем Ирина? Совсем не простая история происходила с наречением меня этим именем. Ириной назвал меня мой отец. Мамочка рассказывает, что искал он это имя для меня три месяца. Целых три месяца меня называли просто «девочка». Встает вопрос: почему так долго? Но наконец им было выбрано имя Ирина. Почему именно такое? В честь кого? Близкие предполагали, что ему просто понравилось значение этого имени – «мир, покой». Папа умер в 1986 году. Мама до сих пор не знает, почему он так меня назвал. Но сегодня мне понятно, что этой тайной он оберегал семью во времена господства в России «воинствующего атеизма». 

Великомученица Ирина Македонская и Ирина Египетская

Людей, которые воцерковлялись в 80–90-е годы, сопровождали многие открытия. В эти годы и я узнала о великомученице I–II века Ирине Македонской, о ее житии и равноапостольском служении. Стало известно также и о таком церковном обычае: при несовпадении дня памяти святого и дня рождения надо искать ближайший ко дню рождения день памяти святого и считать его своим покровителем. Но 18 мая – день памяти святой – было явно далековато от 29 июля.    

Мощи мученицы Ирины Египетской, день памяти которой празднуется 1 октября, были перевезены в Константинополь. Император Константин Великий построил в городе в ее честь храм

Исходя из логики обычая, по нашему церковному календарю моей небесной покровительницей оказывалась мученица Ирина Египетская (III в.), день памяти которой празднуется 1 октября. По преданию, ее мощи из Египта были перевезены в Константинополь. С этим событием связано то, что император Константин Великий построил в городе в ее честь храм, главной святыней которого стали мощи святой Ирины. Именно в этом храме, как бы в ее «присутствии», в 381 году проходил Первый Вселенский Константинопольский Собор. Храм святой Ирины сохранился до сих пор и считается самой древней христианской церковью в мире. Причем со времен взятия турками Константинополя в 1453 году ее никогда не переделывали в мечеть. Так я обрела свою удивительную святую с помощью старого церковного обычая нахождения своих небесных покровителей. Но позднее, в Псково-Печерском монастыре старец Иоанн Крестьянкин во время беседы уверял меня, что моя покровительница – первая великомученица. В правоте его слов я убедилась в 2000 году, когда получила неожиданную весть из Македонии. Именно в Республике Северная Македония, то есть в северной части исторической греческой Македонии была переведена на македонский язык и издана моя книга «Современная медицина и Православие».

Что же в итоге? Две великие святые теперь со мной! Слава Богу! Но это еще не итог.

2.jpg

Ирина Хрисоваландская

После перестройки в России были открыты пути для путешествий и паломничества. Многие знакомые и друзья привозили оригинальные сувениры. Получала подарки и я. Первым таким удивительным подарком была греческая икона, на которой была изображена святая Ирина (греч. Αγία Ειρήνη) с тремя яблоками в руках и согнувшимся к ее ногам кипарисом. Таких икон в России не было. Было ясно, что это святая Элладской Православной Церкви. Удивительно, но через некоторое время я во-второй раз получила в подарок такую же икону, но другого формата.

Когда мне подарили икону этой святой в третий раз, я поняла, что все происходящее не может быть просто случайностью. И в ближайшую же поездку в Грецию я узнала, что на иконах изображена греческая святая Ирина, игуменья Хрисовалантского монастыря (IX–X вв.), память которой совершается в Греции 28 июля! Это практически точечное совпадение с моим днем рождения! Святая Ирина нашла меня сама, трижды посылая мне весть о своем существовании… Можно ли иначе это понять?

Святая Ирина нашла меня сама, трижды посылая мне весть о своем существовании

Найдя хронологическое совпадение моего дня рождения и дня памяти православной святой, я была теперь практически уверена в том, кто моя небесная покровительница. Эта уверенность привела меня в Афины, в монастырь преподобной Ирины Хрисовалантской в мае 2018 года. Причем ее гостеприимство было удивительным с самого начала поездки. В турагентстве мне предложили отель, который оказался достаточно далеко от Афин и от монастыря. И вот – неожиданный звонок из турагентства за несколько дней до поездки. Владелец отеля «по техническим причинам» предлагает мне ближайший к Афинам отель и в компенсацию за изменения в два раза снижает цену на более звездный отель, включая и ранее не запланированный обед. Спасибо, дорогая… Уже в монастыре по традиции, введенной преподобной Ириной, монахини дарят гостям кусочки яблочек, которые радуют меня и по сей день… 

В монастыре по традиции, введенной преподобной Ириной, монахини дарят гостям кусочки яблочек

Благоверная Ирина Афинянка, византийская императрица

Зимой 2020 года в Москву из Киева приехал отец Геннадий – священник и врач, истосковавшийся по российским святыням. Он привез замечательную «Книгу о 29 святых Иринах», изданную на Украине в серии «Твой небесный покровитель». Зачитываясь житием каждой из них, я вдруг явно ощутила волнение при встрече со святой Ириной Афинянкой, византийской императрицей VIII века, восстановительницей иконопочитания в православии. В середине VIII века в Византии шла ожесточенная политическая борьба с христианским иконописным искусством. Императоры-иконоборцы один за другим выпускали указы о запрете икон под предлогом борьбы с якобы суеверным поклонением им. Но по сути это были политические меры, с помощью которых византийские императоры, желая подчинить себе территории, хотели сблизиться с иудеями и мусульманами, которые отрицательно относились к иконам. Ведь их бог был невидим, не явил себя в человеческой природе, не дарил свое изображение «Спасом Нерукотворным». Превратно истолковывая заповедь о запрете «изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» (Исх. 20: 4), иконоборцы Византии повсеместно принимали постановления против икон и настенной живописи в храмах, «…чтобы живописи в храмах не было и чтобы не служило предметом почитания и обожания то, что изображается на стенах».

3.jpg

Византийское иконоборчество разделяется на два периода. Первый период длился 50 лет. Иконы безжалостно сжигались, мозаики и фрески, украшавшие стены храмов, сбивались. В документах этого времени сообщалось, что «…иконы ввергались – одни в болото, другие – в море, третьи – в огонь, а иные были рассекаемы и раздробляемы секирами. А те иконы, которые находились на церковных стенах, – одни сострагивались железом, другие замазываемы были краскою». Я ясно представляю, как воспринимал эту информацию мой отец – художник, специалист по декоративно-монументальной живописи, расписавший не один дворец культуры в России и всю жизнь готовивший себя к росписи храмов, но так и не доживший до времен, когда это стало возможным. Он окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское, ныне Московский государственный художественно-промышленный университет имени С. Г. Строганова) и, безусловно, из курса истории искусств знал об этом разрушительным для монументальной живописи периоде. Все более ясными становились для меня основания его выбора моего имени. Борьбу с иконоборцами начинает, организует и возглавляет императрица Ирина (VIII в.). 

Императрица Ирина добивается торжественного осуждения ереси иконоборцев на Соборе и восстанавливает иконопочитание при бурном одобрении верующих

Вершиной ее борьбы в согласии с патриархом Тарасием становится созыв VII Вселенского Собора в Никее в 787 году. Ведь очевидно, что в этот период решалась судьба иконописной живописи не только как вида искусства, но и как мощной живописной формы проповеднического служения Христу и Церкви. Ведь вера не только «от слышания» (см.: Рим. 10: 17), но и от явления и видения Богочеловеческой сущности Бога. Императрица Ирина добивается торжественного осуждения ереси иконоборцев на Соборе и восстанавливает иконопочитание при бурном одобрении верующих. Но победа была временной. После смерти императрицы Ирины в 803 году начинается второй период иконоборчества. Он оканчивается в 843 году, в первое воскресенье Великого поста, когда в Константинополе, в Храме Святой Софии при участии императрицы Феодоры было проведено торжественное восстановления иконопочитания. Этот праздник отмечается в нашей Церкви как Торжество Православия вместе с почитанием императрицы Феодоры.  Императрица Ирина же за благочестивое радение о Церкви и исключительное попечение о религии в государстве почитается в Константинопольской, Кипрской, Элладской Православных Церквах.

4.PNG

Из греческих рукописей ее житие и день ее памяти – 9 августа попадает в славяно-русские Прологи, но в современном календаре Русской Православной Церкви дня памяти святой императрицы Ирины нет. Но зато он есть в соборной памяти о великих исторических событиях и в личной памяти людей. Для меня борьба императрицы Ирины за иконопочитание как видимое богословие и зримую проповедь глубоко символична. Именно икона стала для меня первым свидетельством существования неизвестного для многих и гонимого в 60–70-е годы мира веры. Этим свидетельством стала старая икона именно святой Ирины. Это была первая икона, которую я увидела в своей жизни. Она явилась мне дома среди старых книг, с которыми в детстве я играла в библиотеку. Очевидно, она была куплена в храме в день моего Крещения и тайно хранилась родителями. Позднее, в 90-е годы, в щедро иллюстрированной советской книге о русской живописи именно иконы Рождества Богородицы, Рождества Христова, Троицы, Распятия Спасителя, Воскресения, Покрова Богородицы, Вознесения раскрывали мне сущность христианства, его смысл и значение, его историю – все то, что находилось под запретом в образовании, было скрыто и неизвестно для многих. Именно иконы, за которые боролась благоверная императрица Ирина, выполнили для меня свое великое проповедническое и просветительское предназначение указания Пути и раскрытия Истины. Эту работу до сих пор совершают образы святых, имена которых дают и носят люди, воплощая память и почитание их свершений и подвигов в истории.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить