О святителе Иоанне Шанхайском и Сан-Францисском, чудотворце

Я никогда не встречался с владыкой Иоанном лично. Я рос в городе Кливленд в штате Огайо, рос в годы холодной войны, когда [в США] очень трудно было быть русским американцем. Помню сигналы тревоги, мы бежали в бомбоубежище, потому что собирались напасть Советы. Я очень хотел ассимилировать. Благодаря Церкви и моей бабушке этого не случилось.

1 (2).jpg
Протоиерей Виктор Потапов

В 1966 году – это был второй или, может быть, третий год моего серьезного воцерковления, – мы с бабушкой как-то вернулись домой после вечерней службы, и мне позвонил папа. Он сказал: «Умер архиепископ Иоанн Шанхайский». Я о нем даже не слышал, но почувствовал, что защемило сердце. Как-то интуитивно ощутил, что этот человек так или иначе сыграет значимую роль в моей жизни. Матушка кратко рассказала о явлении владыки во сне. Я не из тех людей, которые придают снам большое значение, обычно не одобряю, когда прихожане подходят ко мне, спрашивая, что значит тот или иной сон. Когда святитель Иоанн является во сне, говорит, что тебе в ближайшем будущем предстоит играть важную роль…Но то, что он сказал, в скором времени сбылось. По-настоящему верю, что тогда во сне явился сам святитель Иоанн.

Я о нем даже не слышал, но почувствовал, что защемило сердце

Вскоре после этого видения меня взяли на работу на радиостанцию «Голос Америки» в городе Вашингтоне, и все сложилось совершенно чудесно. Нашему храму был нужен новый священник, потому что мой предшественник, архимандрит Николай (Пекоторос), русский грек, уже был пожилым. Митрополит Филарет сказал мне, что вашингтонскому приходу нужен молодой священник, владеющий двумя языками, отец Николай говорил на одном. Так я стал вторым священником и начал работу на радиостанции «Голос Америки». Меня взяли не для того, чтобы я вел религиозную передачу. Единственная религиозная передача, которая тогда у нас выходила, – это пяти-шестиминутные проповеди архиепископа Сан-Францисского Иоанна (Шаховского), другого архиепископа Иоанна. Не буду вдаваться в подробности, но, поскольку владыка Иоанн благословил это начинание, мне в конечном итоге дали вести сорокапятиминутную программу «Религия в нашей жизни», в которой стали транслировать русские православные проповеди, рассказывать об основах веры. Эта радиопередача выходила регулярно на протяжении нескольких десятилетий.

2 (1).jpg
Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский

В том, чем мне довелось заниматься, ясно вижу руку святителя Иоанна. Передо мной на рабочем месте каждый день стояла его икона. И я ясно вижу руку владыки в том, что меня назначили настоятелем его прихода. Как вы знаете, приход в Вашингтоне был организован святителем Иоанном в 1949 году, он приехал в столицу США и первым из православных людей стал ходатайствовать о своей пятитысячной пастве на острове Тубабао.

Не могу даже начать перечислять все те щедроты, которых сподобился наш Иоанно-Предтеченский приход в Вашингтоне. Он является одним из самых оживленных на Восточном побережье. Службы у нас совершаются и на английском, и на русском, каждые выходные мы на обоих языках совершаем полный цикл положенных богослужений. Уверен, это то, чем святитель Иоанн был бы очень доволен.

По-настоящему верю, что тогда во сне явился сам святитель Иоанн

Несколько лет назад произошла следующая история. Одна наша прихожанка, Татьяна Деева, некоторое время жила в Сан-Франциско. В ее семье хранилось много вещей из храмов на острове Тубабао. После того, как она умерла, родные забрали из ее квартиры вещи, которые хотели забрать, а нам пришлось вывозить все остальное. Многие книги отца Николая Колчева (деда Татьяны Деевой), богословские книги, иконы, фонари были перевезены в наш храм. Мы думали, что вывезли все. Но скоро нам позвонила хозяйка квартиры (она хотела ее сдать или сделать ремонт, а потом сдать) и сказала, что под кроватью лежат религиозные картины. Мы вернулись и увидели большие иконы, размером примерно полметра на метр длиной, архангела Михаила, Христа, Богородицы, также там была Плащаница, очевидно все это было из небольшого иконостаса. У нас также оказалась коробка со старыми фотографиями. Когда появилась возможность, я просмотрел эти снимки и захотел сохранить все фотографии духовенства и церковной жизни. Среди этих снимков я увидел два конверта, на которых карандашом было написано: «Тубабао». Внутри лежали маленькие черно-белые фотографии церквей на Тубабао, они находились в палатках. Я обнаружил, что иконы, спрятанные под кроватью в квартире, – иконы из храмов на Тубабао. Перед ними молился святитель Иоанн до приезда в Вашингтон в 1949 году.

Среди этих снимков я увидел два конверта, на которых карандашом было написано: «Тубабао»

Эти иконы сейчас находится у нас в храме, лучше сказать, в нашем приходском доме. Прослеживается ясная связь между тем, как владыка Иоанн отправился на Тубабао, перенес духовную жизнь оттуда в Вашингтон. Мы очень гордимся тем, что у нас есть эти иконы.

3 (1).jpg
Литургия на острове Тубабао

Владыка Иоанн основал наш приход, отслужил здесь первую Литургию 11 сентября 1949 года, в праздник Усекновения главы Иоанна Крестителя. Очень необычный праздник для приходского храма, обычно в честь него называют храмы в монастырях, но, так как в этот день была совершена первая Литургия, владыка настоял на том, чтобы приход назвали в честь этого праздника.

После того, как владыка уехал, он продолжил заботиться о приходе в Вашингтоне, продолжил переписываться со всеми настоятелями. В течение непродолжительного времени нашим настоятелем был отец Эммануил, впоследствии епископ Константин (Ессенский). Несколько лет назад было обнаружено, что его останки, как и владыки Иоанна, нетленны. Потом ненадолго настоятелем был отец Борис Крицкий, хранитель Курской иконы Божией Матери. И наконец, по благословению митрополита Анастасия, из Греции приехал отец Николай (Пекоторос), там он был священником в бывшей посольской церкви в Афинах, на вашингтонском приходе он прослужил двадцать семь лет. Владыка постоянно писал им письма: по праздникам, в день престольного праздника, и большинство этих писем хранятся в наших архивах.

Владыка постоянно писал им письма: по праздникам, в день престольного праздника, и большинство этих писем хранятся в наших архивах

Наш первый староста Александр Леонович Булавский очень почитал владыку Иоанна еще при его жизни. Из тех писем, которые нам передал его сын Лев Александрович со своей супругой Еленой Михайловной, одно особенно важно и заслуживает хотя бы мимолетного упоминания. Среди тех писем было письмо от 3 апреля 1950 года: «Мы, нижеподписавшиеся, Александр Леонович и Вера Александровна Булавские, живущие на 6181 Марлборо Пайк, Вашингтон, Колумбийского Округа, даем сию Дарственную Запись Архиепископу Иоанну Максимовичу, Архиепископу Шанхайскому, на принадлежащую нам землю, которая состоит из 19-ти участков от No. 36 до No. 54 включительно, в квартале No. 35 в подотделе Гретер Капитол Хайтс, между 59-й и 60-й улицами, на улице "Н", выходящую на три улицы, с площадью 180 на 230 квадр. футов, как это обозначено на плане, находящемся в Земельных Записях в Принц Джордж Каунти – штата Мэриленд – для постройки приюта имени свт. Тихона Задонского, возглавляемого вышеупомянутым Архиепископом Иоанном».

4 (1).jpg
Собор святого Иоанна Крестителя, Вашингтон

Владыка Иоанн ответил им 7 апреля, четыре дня спустя. «Четверток Седмицы Фоминой, – пишет владыка, – многоуважаемые Александр Леонович и Вера Александровна. Вчера вечером получил Ваше письмо с дарственною записью на участок земли для Приюта свт. Тихона Задонского. Глубоко и преглубоко благодарен Вам за Ваш щедрый дар и за желание помочь детям, попавшим в тяжелое положение. Я в последние дни был особенно озабочен ими, т.к. получил официальное уведомление от IRO – копию телеграммы из Женевы, – что они собираются расформировать Приют, часть детей отослав в Зап. Европу, а часть оставив на Филиппинах. Я уже написал в управление IRO, что принимаю меры к перевозке их сюда и прошу без моего ведома ничего не предпринимать в отношении Приюта. Сейчас буду наводить справки, какие требования предъявляются к приютам законом и правилами, а также насколько скоро могут они быть сюда доставлены, чтобы разрешить вопросы, связанные с устройством помещения. Постараюсь выяснить как юридическую, так и другие стороны сего вопроса. На случай, если почему-либо не удастся использовать Вами жертвуемый участок, прилагаю при сем бумагу, как и прежде Вам обещал, что участок возвращается Вам в этом случае. Бумага написана по-русски, но, если хотите, выдам и на английском. […] Да даст Господь, чтобы дети смогли дальше воспитываться в наиболее подходящих для них условиях, а земля, жертвуемая Вами, была использована, как Господу угодно! Уважающий Вас, Иоанн, Архиепископ Шанхайский».

В другом, коротком письме Булавским святитель Иоанн объясняет последующую судьбу детей из Свято-Тихоновского приюта: «Христос воскресе! 25 апреля 1950 г. […] Благодарю Вас за заботы о находящихся на Самаре». Затем он пишет о законе, принимаемом Сенатом: «Вопрос о том, каким путем проводиться будет закон, вероятно, решится в субботу. Узнать о том можно в Сенате в комнате 449. Будут также сразу знать и в D.P. комиссии [т.е. Комиссии по перемещенным лицам – прим. авт.]. Буду благодарен, если узнаете, а также известите меня. […] О Приюте пока вопрос открыт, т.к. когда закон пройдет и можно будет начать хлопоты, вероятно сразу нужно будет указать, куда их поместить по приезде. Я и занят тем вопросом, т.ч. сказать в прошении, что постройка еще лишь будет, нельзя. Когда они уже будут здесь, можно разговаривать о дальнейшем их устройстве, но пока первый вопрос, как их привезти, это тоже будет зависеть в значительной степени от имеющего выйти закона».

5 (1).jpg
Дети из приюта святителя Тихона Задонского в Шанхае

Наконец, третье письмо было написано на бланке Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, где тогда находился владыка. «23 ноября 1950 г.», – это был день памяти святого Александра Невского, и первый абзац посвящен ему, а последний – обращен к Булавским. «А не согласны ли Вы бы были передать этот участок в собственность Архиерейскому Синоду? Со временем там бы могло быть устроено помещение на случай приезда туда Первосвятителя или его представителя. Если да, то сообщите, пока я на Соборе, чтобы доложить Митрополиту Анастасию, а после и сами представитесь ему».

Владыка, конечно, так и не перенес приют в Вашингтон. Но из этого последнего письма, в котором владыка выражает надежду, что Булавские передадут землю в собственность Архиерейского Синода, чтобы создать в Вашингтоне представительство РПЦЗ, ясно видно, что реальное присутствие РПЦЗ в Вашингтоне владыка считал очень важным. К сожалению, почему Булавские не передали землю в собственность Архиерейского Синода, остается тайной. В любом случае, если бы все сложилось иначе, то Свято-Тихоновский приют мог был находиться в Вашингтоне. Но мы рады, что все сложилось так, как сложилось, конечно, большинство жителей Тубабао переселились в Калифорнию, и исполнилась воля Божия.

Перевела с английского Мария Степанова
YouTube-канал Западно-Американской епархии РПЦЗ

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить